Выход есть!
Борьба с коррупцией, интеграция в мировую экономику, защита прав собственности, приватизация и демилитаризация. Олег Вьюгин, Сергей Гуриев и Константин Сонин предлагают список мер для подъема экономики России
Олег Вьюгин, Председатель Совета директоров МДМ-банка
Россия должна активно интегрироваться в глобальную экономику. Помимо этого необходимо дерегулирование экономики. Сейчас у нас сильно развит государственный контроль. Очень много запретительных мер. Когда пытаются оживить экономику, обычно начинают с дерегулирования.
Во-вторых, нужно развивать конкуренцию. В России сейчас с этим плохо, потому что многие ключевые позиции занимают государственные компании. Они получают субсидии и неформальную поддержку. Нужно открытие экономики.
Также нужна защита прав собственности. Суд должен быть судом, а органы юстиции – органами юстиции. То есть они должны быть лишены того, чтобы на них можно было как-то воздействовать указаниями и звонками. Они должны быть вне политики.
Важна еще и возможность переориентации государственных расходов, чтобы была возможность развивать интеллектуальный капитал. Нужно понимать, что в мире идет конкуренция не за сырье, технологии или средства производства. В интеллектуальный капитал нужно инвестировать. Нужно создавать условия, чтобы люди хотели здесь работать, а не уезжали бы из страны. Это, конечно, сложнейшая вещь.
Сергей Гуриев, профессор экономики парижской Школы политических наук (Sciences Po)
1) Изменение внешней политики, переход от изоляции к сотрудничеству с иностранными партнерами и привлечению инвестиций
2) Отмена эмбарго на импорт продовольствия 2014 года.
3) Исполнение "майских указов” Владимира Путина, в том числе в части приватизации всех государственных активов (за исключением естественных монополий, оборонного сектора, природных ресурсов) до 2016 года.
4) Борьба с коррупцией, включая наиболее одиозные случаи в верхних эшелонах власти.
5) Масштабная амнистия предпринимателей и уголовное преследование сотрудников правоохранительных органов и судебной системы за злоупотребление служебными полномочиями с целью отъема активов.
Константин Сонин, профессор Высшей школы экономики
Экономические последствия последних лет (нулевой рост с 2012 года, падение реальных зарплат, сравнимое в последние десятилетия только с 1998 годом) требуют смены правительства, включая экономический блок, не только по «компетентностным», но и по психологическим причинам. Требуется серьезное изменение экономического курса, а это невозможно без смены тех, кто за него отвечает. Речь не идет о структурных реформах – они невозможны без смены президента и парламента, но даже изменения в рамках текущей политики всегда лучше проводятся новыми вице-премьерами и министрами. То же самое относится к министрам и руководителям государственных корпораций, уличенных в коррупции, – никакая компетентность не может компенсировать последствия видимой, но не наказываемой коррупции.
2) Демилитаризация расходов и риторики.
Надо понимать, что военные расходы, даже если они не разворовываются, это расходы непроизводительные, отвлекающие ресурсы и материальные, и человеческие, от производительной деятельности. Сокращение, как минимум, вдвое по сравнению с запланированным на 2015–2020 годы военных расходов, позволило бы избежать сокращений в бюджетном секторе и повышения налоговой нагрузки на малый и средний бизнес.
3) Снижение регуляторной нагрузки.
Важно отдавать себе отчет в том, что добавленная стоимость – то, что дает нам возможность жить лучше и дольше, создается в бизнесе. Сейчас он опутан огромным количеством регуляторных ограничений, зачастую противоречивых. Еще большую проблему создает вмешательство государственных органов – прежде всего, силовых структур – в производительную деятельность. Нужно снижать эту нагрузку и, одновременно сильнее подчеркивать ключевую роль бизнеса в развитии страны.
4) Снижение торговых барьеров/отмена контрсанкций.
Контрсанкции уже нанесли серьезный ущерб десяткам миллионов россиян – прежде всего, бедной половине общества. Именно у этой категории граждан большая часть расходов идет на еду. Но контрсанкции – лишь небольшой пример торговых барьеров, каждый из которых – налог, собираемый со всех россиян в пользу небольшой группы владельцев нескольких бизнесов.
5) Приватизация "Роснефти".
Как показали 2013–2014 годы, приватизация «Роснефти» нанесла большой ущерб российской экономике – ущерб, которого можно было бы избежать, если бы последовали советам экономистов, предупреждавшим о том, что создание нефтяной мегакомпании в период высоких цен на нефть сделает ее крайне уязвимой в тот момент, когда цены на нефть упадут. То, что «Роснефть» обращается к правительству за субсидиями, – дополнительный аргумент в пользу немедленной приватизации. Конечно, чтобы принести много денег в бюджет (и помочь компании справится с долговой нагрузкой) приватизация должна быть максимально прозрачной и с участием всех возможных покупателей. «Роснефть» – лишь один пример. Компаний, требующих приватизации, – множество.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".