Поможет ли обнуление НДС развитию внутреннего туризма
Правительство предлагает обнулить НДС для туроператоров, организующих путешествия внутри страны. Ранее от такого налога освободили средства размещения и передвижения туристов. «Профиль» разбирался, поможет ли отрасли эта мера господдержки, снизятся ли цены для туристов, а также нужно ли возвращать кешбэк.
- Повышение доступности турпродукта
- Конкурентные преимущества
- Туристическое поле, а не полянка
- Адресный кешбэк
Повышение доступности турпродукта
Законопроект, разработанный Минфином во исполнение поручения президента, предусматривает изменение ст. 149 ч. 2 Налогового кодекса РФ. Предлагается освободить от налога на добавленную стоимость (НДС) операции по реализации туристского продукта в сфере внутреннего и въездного туризма, которые осуществляются с 1 января 2023 года по 30 июня 2027 года. В финансово-экономическом обосновании к проекту отмечается, что эта мера приведет к выпадающим доходам федерального бюджета – около 4,2 млрд рублей в год.
Авторы документа считают, что снижение налоговой нагрузки на туроператоров будет способствовать снижению цен на путешествия. Вместе с тем вице-премьер Дмитрий Чернышенко заявил, что эти средства компании смогут направить на развитие туристических продуктов, новых направлений и инфраструктуры. Кроме того, освобождение от НДС будет способствовать снижению рисков банкротств туркомпаний и поддержит те из них, которые разрабатывают и продвигают комплексные турпродукты.
Тетрис отельеров: какие перспективы открывают для туриндустрии модульные гостиницы
На сегодняшний день в реестре туроператоров по внутреннему и въездному туризму 4250 компаний. Большинство из них работают по упрощенной системе налогообложения. Таким образом, законопроект затронет только крупных туроператоров, а таких в стране в разы меньше.
Внутренний турпоток в России по итогам прошлого года составил 73 млн человек, к 2030-му Минэкономразвития планирует довести этот показатель до 140 млн.
Летом прошлого года от уплаты НДС были освобождены средства размещения туристов и транспортные организации. Нулевая ставка действует для пассажирских железнодорожных перевозок и перелетов между регионами без стыковок в Москве и Подмосковье.
При этом обнуление НДС для отелей фактически создало дополнительные сложности для туроператоров, у которых обязательства по НДС оставались, рассказал президент Общенационального союза индустрии гостеприимства (ОСИГ) Алексей Волков. В итоге оно никак не повлияло на стоимость туристического продукта, точнее, не способствовало ее снижению.
По словам эксперта, отмена НДС для туроператоров – долгожданная мера, которая направлена именно на решение задачи доступности турпродукта. Цены меньше не становятся – это связано со взрывным спросом на внутренний туризм. «Россияне стали чаще путешествовать по стране. В этом году мы ожидаем еще плюс 5% к показателям прошлого года. Это примерно на 3 млн больше туристических поездок», – отметил Волков.
Однако, к сожалению, пока не удалось обнулить НДС для прочих услуг в объектах размещения – питание, спа и прочее, добавил эксперт. Сейчас идет работа в этом направлении.
Конкурентные преимущества
Отсутствие НДС напрямую повлияет на себестоимость, поэтому игроки отрасли могут пойти на понижение цен там, где рентабельность бизнеса позволяет, говорит заместитель председателя комитета по туризму «Деловой России», генеральный директор Управляющей компании туркластерами Свердловской области Леонид Гункевич. Тем, кто получает мизерную прибыль или вообще держится на грани банкротства, отмена НДС поможет создать более устойчивую экономическую модель. До сих пор на туроператоров ложилась налоговая нагрузка за работающих без НДС (места размещения, гиды, транспорт), а теперь они сбросят этот груз с плеч.
При этом эксперт отметил, что обнуление НДС для транспорта не дало существенного снижения цен на авиабилеты, но улучшило экономическую ситуацию в региональных авиакомпаниях.
Снижение налоговой нагрузки может повлиять на устойчивость компаний, согласен доцент Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, директор Фонда развития малых исторических городов Юрий Щегольков. Меньше будет соблазнов уходить в демпинг, от чего страдала отрасль все последние годы. «Не думаю, что цены будут снижаться. Просто потому, что туроператорство не является супердоходным бизнесом. Маржа минимальная, конкуренция высокая», – полагает он.
Родные просторы: как государство помогает развитию отечественной туриндустрии
Нулевая ставка НДС увеличит конкурентные преимущества туроператорского бизнеса, считает руководитель профессиональной комиссии Московской ассоциации туристических агентств (МАТА), старший преподаватель кафедры «Менеджмент в индустрии гостеприимства» ИОМ РАНХиГС Александр Преображенский. Выбирая между самостоятельным бронированием и обращением в турагентство, россияне ставят во главу угла цену на путешествие. По мнению эксперта, в целом по отрасли стоимость поездок будет снижаться, но на средней цене экскурсионного тура отмена НДС скажется незначительно: основные затраты на формирование тура приходятся на услуги (проезд/перелет, питание, экскурсии).
Однако есть надежда, что потребитель в итоге получит более качественную услугу. Проект закона указывает, что нулевая ставка НДС работает только при «условии реализации полного объема услуг классифицированной гостиницы с одновременной реализацией услуг по представлению физлицам средства размещения». Таким образом, туроператоры будут заключать договоры с гостиницами, которые классифицированы, а бизнесмены, ради экономии не стремящиеся это делать, будут вынуждены пересмотреть взгляды на экономику в пользу индустриального подхода.
Туристическое поле, а не полянка
В течение последних лет правительство активно поддерживает отечественную туриндустрию. Например, на создание инфраструктуры для развития туризма на особо охраняемых природных территориях будет выделено 5,1 млрд руб., на строительство модульных гостиниц – 11 млрд руб., субсидии будут предоставлены 38 регионам.
План реализации Стратегии развития туризма в России до 2035 года включает 65 мероприятий по господдержке отрасли, в их числе: финансирование развития туристических кластеров в регионах, льготное кредитование инвестиционных проектов по созданию туристической инфраструктуры, гранты бизнесу на строительство и реконструкцию гостиниц, а также поддержка развития сельского и экологического туризма.
В целях поддержки туротрасли государству следует создавать более благоприятные условия для бизнеса, говорит Леонид Гункевич. В частности, сконцентрироваться на развитии локального туризма, ведь 80% россиян путешествуют на расстояние одного бака бензина. Также необходимо развивать территории в соответствии с концепциями и мастер-планами, а не хаотично, готовить землю и обеспечивающую инфраструктуру (сети, дороги) для передачи инвесторам, строить якорные туристические объекты в рамках государственно-частного партнерства и инвестировать бюджетные деньги в проекты, которые дадут максимальные социально-экономические эффекты. Особое внимание нужно обратить на регионы, где развита экономика и туризм работает как сильный экономический коэффициент, не забывая, что основные доходы объекты туризма получают от проживающих неподалеку.
«Частные инвестиции приходят на территории, где решены ключевые вопросы: есть земельный участок целевого назначения, возможности подключения к сетям, готовая проектно-сметная документация, наличие базового турпотока, разработана финансовая модель, концепция и мастер-план», – подчеркнул Леонид Гункевич. Когда все базовые вопросы будут решены, частные инвестиции придут сами, убежден он.
Госзаказ на пляжный отдых: в России построят новые морские курорты
Отрасль ждет от государства новый закон и дополнительные средства на льготное кредитование для строительства гостиничных объектов, говорит Алексей Волков. Меры поддержки, направленные на создание туристической инфраструктуры и строительство модульных отелей, нужно распространить на все регионы без исключения.
«Мы видим, что, например, Астраханская область, Крым, Краснодарский край, Осетия и многие другие регионы эти средства не получили, а спрос на такую меру поддержки есть. И главное, что в стране появляются новые модульные отели, а это значит больше новых возможностей для туристов», – считает он.
По словам Волкова, инвесторы, которые приходят в туризм из других отраслей, таких как строительство и промышленность, создают новые, качественные, интересные и яркие проекты в индустрии гостеприимства. Важна рентабельность бизнеса и окупаемость вложений, которые в сфере туризме пока находятся на очень низком уровне. Также эксперт надеется на продление чартерной программы.
В отрасли много проблем, зачастую «проседают» целые направления и виды туризма, отмечает Юрий Щегольков. По пальцам можно пересчитать регионы, которые оказывают поддержку тем видам туризма, которые должны быть первоочередными, но не пользуются популярностью у бизнеса. Например, детский туризм или туризм для пожилых людей. Это крайне низкий по маржинальности сегмент, и туроператоры им не занимаются. Поддержка могла бы быть в виде субсидий, финансирования процентных ставок по кредитам. В некоторых регионах (например, в Тверской области) такие меры приводят к существенным позитивным результатам.
Для развития туротрасли в России сейчас нужно больше туристических локаций, перелетов в разные концы страны и планеты, считает Александр Преображенский: «Нужно туристическое поле, на котором можно зарабатывать. Сейчас это маленькая полянка, из туризма ушла индустриальная составляющая».
По его мнению, у нас не хватает туристических локаций, направленных на познание собственной страны, нет спроса на активные, неординарные туры. В советское время в каждом ущелье гор Кавказа был альпинистский лагерь, а через путешествия на байдарках или велосипедах прошли тысячи детей, и это считалось нормой.
Также предпринимателей необходимо поощрять на создание новых туристических продуктов. Нужны экоотели в наших живописных лесах – такие, чтобы добраться до них можно было только пешком и с рюкзаком. Дороги должны быть оборудованы комфортабельными местами для отдыха и остановки, тогда станет больше автопутешественников.
Малые реки готовы принять байдарочников, моторные катера с каютами. А предприниматели на местах, получив льготные кредиты, готовы построить причалы, гостевые домики, организовать экскурсии по местам, неведомым ранее массовому туристу.
«Программа поощрения инвестиций в туризм должна уйти с побережья наших морей и проспектов больших городов и появиться в малых городах, красивых местах, реках и озерах нашей страны», – убежден Преображенский.
Адресный кешбэк
В обществе идет активная дискуссия о возвращении туристического кешбэка, который был отменен по решению Минэкономразвития. В ведомстве отмечали, что спрос на путешествия по стране превышает предложение, поэтому запускать программу в 2023 году нецелесообразно. Игроки отрасли относятся к этому по-разному.
Кешбэк на путешествие по России – хорошее подспорье для туристов, покупающих пакетные туры у туроператоров, говорит Леонид Гункевич. Он стимулирует спрос при сохранении оптимальных ценовых параметров предложения. Для туристов, предпочитающих самостоятельные путешествия, кешбэк уже не так выгоден, так как покрывает только стоимость жилья, а не проезда. Кроме того, есть территории, которые всегда востребованы, например Краснодарский край, Алтай. Туда люди будут ездить в любом случае и без всяких дотаций. Нет смысла вливать огромные суммы в поддержку курортов, которые и так заполнятся. Стоит стимулировать приток туристов в удаленные от центра и малоизвестные регионы – Урал, Сибирь, Камчатка, Дальний Восток.
Также кешбэк нужно кастомизировать, то есть сделать более целенаправленным и индивидуальным для разных категорий и разных регионов. «Люди, покупающие дорогие туры от 300 тысяч и более, вряд ли нуждаются в кешбэке, а вот семьи со средним доходом, многодетные семьи – для них это реальный стимул для путешествий по родной стране, причем полным составом с бабушками и дедушками, которые тоже не против поменять работу в огороде на виды с Уральских гор», – полагает Гункевич.
Отельеры перешли на прием: как в России развивается индустрия гостеприимства
Кроме того, кешбэк на детский отдых, по опыту прошлого года, был одним из самых востребованных видов поддержки, и люди ждали его возвращения.
Все меры, которые способствуют увеличению турпотоков, надо развивать, согласен Юрий Щегольков. В ситуации перманентного форс-мажора, в котором находится экономика туризма, крайне чувствительная к любым изменениям и новым рискам, такие меры способствуют устойчивому росту отрасли.
Туристический кешбэк возвращать не нужно, возражает Алексей Волков. В свое время он сильно перегрел рынок, в том числе повысил стоимость отдыха в детских лагерях и в объектах размещения. Однако эту меру поддержки стоит пересмотреть и предоставить для тех категорий граждан, которые сегодня не могут позволить себе поездку по стране за полную стоимость. Например, для людей с ограниченными возможностями здоровья, для пенсионеров, детей, молодежи и так далее.
Не стоит возвращать туристический кешбэк в том виде, в котором он был, уточняет Александр Преображенский. Прежняя модель свое предназначение выполнила. Сейчас нужно развивать отдельные виды туризма (активный, экскурсионный), осваивать новые направления туризма, которых у нас в стране либо нет вообще, либо они находятся в зачаточном состоянии. И здесь программа кешбэка могла бы сыграть положительную роль. «К примеру, для поездок в Сочи нет кешбэка, а для путешествия на курорт Каспийского моря Каякен или для тура по Костромской области с посещением Галича, Чухломы и лесного терема Асташово – есть. В этом случае кешбэк будет работать на популярность туров неординарных, интересных, познавательных», – уверен эксперт.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".