22 ноября 2024
USD 100.68 +0.46 EUR 106.08 +0.27
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Правила "сладкой жизни"
Дайджест сахар Экономика

Правила "сладкой жизни"

Цены на сахар растут вместе с доходами компании "Русагро"

Недавняя громкая история с резкими скачками цен на такие основные продукты, как сахар и подсолнечное масло, к которой пришлось подключаться даже президенту страны, в очередной раз выявила «родимые пятна» российского капитализма. Как выяснилось, такие ценовые эксцессы могут возникать постоянно, если представители бизнеса заинтересованы исключительно в повышении своих прибылей и их абсолютно не волнует, что непомерные аппетиты могут вызвать социальное напряжение в России. И в связи с этим стоит внимательно посмотреть на самих этих «капитанов бизнеса», от которых зависит не только благосостояние народа, но и спокойствие в обществе.

©

Именно этим занялись наши коллеги из издания «Правда.ру», которые провели журналистское расследование о деятельности владельца одного из крупнейших в стране агрохолдингов «Русагро» Вадима Мошковича.

Издание напомнило, как Мошкович пожаловался Владимиру Путину на правительство, которое хочет ввести плавающие экспортные пошлины на подсолнечное масло. По словам владельца «Русагро», это, дескать, «может обернуться для нас большими убытками, нарушением экспортных поставок». Глава государства тогда ответил достаточно жестко - на бизнес никто давить не собирается, важно, чтобы «развитие шло на пользу, прежде всего, гражданам РФ и не в ущерб нашим людям». То есть президент напомнил Мошковичу, что именно такие, как он, и повлияли на рост цен на продукты первой необходимости конце прошлого года. Тогда агрохолдинг «Русагро» завысил оптовые цены на сахар на 78%. А после этого тот же Мошкович возмущается, что государство мешает ему получать сверхприбыли еще и от экспорта. При этом все эти прибыли, измеряемые десятками миллиардов рублей, по данным издания, оседают в кипрском офшоре.

«Правда.ру» напоминает, что группа Вадима Мошковича насчитывает несколько десятков компаний, которые производят сахар, пищевые промышленные жиры и майонез. «Русагро» является вторым ведущим производителем свекловичного сахара в стране, третьим – свинины, компания держит один из самых крупных земельных банков объемом свыше 670 тыс. га и стоимостью более 50 млрд рублей. Также в портфеле бизнесмена ряд девелоперских активов, крупнейшие из которых, ООО «Левел Групп» и АО «Мосстроймеханизация №4», помимо прочего занимаются строительством нескольких жилых комплексов в Москве.

За прошлый год совет директоров «Русагро» рекомендовал акционерам утвердить дивиденды в размере $139,9 млн, и это составляет больше половины от чистой прибыли. Понятно, что это решение будет принято единогласно, поскольку главным собственником головной структуры холдинга – кипрского офшора Ros AGRO PLC, – по данным «Правды.ру», является сам Вадим Мошкович. Ему принадлежит 71% компании, 7,5% владеет бессменный гендиректор российских структур "Русагро" Максим Басов, остальными пакетами акций владеют институциональные инвесторы из стран, которые нельзя назвать дружественными России, в том числе американский JPMorgan Chase и европейские финансовые корпорации Liontrust Asset Management plc и BNP Paribas.

Издание напоминает, как в разгар пандемии российская структура Мошковича – зарегистрированное в Тамбовской области АО «Группа "Русагро"» – получала дотации от государства. Примечательно, что за десять лет своего существования эта структура приносила прибыль всего лишь дважды – в 2014 и 2019 годах, при том, что в ее штате, утверждает «Правда.ру», числится всего один сотрудник. Но это не помешало включению компании в перечень системообразующих предприятий. Другая его структура – ООО «Группа компаний Русагро"» – в 2011–2016 годах показывала нулевую выручку, при том что ее стоимость ежегодно растет: в 2013 году составляла 15 млрд рублей, а в 2019-м – уже 53 млрд рублей.

