25 ноября 2024
USD 102.58 +1.9 EUR 107.43 +1.35
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. В непечатном выражении
Экономика

В непечатном выражении

Сложная экономическая ситуация повлияла на все области российской IT-отрасли, но рынок печатающей техники она затронула особенно остро. Этот рынок включает в себя принтеры, копиры и многофункциональные устройства (МФУ), совмещающие функции принтера, сканера и копира. В 2015 году этот сегмент переживает крупнейший спад за последние годы – по прогнозам экспертов, по итогам года рынок принтеров и МФУ сократится на треть.

Цифры

По данным аналитиков исследовательской компании IDC, в первой половине 2015 года поставки принтеров и МФУ в Россию снизились почти вдвое по сравнению с показателем годичной давности, а совокупная выручка вендоров сократилась на 60%.

Безусловно, российский рынок принтеров и МФУ сокращается давно – по данным IDC, за 2013 год рынок малой офисной техники упал на 4,8% в абсолютном выражении, а за 2014 рынок уменьшился на 10,3 % в абсолютном и на 15,4% в денежном выражении. Но нынешнее падение опережает даже спад на 30%, отмеченный в 2009 году.

Особенно любопытно падение российского рынка принтеров выглядит в сравнении с ситуацией в США и странах Европы, где отгрузки печатной техники либо остались на уровне прошлого года, либо выросли. Лучше всего дела у производителей устройств для печати обстоят в Чехии: там рынок принтеров и МФУ в первом полугодии 2015 года поднялся на 36% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Положительную динамику эксперты IDC наблюдают также в Польше и Венгрии.

В странах СНГ, тем не менее, ситуация подобна российской: там за первые шесть месяцев 2015 года объем рынка принтеров и МФУ сократился в среднем, на 30%. Самое сильное падение он претерпел в Украине, снизившись на 56%.

По словам главы сектора IT-market подразделения аудита розничной торговли аналитической компании GfK Андрея Серегина, прогноз по итогам 2015 года – сокращение на треть (в штучном исчислении), с примерно 3,2 млн устройств до 2,2 млн.

Тенденции рынка

Большинство опрошенных «Профилем» экспертов выделяют несколько очевидных трендов на рынке, обусловленных кризисом.

Во-первых, многие крупные заказчики откладывают покупку предметов не первой необходимости на более поздние сроки. Безусловно, печатная техника попадает в эту категорию, если не говорить об узком круге компаний, для которых она является предметом основной производственной деятельности.

Во-вторых, происходит смещение спроса в сторону более дешевых устройств, констатирует директор по развитию продуктов систем печати HP в России Игорь Пасюков: «Бюджеты в рублях у большинства заказчиков остались примерно прежними, а техника в рублях подорожала. Соответственно, заказчики выбирают то оборудование, которое умещается в их бюджеты».

Вместе с тем, россияне стали активнее приобретать совместимые расходные материалы и пользоваться услугами по перезаправке печатной техники, отмечает руководитель департамента печатной техники Samsung Electronics Олег Епишин. Пользователи стремятся снизить расходы на печать, для чего часто приобретают неоригинальные расходные материалы и картриджи.

Поскольку печатные устройства обычно приобретают минимум на 3–5 лет, рынок уже можно назвать насыщенным. Сейчас заказчики предпочитают не закупать новую печатную технику, а по возможности ремонтировать старую, поэтому активно развивается сервисное направление.

Кроме того, покупатели теряют интерес к многофунциональным устройствам печати, которые всегда стоят ощутимо дороже принтеров аналогичного класса.

«Мы видим обратное смещение спроса в сторону однофункциональной техники, – объясняет Игорь Пасюков. – Если же говорить о лазерном рынке, то черно-белые печатные устройства всегда дешевле, чем аналогичные по классу цветные, т.е. спрос на монотехнику будет расти».

