25 апреля 2024
USD 93.29 +0.04 EUR 99.56 +0.2
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Секрет на миллион: изменят ли для бедных налог на проценты с вкладов
вклады налоги Экономика

Секрет на миллион: изменят ли для бедных налог на проценты с вкладов

Ассоциация банков России (АБР) недавно выступила с инициативой поднять в три раза – с 1 до 3 млн рублей – размер вклада, процентный доход с которого подлежит налогообложению. По словам члена совета АБР Дмитрия Тюнина, организацией подготовлены соответствующие предложения по корректировке действующего законодательства. В АБР уверены, что в случае принятия правительством и Госдумой положительного решения выиграют прежде всего региональные банки. Они потеряли значительную часть клиентов после введения НДФЛ с депозитов-«миллионников». Возврат денег вкладчиков будет в интересах реализации общенационального плана вывода российской экономики из кризиса, спровоцированного пандемией COVID-19, утверждает Дмитрий Тюрин.

©Shutterstock/ FOTODOM

Надо признать, что в предложениях АБР есть логика. Сложная эпидемиологическая обстановка, локдаун, объявленный в связи с этим на несколько месяцев, сопровождались резким падением реальных доходов значительной части населения РФ. Гражданам, чтобы справиться с трудностями, пришлось мобилизовать все свои денежные ресурсы. Результатом стал массированный отток средств со счетов физических лиц в коммерческих банках. Кроме того, с точки зрения большинства россиян, держать деньги на вкладах больше не имело экономического смысла. Снижение ключевой ставки ЦБ РФ обернулось резким снижением доходности банковских депозитов.

Решится ли государство конфисковать сбережения россиян

В условиях раскручивающейся инфляции и появления заманчивых инвестиционных альтернатив (фондовый рынок, льготная ипотека) наиболее активная часть населения оперативно переориентировалась на более выгодные финансовые инструменты. Введение же НДФЛ с процентов по вкладам от 1 млн рублей и выше для многих оказалось последним аргументом в пользу такого решения. Появление нового налога на доходы физических лиц выглядит оправданным хотя бы с точки зрения мирового опыта. В западных странах применяются две модели. Либо доходы с банковских депозитов учитывают в качестве дополнительной базы для расчета общего НДФЛ, либо налог с процентов по вкладу рассчитывается отдельно. Россия выбрала второй вариант.

При этом правительство и законодательная ветвь власти смогли отчитаться перед электоратом об очередном шаге по установлению социальной справедливости. Принцип известен – богатые должны делиться сверхдоходами с государством и обществом. Казне же дополнительные поступления нужны были для того, чтобы направить средства на финансирование антикризисных мероприятий.

Словом, хотели сделать как лучше, а получилось как всегда. Эффект действительно оказался весьма неоднозначным. Негативная реакция была предсказуема уже потому, что методика расчета нового фискального платежа базируется на нереальных параметрах. Расчетная величина начисленных процентов, попадающих под налогообложение, зависит от вклада (или нескольких вкладов) от 1 млн рублей, суммы годового дохода, превысившего лимит. Последний показатель определяется ключевой ставкой Банка России на начало года.

Поскольку ключевая ставка на 1 января 2021 года составляла 4,25%, то не облагаемый процентный доход с депозитов в этом году ограничен 42500 рублями. На все, что выше, начислят НДФЛ по ставке 13%. Информацию в ФНС предоставят кредитные организации. Таким образом, схитрить, например, раздробив накопления по нескольким небольшим депозитам, размещенным в разных банках, у вкладчиков не получится. ФНС сложит все деньги на депозитах, посчитает начисленные проценты и взыщет налог до копеечки. Исключение сделаны для счетов с доходностью, которая не превышает 1%, и эскроу-счетов.

По оценкам экспертов, новый налог может коснуться примерно 1% депозитов, или около 10% российских вкладчиков. При этом в стоимостном выражении вклады в размере от 1 млн рублей и больше сегодня составляют почти 60% от всех вкладов (порядка 16–18 трлн рублей).

Фискальные органы рассчитывают собрать в бюджеты различных уровней от 110 до 150 млрд рублей. Это немногим больше 3,5% всех доходов бюджета по линии НДФЛ в 2020 году (4,25 трлн рублей). Конечно, оценки весьма приблизительные. Действия государства, связанные с усилением налогового бремени на граждан, всегда вызывают ответную реакцию с целью минимизации фискальной нагрузки. Собственно, это уже произошло.

