- Главная страница
- Статьи
- Снова в рост: эксперты объяснили, почему бензин в России может только дорожать
Снова в рост: эксперты объяснили, почему бензин в России может только дорожать
Новый год принес тревожные ожидания российским автовладельцам. Сразу после каникул оптовые цены на моторное топливо бодро рванули вверх: к концу минувшей недели биржевая стоимость бензина Аи-92 подскочила до двухлетнего максимума; Аи-95 тоже подорожал, хотя и далек еще от максимальных показателей июля 2020-го.
Вице-премьер Александр Новак уже пообещал не допустить скачка розничных цен, а подобные заявления властей у нас традиционно трактуются, как еще один повод для беспокойства. Эксперты говорят, что причин для алармистских настроений действительно нет, однако существующая система регулирования рынка обрекает нас на медленный, но неуклонный рост цен.
Бензиновые страхи
Итак, оптовая цена бензина Аи-92 выросла с декабрьских 47 тыс. руб. за тонну до 53,4 тыс. руб., 95-й за то же время подорожал примерно с 48,6 тыс. руб. до 54 тыс. руб. за тонну. Участники рынка успокаивают: мол, когда мы говорим о стоимости моторного топлива, нужно четко разделять розничный рынок и оптовый, ибо они живут в двух параллельных реальностях.
В оптовом сегменте, несмотря на обилие диспропорций и перекосов, действует рыночное ценообразование. А розничный сегмент де-факто управляется вручную и подчиняется директиве властей о таргетировании цен на уровне «инфляция минус». Иначе говоря, рост розничных цен на бензин не должен превышать среднего значения инфляции.
Как подчеркнул в интервью «Профилю» президент Независимого топливного союза (НТС) Павел Баженов, в 2021 году мы входим в новый электоральный цикл, осенью нас ждет думская кампания, а значит, «никто не даст розничным ценам расти быстрее инфляции». Согласно прогнозу ЦБ, ее показатель составит 3,5–4%, и в этом диапазоне, по замыслу властей, могут меняться ценники на АЗС.
Другой вопрос, что рост цен не будет линейным, как и сама инфляция. Например, эксперты прогнозируют, что пик инфляции придется на январь–февраль – в этот период она может достигать 5–5,5% (год к году), после чего замедлится. То же самое, по словам Павла Баженова, вероятно, произойдет и с бензином: он не будет ежемесячно дорожать на 0,33%, а может в начале года скакнуть на 1–2%, но затем рост притормозится или на какое-то время вообще остановится.
С оптовым ценообразованием все намного сложнее, поскольку здесь нет ручного регулирования, но действует целый набор факторов, работающих на повышение. Это так называемый экспортный паритет, налоговая политика государства и демпферный механизм, призванный сглаживать эффект от колебаний мировых цен на углеводороды.
Бюджет казны против кошелька автовладельца
Начнем с экспортного паритета или экспортной альтернативы. Все российские производители и поставщики бензина одновременно являются экспортерами нефтепродуктов. Поэтому, если нефть в мире дорожает, то компаниям выгоднее работать на внешний рынок. Ровно это и происходит сейчас. На протяжении почти всего 2020 года нетбэки, то есть экспортная стоимость за вычетом логистических расходов и экспортных налогов, были ниже внутренних цен. В новом году мировые цены на черное золото увеличились до $55 за баррель (марка Brent), и экспорт нефтепродуктов стал привлекательнее, чем их реализация внутри страны.
Почему в России так неспешно развивается транспорт, работающий на газе
Второй фактор – это увеличение налоговой нагрузки. С 2021 года акциз на бензин вырос на 4%, вдобавок с 1 января вступили в силу новые параметры налога на добавленный доход (НДД) и налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для нефтянки. Минфин надеется за счет налогового демарша повысить доходы бюджета в 2021–2023 годах на 686 млрд рублей. Но одновременно с пополнением казны растут издержки производителей, и это предсказуемо толкает оптовые цены вверх.
Наконец, третий фактор, о котором говорят все участники рынка, это демпферный механизм, работающий с 2019 года. Государство ввело его после бензинового кризиса 2018-го, когда цены росли несколько месяцев кряду и власти никак не могли справиться с этой бедой. Задача демпфера не допускать скачкообразного подорожания бензина в стране при росте котировок на мировом рынке. Алгоритм такой: если экспортные цены на бензин идут вверх, государство предоставляет нефтяникам налоговый вычет при производстве топлива для внутреннего рынка; но если экспортные цены снижаются, то демпфер начинает работать уже как дополнительный налог в пользу казны. Так, в марте 2020 года, когда углеводороды дешевели с пугающей быстротой, нефтеперерабатывающие предприятия за один только месяц заплатили в бюджет дополнительно 10,5 млрд рублей. Таковы данные Минфина.
Больше всего в демпферном механизме компаниям не нравится «цена отсечения», выше которой им предоставляются льготы, а ниже делаются дополнительные вычеты. «Он (демпфер) привязан к цене, которая взята в 2018 году во время бензинового кризиса, – сетует Павел Баженов. – Потом она была немножко скорректирована вниз, но тем не менее оторвана от текущих реалий».
Кольцо змея
Отечественная нефтепереработка, по словам президента Российского топливного союза Евгения Аркуши, оказалась в своеобразных «ножницах»: с одной стороны на нее давит отрицательный демпфер и увеличение налоговой нагрузки, а с другой – указание властей не допускать резкого повышения ценников на заправках. В результате оптовые цены вплотную приближаются, а иногда и сравниваются с розничными.
«Задача регуляторов принять меры для стабилизации ценовой ситуации, – говорит собеседник «Профиля». – Потому что сегодня рост оптовых цен уже привел к диспаритету между оптом и розницей. Для того чтобы розничные цены не росли, надо опустить оптовые, а для этого надо увеличить производство, нарастить товарные запасы, которые на сегодняшний день чрезвычайно низкие, и увеличить объем продаж на бирже». И очень важно снизить базовую цену при вычислении демпфера. Но произойдет это или нет, будет зависеть, с одной стороны, от настойчивости нефтяников, а с другой, от возможностей бюджета. Пока интересы бюджета оказывались в приоритете.
Отраслевые эксперты уверяют, что нынешняя система регулирования рынка моторного топлива обрекает потребителя на бесконечный рост цен, который уже никак не зависит от мировой конъюнктуры. Такой вот змей Уроборос, кусающий себя за хвост, – вечно одно и то же: растут глобальные котировки или снижаются, но внутри страны бензин неизменно дорожает. Спасибо демпферному механизму и системе налогообложения – так уверяют представители отрасли.
Параллельно с ростом цен будет ухудшаться положение дел с розничной сетью автозаправочных станций. Дело в том, что ценовой диспаритет изрядно осложняет работу независимых АЗС. Сейчас из-за низкой маржинальности оправданы только заправки с очень большим объемом продаж. Открытие таких точек под силу прежде всего крупным нефтяным холдингам. Они же при необходимости могут дотировать свои розничные сети за счет других подразделений. У независимых продавцов (на них приходится 50% точек) таких ресурсов нет, поэтому, по словам Павла Баженова из НТС, их инфраструктура деградирует из года в год, ибо у предпринимателей просто отсутствуют стимулы для развития, расширения и модернизации своих сетей.
Позиция продавцов понятна и в целом логична. Правда, есть нюанс: помнится, и до введения демпферного механизма цены на бензин стабильно шли вверх, а вот их снижение как-то в памяти не отпечаталось. Совсем. Все было, как и сегодня: нефть дорожала – и бензин дорожал, нефть дешевела, а бензин все равно дорожал. Иногда медленно, а иногда очень быстро.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".