Эксперты GfK, впрочем, наблюдают обратную картину: по словам аналитика компании Андрея Серегина, cтруктура рынка меняется от принтеров к МФУ и от струйной печати к лазерной, причем изменения в экономике только ускорили этот процесс. Доля струйной печати, составлявшая в 2010 году почти половину рынка, к текущему году сократилась до 12% рынка принтеров и 40% МФУ.

Тренды на потребительском рынке печатной техники примерно те же, что и на корпоративном, но у него есть и своя специфика.

Как и во всем мире, в России сокращается число установленных принтеров и МФУ, в первую очередь за счет отказа массовых потребителей от использования простых струйных принтеров. Их покупатели теперь не печатают фотографии, а загружают в интернет, отмечает Андрей Серегин. А «бытовые» документы, такие как схема проезда, список продуктов или текст, теперь предпочитают просматривать не с бумаги, а с экранов смартфона или планшета.

Причины падения

Безусловно, основная причина падения продаж и поставок устройств печати в России – напряженная экономическая ситуация в стране. Девальвация рубля существенно повлияла на рынок печатной техники – как из-за того, что себестоимость печатной техники номинируется преимущественно в долларах и евро, так и из-за того, что клиенты начинают сокращать затраты и экономить на приобретении оборудования. Принтеры и МФУ не относятся к числу предметов первой необходимости (за исключением тех компаний, которые занимаются печатью), а срок их службы составляет несколько лет, поэтому решение приобрести новый принтер отменяют в первую очередь.

Значительный спад рынка печатной техники начался еще до резкого спада реальных доходов россиян. «Когда в конце 2014 года резко повысилась волатильность рубля, бизнес замер в ожидании перемен, и игроки перестали предпринимать активные действия», – вспоминает директор по маркетингу компании Xerox Алексей Плотников.

Фото: Shutterstock
©Фото: Shutterstock

В 2015 году экономический спад продолжился: замедлились темпы роста ВВП, стал заметен дефицит бюджетов, а в партнерском канале стала очевидна обстановка неопределенности. В 2015 году падение ускорилось по сравнению с 2014 годом. В начале этого года произошел обвал российского рынка печатной техники, поскольку и продавцы, и конечные потребители снова замерли в ожидании перемен.

Единственной компанией, которой удалось увеличить реализацию принтеров и МФУ в России в первой половине 2015 года в годовом исчислении, оказалась японская корпорация Kyocera. По данным IDC, причина кроется в агрессивной ценовой политике компании, зафиксировавшей цены в рублях и обеспечившей клиентам и партнерам предсказуемость, которой не было у ее конкурентов на рынке.

«У зарубежных производителей в условиях падения рубля осталось два пути: или повысить цены, или нести убытки. Большинство компаний выбрало комбинацию двух подходов, поскольку мы наблюдаем рост цен, но он существенно ниже роста курса валют. Однако при текущей динамике рынка компании, которые не сдерживают ценообразование, рискуют дойти до критически малого объема продаж», – рассуждает Алексей Плотников.

Перспективы

Спрос на принтеры и МФУ в России продолжит понижаться и во второй половине года, убеждены аналитики IDC.

С ними солидарно большинство специалистов: даже по самым оптимистичным прогнозам опрошенных «Профилем» экспертов, в ближайшее время можно рассчитывать лишь на остановку спада рынка, но не на его рост.

Перспективы рынка будут напрямую зависеть от экономической ситуации в стране. «Мы ожидаем дальнейшее негативное влияние на рынок печатной техники внешних экономических факторов, – говорит Игорь Пасюков. – Это скажется на общем объеме рынка, который в 2015 году будет меньше, чем в 2014-м. Во-вторых, поскольку рубль претерпел существенную девальвацию, стоимость продукции в рублях для заказчиков будет расти».

Помимо сокращения количества проданных принтеров и МФУ, на рынке будет увеличиваться доля дешевых устройств. Кроме того, по мнению Пасюкова, в России будет ярко выражен тренд на увеличение спроса на услуги постраничной печати.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".