Год назад, в условиях ожидавшегося локдауна в экономике и режима самоизоляции, утечки в СМИ о планах введения нового налога с вкладов были восприняты населением особенно нервно. В марте 2020-го банки зафиксировали массовое закрытие частных вкладов. Рост остатков на счетах физических лиц по итогам 10 месяцев прошлого года до 32,6 трлн рублей не должен обманывать. Это явилось результатом увеличения текущих и эскроу-счетов, открытых в рамках программы льготной ипотеки.

К марту 2021 года картина, как и следовало ожидать, резко изменилась. Остатки на депозитах физических лиц снизились до 27 трлн рублей против 30 трлн рублей годом ранее. Статистика свидетельствует, что падение произошло именно в сегменте срочных вкладов. Обращает на себя внимание, что данная тенденция наиболее остро проявилась после наступлении налогового периода, по итогам которого россиянам впервые предстоит заплатить НДФЛ за процентный доход.

Сможет ли налог с банковских депозитов вывести экономику из кризиса

В условиях растущей экономики негатив с достаточно высокой долей вероятности мог быть перекрыт растущими доходами населения и предпринимателей. Однако поскольку кризисные явления все еще не преодолены, а уровень зарплат далек от восстановления допандемийного уровня, то возможности кредитных организаций по формированию долгосрочных пассивов за счет вкладов физических лиц – традиционно одного из самых дешевых источников фондирования – резко сузились. Тем самым существенно ограничился потенциал банков в сфере кредитования перспективных инвестиционных проектов. А это – сдерживающий фактор посткризисного восстановления экономики.

Одновременно за последний год было зафиксировано резкое увеличение наличных средств на руках населения. Если рассматривать покупюрное строение денежных средств, находящихся в обороте, то порядка 80% стоимости всей денежной массы приходится на пятитысячные купюры. Учитывая преобладание безналичных платежей в структуре расчетов россиян, есть основания полагать, что на фоне разочарования в классическом банковском продукте – депозитах – происходит концентрация сбережений в наличной форме. А это – «мертвые», не приносящие пользы экономике миллиарды и триллионы рублей.

Следует отметить, что по своей природе налог на проценты по крупным вкладам физических лиц направлен на повышение эффективности политики перераспределения. Однако в настоящее время сложилась колоссальная диспропорция в доходах населения РФ. До 65% граждан сегодня не имеют возможности создавать личную подушку безопасности, откладывая часть зарплаты или пенсии в виде сбережений. Те же, у кого доходы позволяют копить, не несут деньги в банки.

Налог на вклады ущемляет интересы пенсионеров, рассчитывавших таким образом получать хотя бы небольшую прибавку к скромным выплатам по линии ПФР. Причем для большинства из них депозит, на котором размещены один или два миллиона честно заработанных за всю жизнь рублей, зачастую единственный актив. При этом надо понимать, что данная категория вкладчиков наиболее консервативная. Для пожилых людей игра на бирже, акции, дивиденды и т.п. никогда будут понятны и привлекательны. На крайний случай всегда есть матрас, проверить который ФНС, в отличие от банковских счетов, не может.

В связи с этим вероятность, что соответствующие изменения в налоговое законодательство могут быть приняты в ближайшее время, достаточно высока. Такое решение было бы воспринято в обществе как восстановление социальной справедливости и здравого смысла.

Поддержать процесс могут и банки, которые в какой-то момент неизбежно пойдут на повышение ставок по депозитам. С одной стороны, это будет реакция организаций на ужесточение денежно-кредитной политики Банка России, с другой – их личный интерес в расширении базы долгосрочных пассивов.

Подход населения к формированию личных сбережений всегда адекватен экономической реальности. Поэтому восстановление доверия к привычным банковским депозитам, помимо облегчения фискального бремени для наиболее незащищенных категорий граждан, связано с реальной процентной политикой кредитных учреждений и восстановлением реальных доходов. Первую задачу можно решить быстро, буквально одним росчерком пера.

Автор – преподаватель кафедры финансовых дисциплин Высшей школы управления финансами

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».