25 ноября 2024
USD 102.58 +1.9 EUR 107.43 +1.35
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Позолоченные рельсы
Экономика

Позолоченные рельсы

До последнего времени ОАО «РЖД» формально считалась компанией прибыльной. Однако на самом деле никогда не могла обходиться без государственной помощи. Причем масштабы бюджетных вливаний в разы превышают корпоративную прибыль. В этом году, как ожидается, компания может получить от государства рекордные 260 млрд руб. Новое руководство РЖД готово отказаться от госсубсидий в 2016 году, но в ответ ждет налоговых льгот и дальнейшего повышения тарифов, на что не согласно уже правительство.

ОАО «Российские железные дороги» было образовано в 2003 году. Оно на 100% принадлежало Российской Федерации. Согласно уставу, главными целями деятельности акционерного общества являются обеспечение потребностей в железнодорожных перевозках и услугах, а также извлечение прибыли. С тех пор, как мы видим из данных отчетности компании, с последней целью – извлечением прибыли она всегда справлялась, даже в период кризиса 2008–2009 годов. По крайней мере, на первый взгляд. Дьявол, как известно, в деталях, и эти детали мы и рассмотрим.

Исключением из прибыльного ряда РЖД стал последний год (по РСБУ – российской системе бухгалтерского учета) или два (по МСФО – международным стандартам финансовой отчетности). По данным за 9 месяцев 2015 года, РЖД также оказалась в небольшом минусе (по итогам этого года, минус, вероятно, заметно вырастет). Что же загнало РЖД в убытки?

Если мы посмотрим на доходность отдельных видов деятельности РЖД, то увидим две главные прибыльные статьи – грузовые перевозки и госпомощь.

Перевозки

Показательно, что никакого «перекрестного субсидирования» (т.е. дотирования пассажирских перевозок за счет грузовых) в деятельности РЖД больше нет. Такое субсидирование было характерно для железных дорог в 90‑е годы и в начале работы ОАО «РЖД». В 2003 году убыток от пассажирских перевозок «съедал» половину прибыли от грузовых. Эта проблема фокусировалась как одна из основных в железнодорожных перевозках.

С тех пор тарифы на пассажирские перевозки ускоренно, с опережением инфляции, выросли, но все же они продолжают дотироваться из федерального бюджета. Более 90% всей выручки и всю прибыль от перевозок РЖД зарабатывает именно на перемещении грузов, а не людей.

Госпомощь

Помимо грузоперевозок, статья, приносящая большую прибыль РЖД, – госпомощь. Она существует в явном виде – как статья в бухгалтерском балансе. Размеры ее можно оценить только по МСФО, в отчетах компании по РСБУ она прячется в «прочих». В 2013 году РЖД получила 50 млрд руб. из бюджета, в 2014-м – 51 млрд руб., за первое полугодие 2015-го–29,6 млрд руб.

За 2015 год субсидии госбюджета распределялись примерно поровну по пассажирским перевозкам дальнего следования и пригородным. 95% – из федерального бюджета.

©
Вторая форма – госпомощь для проведения ремонта объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта. В 2014 году она составила 26 млрд рублей. Кроме того, РЖД получила на те же цели еще 30 млрд руб. по расчетам за 2013 год.

Третья форма госпомощи – вложение государства в уставной фонд ОАО «РЖД». В 2013 году таких вложений было два, на общую сумму 92,5 млрд руб., в 2014-м – три, на сумму 52,8 млрд руб. За 9 месяцев 2015 года уставной капитал ОАО «РЖД» увеличился еще на 55 млрд руб., однако аппетиты компании заметно больше: в 2015 году она выпустила в пользу Российской Федерации (по решениям правительства) 2 эмиссии акций на общую сумму 114,3 млрд рублей: на 64,3 – обыкновенные акции и на 50 – привилегированные. Эмиссия обыкновенных акций на 30 июня 2015 года государством не оплачена. Похоже, по итогам 9 месяцев – тоже.

Четвертая форма господдержки совсем новая. Это использование средств фонда национального благосостояния (ФНБ). В конце 2014 года правительство запланировало выделить 250 млрд руб. из ФНБ на 5 проектов РЖД. Эти деньги должны быть выданы (согласно постановлению правительства) в двух формах:

– приобретение привилегированных акций РЖД с целевым использованием на модернизацию БАМа и Транссиба (150 млрд руб. под 0,1% годовых в 2015–2019 годах и 2,98% после 2020 года). По этой статье 13 марта ФНБ приобрел привилегированные акции на сумму в 50 млрд руб. (о них шла речь выше), компания получила эти деньги, но пользоваться ими не спешит, тут нет жестких сроков, как, например, при стройках к Олимпиаде.

– облигации РЖД под процентную ставку в размере «инфляция + 1%» еще по 4 проектам. Облигации до сих пор не выпущены – вероятно, компания считает, что эти деньги для нее слишком дороги.

Хотя РЖД не торопится выпускать дорогие облигации, тем не менее нашла способ залезть в госкарман за этими деньгами по одному из проектов – «Приобретение тягового подвижного состава». Средства ФНБ были размещены на депозит в ВТБ и оттуда частично были направлены в РЖД. Под какой процент и на какой срок – непонятно. В 2015 году было выдано таким фактически нелегальным путем 30 млрд рублей.

Можно найти следы и других форм господдержки РЖД, но и так ясно, что с задачей зарабатывания прибыли компания явно не справляется и сидит на госпомощи, размеры которой в разы превышают корпоративную прибыль. Если в 2009–2011 годах ОАО «РЖД» приносило государству 3,6–4,2 млрд руб. дивидендов ежегодно, то уже в 2012 году они не выплачивались (как в кризисном 2008-м), в 2013 году были символические и составили всего 0,19 млрд руб., а в 2014-м вообще 0,045 млрд руб., это практически ноль, меньше, чем в 2003-м, когда компания работала только один четвертый квартал. Но и эти смешные дивиденды по состоянию на 30 июня 2015 года были только объявлены, но не выплачены.

Стоит констатировать: если многие госкомпании приносят РФ значительные дивиденды, то РЖД, наоборот, требует постоянных дополнительных финансовых вливаний из федерального и местных бюджетов.

©

Долги

ОАО «РЖД» приступило к своей экспансии на мировых рынках капиталов с заметным опозданием, пропустив «золотую» для российского бизнеса середину нулевых годов. В 2008 году ОАО «РЖД» зарегистрировало в Ирландии компанию «RZD Capital Ltd», но мировой экономический кризис не дал начать деятельность. Первые евробонды компания выпустила только в 2010 году и с тех пор разместила 8 выпусков в разных валютах (даже в рублях). Последний – на 0,5 млрд евро – уже в феврале 2014 года, в самый разгар падения рубля, когда риски валютных кредитов были понятны, кажется, каждому, даже неискушенному в финансах человеку.

На конец прошлого года объем евробондов РЖД, номинированных в иностранных валютах, составляет $6,4 млрд, это свыше 40% всего долга компании, составляющего $15 млрд, или 843 млрд рублей. Сумма долга невелика, РЖД просто не успела его набрать, как другие госкомпании.

Естественно, как любого валютного должника, в 2014 году РЖД накрыла волна рублевой девальвации – резко возросла рублевая оценка долга и рублевая сумма затрат на его обслуживание. Эти пересчеты (курсовая разница) принесли убытки в 143 млрд рублей. Пусть это и «бумажные» (счетные) убытки, но они резко ухудшили финансовые показатели компании, вогнав ее в большой минус по чистой прибыли.

