Свободная ниша: какой бизнес стоит открывать сегодня
За время коронакризиса российский рынок покинуло множество компаний. Но предприниматели стараются занять освободившиеся ниши и предложить потребителям новые сервисы, решения и товары. «Профиль» побеседовал с представителями бизнес-сообщества и экспертами, чтобы выяснить, какие направления сегодня наиболее востребованы.
Чистое поле
На перспективы итогов 2021 года российский бизнес в целом смотрит пессимистично. Об этом свидетельствуют данные мониторинга бизнес-омбудсмена Бориса Титова, опубликованные еще в феврале. У трети (33,1%) компаний-респондентов падал оборот с 2020 года, у 27,1% он сохранился на прежнем уровне. Еще 19,1% участников исследования рассказали о постепенном восстановлении. А каждый десятый бизнес (9,7%) признал, что готовится к закрытию.
Меж тем, по итогам первого полугодия 2021-го, на российском рынке прекратили работу 724 тыс. компаний – это максимальный показатель с 2013 года, следует из данных ФНС. Большая часть из них (553 тыс.) приходится на индивидуальных предпринимателей и фермерские хозяйства. В сравнении с аналогичным периодом 2020 года число закрытых ИП и фермерских хозяйств выросло на 81%.
С другой стороны, видно, как предприниматели пытаются занять освободившиеся за время пандемии ниши. За первое полугодие 2021 года в России зарегистрирована 531 тыс. новых компаний. Это на 34% больше, чем в первые шесть месяцев 2020-го.
Быстро и близко
Очевидно, что пандемия помогла развитию отдельных направлений бизнеса, связанных с IT и дистанционкой. COVID-19 уже в течение двух лет во многом определяет бизнес-ландшафт в России и за рубежом, соглашается глава комитета по IT «Опоры России» Елена Волотовская.
По ее мнению, в среднесрочной перспективе востребованными окажутся решения и сервисы, которые обеспечивают взаимодействие между людьми без потери эффективной коммуникации и сохраняют качество жизни в условиях карантина. «Доставка товаров, сервисы для обеспечения удаленной работы, все виды коммуникаций, приложения и устройства для мониторинга состояния здоровья, онлайн-обучение абсолютно точно будут расти», – уверена она.
Зачистка с перспективой: что хорошего принесла пандемия российской экономике
Новые ниши, конечно, появились, констатирует основатель финтех-компании «Деньги вперед» Павел Гужиков. Большая их часть, продолжает он, связана с ростом спроса на услуги и сервисы, которые человек получает, сидя дома: доставка, развлечения, спорт. То есть на все то, что помогает не сойти с ума в четырех стенах. «Также сейчас активно развивается гиперлокальность, все более актуальны сервисы «у дома»: мини-спортклубы с поминутной оплатой, кабинеты врача на первом этаже твоего ЖК. Все, что близко и быстро», – говорит Гужиков.
Президент Итало-Российской торговой палаты Винченцо Трани полагает, что микропредприятиям и ИП будет несложно войти на рынок IT: создать свое приложение или сервис можно за несколько месяцев. Но, как отмечает Трани, из-за этого у большинства людей неправильное представление о данной сфере. «Они считают, что достаточно просто что-то делать и можно зарабатывать. Это не так, по крайней мере сейчас. Большинство компаний уже давно поняли преимущества IT-ниши, и конкуренция там сейчас огромна. Поэтому важно понимать, что войти легко, а вот остаться и заработать – сложнее. С другой стороны, если у ИП и микропредприятия есть уникальная идея, то войти будет очень легко», – рассуждает он.
«Пандемия оказала колоссальное влияние и на бизнес, и на сознание потребителя. Сломавшийся и скорректированный стиль жизни привел к некоторому снижению потребления и формированию заметного объема отложенного спроса: уставшим от изоляции людям вновь нужны впечатления, поездки, развлечения, статусные покупки. Уже сейчас это формирует задел для новых бизнес-идей, и те предприниматели, кто поймает эту волну, получат максимум преимуществ и возможностей», – резюмирует директор по маркетингу «СберСервис» Максим Чубак.
Логистика по франшизе
Еще одна перспективная ниша – логистика в электронной торговле, считает замдиректора компании «ПЭК» Вадим Филатов. С 2017 года по конец 2020-го мировой сегмент e-commerce вырос вдвое – с $2,3 трлн до $4,5 трлн, а объем рынка в России в прошлом году почти достиг 3 трлн руб., добавляет он.
По словам эксперта, во многих сегментах логистики низкий порог входа, от 400 тыс. руб. Но, разумеется, есть и подводные камни. Во-первых, говорит Филатов, логистический рынок высококонкурентен. На рынке доставки для интернет-магазинов сейчас действуют несколько сотен логистических компаний разного профиля и размера.
Во-вторых, от игроков требуется не просто быстро и без проблем привезти товар из точки A в точку B. Нужны дополнительные сервисы: прием платежей, работа с возвратами, узкие интервалы доставки, возможность поменять адрес после заказа, подъем тяжелых товаров на этаж, умение работать с разными каналами доставки и товарами разных сегментов, иметь техническую интеграцию с маркетплейсами.
С учетом всего перечисленного необходимые инвестиции для предпринимателя могут исчисляться миллионами рублей. Малый бизнес не может позволить себе такие расходы. Поэтому сегодня растет спрос на работу по модели франшизы. «Вложения в пункты выдачи заказов по франшизе крупной компании составят от 700 тыс. до 900 тыс. руб., тогда как сервис экспресс-доставки документов и почты потребует вложений в размере 400–600 тыс. руб.», – комментирует Филатов.
