Наверх
1 августа 2021

Понять и простить: почему можно обнулить НДФЛ для бедных

©Shutterstock/Fotodom

Депутатам Госдумы в очередной раз предлагают рассмотреть законопроект, отменяющий НДФЛ для низкооплачиваемых россиян. И хотя эту инициативу вроде бы можно списать на предвыборной популизм, необходимость коррекции действующей системы налогообложения физических лиц явно назрела.

В настоящее время в РФ действует так называемая плоская шкала – постоянная процентная ставка в размере 13%, не зависящая от уровня дохода работника. Она была введена вместо прогрессивной шкалы в 2001 году. Решение позиционировалось как эффективное средство борьбы с черными и серыми схемами оплаты труда и прочих заработков, унаследованных российской экономикой из лихих девяностых годов прошлого века.

Задача в целом была решена – в короткие сроки обеспечен значительный рост собираемости при снижении издержек на администрирование НДФЛ. Вместе с тем отступление от принципов социальной справедливости всем было очевидно. Это как вариант философской притчи о том, кто больше помог нищему – богач-миллионер, расставшийся с червонцем, или бедняк, отдавший последний рубль.

Агрессивная шкала: как россиян готовят к повышению налогов

Неудивительно, что за последние два десятилетия неоднократно поднимался вопрос о целесообразности реформирования налога на доходы физических лиц, чтобы максимизировать его фискальные функции через введение прогрессивной шкалы. В качестве примеров принято приводить опыт других стран.

В частности, доходы физических лиц во Франции не подлежат обложению подоходным налогом, если за год они не превысили €9964. Если же порог преодолен, то начинает работать прогрессивная шкала. Причем максимальная ставка достигает 45% для тех, кто зарабатывает в год более €156244. Следует отметить, что во Франции в составе налогооблагаемой базы по доходам учитываются пенсии и социальные пособия, чего нет в российском законодательстве. При текущем курсе евро необлагаемый минимум дохода в годовом исчислении на домохозяйство из двух человек, по французским правилам, составляет почти 880 тыс. рублей, или примерно 73 тыс. рублей в месяц.

Что касается Швеции, то в этой стране подоходный сбор начинают взимать с гражданина, когда доход превысит €45 тыс. в год. В этом случае налогоплательщик отдает в государственную казну 20% своего заработка. Но это не предел. С ростом доходов соразмерно растет и процентная ставка налога, и она может достигать 57%. При «конвертации» в российских рублях это соответствует годовому доходу почти в 4 млн рублей, или 330 тыс. рублей в месяц. Как говорится, комментарии излишни. Просто в России и Швеции совершенно разные системы определения богатства и бедности.

Вероятно, нам потенциально ближе и интереснее опыт Китая, где НДФЛ также рассчитывается по прогрессивной ставке. С 1 января 2021 года в отношении основного дохода резидентов, к которому относятся заработная плата, доход от оказания трудовых услуг (с вычетом 20% издержек), роялти (с вычетом 20% издержек) и авторские вознаграждения (с вычетом 20% издержек и снижением налогооблагаемой суммы на 30%), действуют разные ставки. При годовом доходе менее 36 тыс. юаней – 3%; до 144 тыс. – 10%; до 300 тыс. – 20%; до 420 тыс. – 25%; до 660 тыс. – 30%; до 960 тыс. – 35%; более 960 тыс. – 45%. При расчете совокупного основного дохода применяется стандартный вычет в размере 5 тыс. юаней в месяц. При текущем курсе юаня к рублю – около 11,32 рубля – по минимальной (3%) ставке облагается годовой доход до 407500 рублей, или примерно 34 тыс. рублей в месяц.

Таким образом, любое сравнение прогрессивной китайской шкалы с плоской российской оказывается не в пользу последней. Это подтверждает, что реформа системы НДФЛ назрела и требуется политическая воля для начала ее реализации. Вопрос в том, выполнима ли задача с точки зрения выпадающих доходов бюджета, есть ли средства и источники покрытия «недостачи».

Обратимся к статистике. В 2019 году МРОТ в России составлял 11280 рублей. По данным Росстата, такую низкую зарплату получали приблизительно 1,2 млн человек – 4,6% от официально работающих россиян.

Дыра в казне: дефицит бюджетов российских регионов стал рекордным

При ставке НДФЛ в 13% с них за год в общей сложности собрали около 21,11 млрд рублей. Много это или мало? Министерство финансов в марте этого года ежедневно покупает на бирже валюты (главным образом доллары и евро) на 6,7 млрд рублей. Всего за первый месяц весны на это планируется потратить до 146 млрд рублей. Полученные средства поступают в государственный бюджет и аккумулируются в ФНБ. Как представляется, для реализации инициативы по освобождению беднейших россиян от НДФЛ деньги вполне можно взять из дополнительных нефтегазовых доходов.

Впрочем, цена вопроса, конечно, будет выше. По данным Росстата, в июне 2020-го средняя зарплата в России составила 52,1 тыс. рублей. Однако 7,5 млн человек сегодня декларируют доходы, облагаемые по ставке 13%, в размере менее 15 тыс. рублей в месяц. Несложно подсчитать, что при освобождении их от НДФЛ казна недосчитается порядка 176 млрд рублей в год. Сумма вроде бы внушительная, но она близка к месячным затратам Минфина на покупку валюты в рамках бюджетного правила – 146 млрд рублей по итогам марта.

Так что если с мировыми ценами на нефть будет все в порядке, то серьезного напряжения для бюджетной системы не возникнет. Более того, в случае введения полноценной прогрессивной шкалы НДФЛ потери казны от снятия фискального бремени с низкооплачиваемых работников могут быть частично компенсированы.

В принципе, демонтаж плоской шкалы уже начался. С 1 января 2021 года россияне, зарабатывающие более 5 млн рублей в год, начали платить НДФЛ по ставке 15%. По оценке Минфина, они пополнят бюджет в текущем году почти на 60 млрд рублей. Прибавка может быть существенно больше, если власти пойдут по пути того же Китая. Однако есть риски сокращения доходной части многих региональных и местных бюджетов. НДФЛ, как известно, распределяется между субъектами Федерации и муниципалитетами в пропорции 85% и 15% соответственно.

Это может быть особенно критично для территорий с низкой средней заработной платой. По данным ФНС, поступления в консолидированный бюджет от НДФЛ составляют без малого 20% от суммы уплаченных налогов и акцизов. Проблему неизбежно придется решать трансфертами из федерального бюджета. Это – цена торжества социальной справедливости над уравниловкой, когда бедные (в процентном отношении) расстаются с гораздо большей долей своих доходов, чем богатые.

И все же рубить сплеча, форсировать события в данном случае не стоит. Прогрессивную шкалу НДФЛ желательно вводить постепенно. И первым шагом в этом направлении вполне может стать отмена подоходного налога с граждан, получающих зарплаты на уровне, близком к МРОТ.

Автор – доцент, преподаватель кафедры финансовых дисциплин Высшей школы управления финансами

Читать полностью (время чтения 4 минуты )
Избранные статьи в telegram-канале ProfileJournal
Больше интересного на канале Дзен-Профиль
Самое читаемое
01.08.2021
31.07.2021