По данным «Правды.ру», личный доход Мошковича в 2018 году составил 16,4 млрд рублей, а в кризисном 2020-м – рекордные 29,7 млрд рублей, большая часть из которых была получена от инвесткомпании «Локо-Инвест». И надо же какая неожиданность – буквально на днях ЦБ лишил эту компанию брокерской лицензии, что, видимо, свидетельствует о чрезмерной увлеченности ее акционеров рисковыми операциями. Выводы, как говорится, делайте сами.

Впрочем, Вадима Мошковича всегда отличала страсть к риску. Еще в 2006 году журнал «Форбс» приводил высказывание одного из его хороших знакомых – бизнесмена Рафаэля Филинова: «Он игрок. И ему все равно во что играть. Он будет переживать проигрыш на бильярде не меньше, чем неудачу в борьбе за какой-нибудь завод».

«Правда.ру» подтверждает слова Филинова: «Все его структуры с азартом занимаются оптимизацией доходов по различным схемам – начиная от выплат серых зарплат в конвертах и заканчивая трансфертным ценообразованием. Так, среднемесячная зарплата сотрудников ООО "Регионстрой" в Приморском крае в 2019 году составила 23 тыс. рублей в сравнении с 42 тыс. рублей в среднем в строительной отрасли в регионе. А возводящее "ЖК LevelАмурская" в Москве АО "Мосстроймеханизация №4" в 2020 году получило по договорам участия в долевом строительстве 6,6 млрд рублей, отразив в книгах продаж сумму, подлежащую налогообложению НДС, в размере всего 606,7 млн рублей».

По данным издания, схемы по выводу средств и уменьшению налогооблагаемой базы Мошкович применяет и в аграрном бизнесе. «Для этого, – пишет «Правда.ру», – в реализационную цепочку добавляют так называемые технические звенья. Например, одна из компаний группы ООО "Русагро Сахар" регулярно заявляет вычеты по НДС по контрагенту ООО "Русимпо", которых за 2018-2020 годы накопилось на общую сумму 45,7 млн рублей. Через фирму-прокладку также выводятся средства под видом оплаты транспортных услуг, при том, что в собственности ООО "Русимпо" транспорта нет вообще. Далее следует цепочка индивидуальных предпринимателей, с помощью которой в прошлом году, к примеру, "растворились" в неизвестности 78,4 млн рублей, годом ранее – 104,9 млн».

Как пишет «Правда.ру», в 2019 году руководство «Кшенского сахарного комбината» в Курской области «забыло» отчитаться о доходе в 1,1 млрд рублей от реализации ценных бумаг и переуступки прав требований. ООО «Русагро-Приморье» в том же году не отразило в книге продаж НДС почти на 400 млн рублей. В целом, напоминает издание, в 2019 году выручка сахарных заводов «Русагро» снизилась на 28%, что наблюдатели посчитали аномальным, поскольку аналогичный показатель всех российских производителей сахара в тот период упал всего на 3%. Как известно, сейчас компетентные органы проводят проверку деятельности агрохолдинга, в результате которой уже выяснилось, что конечным бенефициаром средств от этой операции является кипрская Ros AGRO PLC. Видимо, именно из этих денег выплачиваются многомиллиардные дивиденды непосредственно Мошковичу и американским и европейским собственникам.

Подобные операции, пишет «Правда.ру», «с помощью аффилированных структур холдинг прокручивает и во внешнеторговой деятельности. В 2019 году он представил сразу восемь паспортов сделок на кредитные договоры с компаниями на Кипре и в Гонконге. Причем сумма списаний по этим договорам почти на 7 млрд рублей превышала сумму зачислений. В 2019–2020 годах на счета кипрского "Парагон Констракшн Лимитед" поступили 105,9 млн рублей за услуги по управлению имущественным комплексом подмосковной школы "Летово". Офшор входит в канадскую группу "Sawatzky Propert Menegment". Мошкович позиционирует образовательное учреждение для талантливых российских детей как основной имиджевый благотворительный проект. Но с привлечением зарубежного партнера к управлению школа превратилась в идеологически прозападный актив бизнесмена. К слову, он заказывал для "Летово" исследование самых эффективных школьных моделей в компании McKinsey, а целью проекта заявлена подготовка выпускников к поступлению, прежде всего, в ведущие зарубежные вузы».

Вообще, отношение к загранице у бизнесмена явно более комплиментарное, чем к собственной стране. Так, старшие дети Мошковича, как утверждает «Правда.ру», закончили Стэнфордский университет и вряд ли собираются оставаться в России. Да и в своем бизнесе он нацелен больше на внешние проекты: к примеру, масштабный свиноводческий проект в Приморском крае, который Мошкович планирует завершить в 2021 году, практически полностью будет ориентирован на экспорт в азиатские страны. Заметим, что наш внутренний рынок пока что недостаточно насыщен качественной свининой. Зато хозяин «Русагро» уделяет особое внимание поставкам в саму Россию такого скандального продукта, как пресловутое пальмовое масло. Как пишет «Правда.ру», входящий в холдинг Мошковича ОАО «Жировой комбинат» является основным импортером пальмового масла из Индонезии и Турции – в прошлом году он ввез его в Россию на 17 млрд рублей.

Издание напоминает, что изначально свой капитал Вадим Мошкович сколотил на импорте дешевой американской водки, которая продавалась в России под маркой «Белый орел». Под это дело он даже умудрился пролоббировать отмену таможенных пошлин, акцизов и НДС. Нынешний сахарный бизнес также создавался им, как пишет «Правда.ру», «традиционными для лихих 90-х рейдерскими методами, с помощью которых он заполучил "Русский сахар" и добился банкротства компании "Разгуляй". Точно так же Мошкович действовал и с активами масложировых предприятий. В 2005 году против бизнесмена было заведено уголовное дело по статье "Мошенничество в особо крупном размере" за захват "Маслоэкстракционного завода "Кропоткинский". В 2014 году он стал фигурантом еще одного уголовного дела – за незаконную эксплуатацию активов компании "Маслопродукт". Теми же методами действует бизнесмен и сегодня. Так, в 2018 году он начал процедуру банкротства подконтрольной "Русагро" компании "Солнечные продукты", а также без согласия миноритариев выставил на торги компанию "Приморская соя", что эксперты оценили как попытку давления на бизнес».

Российские реалии показывают, что подобные схемы невозможно прокручивать без мощного административного ресурса. Иначе сложно объяснить, как Мошковичу удается столько лет не только оставаться на плаву, но и получать поддержку от государства. Среди возможных покровителей бизнесмена «Правда.ру» упоминает супругу бывшего вице-губернатора Тамбовской области Сергея Иванова, обвиняемого в данный момент в покушении на особо крупное мошенничество. Как утверждает издание, «она была фиктивно трудоустроена в одну из компаний холдинга Мошковича "Тамбовский бекон" и за время "работы" возместила НДС на сумму 4,2 млрд рублей, при этом уплатив в бюджет почти в три раза меньше налогов. Мошкович в 2011–2015 годы, на которые пришлось становление его аграрной империи, и сам был сенатором от Белгородской области».

В целом на примере Мошковича вырисовывается типичный образ отечественного нувориша, который использует собственную страну как ресурс для обогащения, а все свои планы на будущее строит далеко за ее пределами. Неслучайно его фамилия оказалась в скандальном списке обладателей т.н. «золотых кипрских паспортов». Удивительно, что при таком бэкграунде глава «Русагро» умудряется еще и предъявлять претензии государству по поводу пошлин, которые якобы ущемляют его бизнес. Напомним, что президентом страны декларирована политика полной деофшоризации отечественного бизнеса. Увы, продвигается она, как мы видим, пока не слишком активно. Впрочем, не исключено, что это только пока…

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".