РЖД с февраля 2014 года больше не занимает в валюте, хотя продолжает выпускать облигации в рублях на внутрироссийский рынок. Но задачи рефинансировать валютные обязательства рублевыми не ставит. Даты погашения по валютным обязательствам – 2017–2031 годы, до этого РЖД явно ничего предпринимать не будет. Это значит, что любая следующая крупная девальвация рубля снова приведет к волне резкого ухудшения финансового состояния компании.

Эти риски можно хеджировать с помощью производных финансовых инструментов, и РЖД уже несколько лет как вышла на этот рынок и пробует инструменты валютных и процентных свопов, фьючерсов, опционов. Информации, чтобы судить об эффективности стратегий хеджирования РЖД, недостаточно. Но ясно, что размеры российского биржевого рынка явно недостаточны для страхования такого размера рисков. И внебиржевой рынок также не слишком помогает РЖД, судя по финансовым показателям.

Финансовый план РЖД на 2016 год

Текущий год стал для РЖД рекордным по размерам госпомощи, в сумме она может превысить 260 млрд руб. Может и не превысить – если государство так и не оплатит уставной капитал в 64,3 млрд руб. или подожмет выплаты из ФНБ. Это настолько превосходит бумажные убытки РЖД от курсовых разниц, что впору говорить о стремительной деградации компании в последние два года.

В середине октября РЖД внесла в правительство финансовый план компании на 2016 год. По данным «Ведомостей», он заметно отличается от весеннего, еще якунинского плана. Раньше РЖД просила 140 млрд руб. субсидий при росте тарифа на 7,5%, 67,5 млрд руб. при росте тарифа на 13%, а без субсидий РЖД смогла бы обойтись при индексации на 17,7%. Торг шел все лето, но Якунин отступал по деньгам очень медленно и неохотно, что, возможно, стало одним из факторов его отставки.

Новое руководство РЖД (Олег Белозеров, с августа 2015 года) намного скромнее и в сентябре 2015-го готово было при индексации тарифа на 10% обойтись 40 млрд руб. субсидий. Теперь в октябрьском плане РЖД могут обойтись совсем без субсидий. Правда, РЖД рассчитывает на льготу по налогу на имущество (22,8 млрд руб.) и урежет свои расходы на перевозки на 30 млрд руб. Также РЖД планирует продать 25% «Трансмашхолдинга» (ТМХ), что может принести до 13 млрд руб. В результате госмонополия обещает даже получить в 2016 году небольшую прибыль.

Фото: Виталий Аньков/РИА Новости
©Фото: Виталий Аньков/РИА Новости

На 2017–2018 годы индексация тарифа предполагается на 4,5%, что приведет к восстановлению бюджетных субсидий, но такой отдаленный план чиновники даже рассматривать сейчас не хотят. Главное, что на следующий год Белозеров сделал то, чего хотело правительство, – ранее первый вице-премьер Игорь Шувалов говорил, что его устроил бы финплан РЖД без субсидий и с индексацией в 10%.

Правительство сильно сократило аппетиты РЖД на 2016 год и, вероятно, будет делать это и в будущие годы. На что РЖД уже приготовила асимметричный ответ – резкое сокращение своей инвестпрограммы. В 2016 году она составит 432 млрд руб., в 2017-м – 330 млрд руб., в 2018-м – 300 млрд руб.

Этот торг РЖД и правительства выглядит путем в никуда. Ситуация зашла в тупик: правительство не готово продолжать практику выплаты огромных субсидий или применения сверхиндексации (в 2016 году она рекордна: инфляция + 3,6%, вряд ли такое повторится). А РЖД без этого попадает в огромные убытки.

Компанию могут спасти только решительные реформы, жесткая экономия на строительстве и закупках (включая избавление от элементов коррупции), а также оптимизация использования своего имущества. Откладывать эти решения больше нельзя. Остается надеяться, что новое руководство РЖД будет готово к таким мерам и не будет пытаться решать все проблемы за счет грузоотправителей и пассажиров.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".