Передай другому
Коронакризис также сделал востребованным аутсорсинг – передачу части функционала компании в руки сторонних подрядчиков. Управляющий директор GigAnt, председатель кластера Gig economy РАЭК Денис Решанов в качестве перспективной ниши выделяет HR-tech. Данная сфера, считает он, сейчас крайне актуальна из-за оттока трудовых мигрантов и в связи с так называемыми ножницами в ритейле, когда из-за роста цен производителей и прочих расходов у магазинов падает маржа. Как следствие, растет спрос на оптимизацию фонда оплаты труда (ФОТ) и на работу с персоналом.
Искомый результат: какие перспективы открывает экономике платформенная занятость
«Поэтому все решения, которые оптимизируют наем, работу, дают дополнительный персонал – все они сегодня актуальны. И сфера аутсорсинга персонала очень доступна для людей. На мой взгляд, в этой сфере нет потолка. Это не какая-нибудь районная пиццерия, ограниченная локацией и жителями этого района, где, соответственно, и выручка тоже не сможет быть выше определенного показателя», – рассказывает Решанов.
Тренд на оптимизацию на фоне кризиса 2020 года действительно открыл обширную нишу аутсорсинговых услуг, соглашается гендиректор «ОБИТ» Андрей Гук. Дистанционная работа и необходимость быстро перестраивать процессы ускорили цифровую трансформацию даже в самых консервативных отраслях, поясняет он. При этом далеко не все компании могут себе позволить инвестировать в наиболее актуальные задачи – автоматизацию техподдержки, увеличение пропускной способности сервисов, запуск новых платформ для клиентских коммуникаций и проч. С другой стороны, бизнес сталкивается с необходимостью оптимизировать ФОТ и сокращать штат. В итоге, отмечает Гук, растет потребность в подрядчиках, увеличивается спрос на IT-аутсорс.
«Будет расти востребованность подрядчиков, способных не просто обеспечить функционирование сервиса или интегрировать компанию в ту или иную экосистему, но и провести глубокий анализ, оценить целесообразность внедрения конкретного сервиса, исходя из бизнес-задач клиента, – ведь после запуска проекта повернуть вспять уже едва ли получится», – прогнозирует эксперт.
Креативные ремесла
Специалисты Deloitte указывают на то, что креативная индустрия станет важнейшим драйвером восстановления мировой экономики после пандемии. По их прогнозам, к 2030 году она вырастет на 40% и создаст 8 млн новых рабочих мест. «На фоне самоизоляции буквально в считаные дни стали востребованными виртуальные экскурсии, онлайн-курсы, вебинары, конференции. Особенно интересно то, что с окончанием локдауна спрос на онлайн практически не снизился», – сообщает CEO Timepad Варвара Семенихина.
Всего за полтора года, добавляет она, в креативной индустрии случился всплеск digital-потребления, и популярность онлайна стала отличным шансом для креативных предпринимателей реализовать свои проекты. Кроме того, начать зарабатывать на творчестве стало намного проще, монетизировать креативный контент можно при помощи как социальных сетей, так и онлайн-платформ, отмечает Семенихина.
При этом креативный бизнес остается максимально открытым для входа. «По статистике, индустрия на 90% представлена самозанятыми, фрилансерами, малыми и средними предприятиями. Такой тренд во многом объясняется тем, что для создания своего креативного бизнеса вовсе необязательно быть юридическим лицом», – поясняет она.
«Ниш для развития своего бизнеса с нуля огромное количество. Например, наш студент запустил онлайн-курс для детей по собиранию кубика Рубика, за месяц он вышел на показатели чистой прибыли более 100 тыс. руб.», – рассказывает гендиректор «Like Центр» Василий Алексеев. Среди перспективных сегментов он выделяет онлайн-обучение, бьюти-индустрию, видеопродакшн, бизнес-консалтинг, психологические услуги, а также мини-производство, например, изделий из дерева, свечей, масел и т.д.
Акцент на устойчивость
Популярными в последнее время становятся направления, отвечающие современным трендам общества. Например, все, что связано с осознанностью и устойчивым развитием, отмечает консультант «ШАГ Консалтинг» Гульнара Мингачева. По ее словам, сейчас наблюдается несколько трендов, поймав которые, можно занять новую нишу. Вот эти тренды:
- поддержка здорового образа жизни: спрос на товары для здоровья растет, в основном среди молодежи, остальные поколения тоже постепенно подтягиваются;
- забота об экологии: все больше людей начинают задумываться об окружающей среде, о том, как на их здоровье влияет все, что они потребляют, поэтому набирает обороты производство натуральных, экологичных продуктов, органической косметики;
- внутренний туризм: помимо традиционных популярных маршрутов (Москва, Санкт-Петербург, города Золотого кольца, юг России) появляются все новые и новые. Популярность набирает агро- и экотуризм. Жители крупных городов отправляются в отдаленные села, на фермы, чтобы отдохнуть там от городской суеты;
- совместное потребление: большим спросом пользуется сдача в аренду личных вещей, при этом сдать во временное пользование можно что угодно – от нарядных платьев до микроволновой печи. Также популярность набирают каршеринг и сервисы по поиску попутчиков;
- осознанный шопинг: скупать все подряд в масс-маркете несколько раз в год и выбрасывать вещи уже не модно. Потребители дают шанс старым вещам, находят что-то интересное из гардероба родителей или идут в секонд-хенды.
Подписывайтесь на все публикации журнала "Профиль" в Дзен, читайте наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль