22 ноября 2024
USD 100.22 +0.18 EUR 105.81 +0.08
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Зачем в магазинах нужны полки с "товарами российского происхождения"
производство Россия торговля Экономика

Зачем в магазинах нужны полки с "товарами российского происхождения"

Правительство и Госдума продолжают разрабатывать законопроекты, призванные поддержать отечественных производителей. В торговых сетях предложено установить специальные полки, на которых будет представлена исключительно российская непродовольственная продукция. Международные бренды, локализовавшие свое производство в нашей стране, не получат место на этих прилавках. Смогут ли товары, сделанные в России, занять нишу на рынке и найти своего покупателя?

Покупатели в торговом зале магазина

©Кирилл Тулин/Коммерсантъ/Vostock Photo

О поддержке отечественных производителей говорят давно и регулярно. Одна из последних инициатив – законопроект о так называемых российских полках. Его подготовили депутаты от «Единой России» и Министерство промышленности и торговли.

Согласно документу, торговые сети, чья выручка за прошлый год превысила два миллиарда рублей, должны выделять в магазинах специальные прилавки, на которых будут представлены исключительно «товары российского происхождения» – бытовая химия, косметические средства, одежда и так далее. Иностранные бренды, у которых есть мощности на территории РФ, в эту группу не войдут. Контролировать соблюдение требований будет Роспотребнадзор.

"Секретное оружие" Кремля: как российской экономике удалось выжить под жесточайшими санкциями

Таким образом планируется повысить конкурентоспособность отечественной непродовольственной продукции и ускорить ее производство. В случае положительного результата спектр товаров расширят. И тогда на «российской полке» окажутся также продукты питания.

Авторы законопроекта отмечают, что установить конкретную долю отечественных товаров, которая должна быть представлена, невозможно. Где-то она достигает 100%, а где-то составляет всего один процент. Дело в том, что в каждом сегменте разное количество производителей. Поэтому Минпромторг будет наблюдать за развитием российских компаний и при росте мощностей увеличивать долю их товаров в магазинах.

По словам федерального координатора партпроекта «Выбирай своё», заместителя руководителя фракции «Единая Россия» Сергея Морозова, отечественные предприятия готовы в разы нарастить объемы производства, будь то, например, гигиенические средства или косметические. За последние годы российские компании серьезно инвестировали в инфраструктуру, отмечает парламентарий. Теперь дело за депутатами и правительством.

Эксперты соглашаются с тем, что законопроект о «российских полках» позволит поддержать отечественных товаропроизводителей.

«Это довольно эффективная мера. Таким образом планируется избежать рецессии. Многие средства были иностранного происхождения, и они из-за санкций либо исчезли с рынка, либо подорожали. А это чревато тем, что без конкуренции собственники бизнеса могут начать диктовать цены, что невыгодно ни экономике страны, ни потребителям», – говорит основатель «Академии бизнеса и стратегического маркетинга» Юлия Корчагина-Озджан. Она напомнила, что ранее доля отечественных непродовольственных товаров в России составляла 25–28%, а после введения санкций увеличилась до 32–35%.

Сейчас лучшее время для расширения и масштабирования отечественного производства, уверена президент клининговой компании SSClean Елена Гершензон. В частности, быстро занять вакантные места можно в сегменте бытовой химии – спрос на нее будет оставаться стабильным.

Как следует из отчета аналитической компании NielsenIQ, наибольшее снижение ассортимента в российских торговых сетях зафиксировано в категории «непродовольственные товары». Сегмент просел на 16,2%. Количество детских товаров уменьшилось на 8%, товаров для животных – почти на 4%. Все эти освободившиеся места могли бы занять товары российского происхожде-ния.

В России сегодня производится большинство потребительских товаров, отмечает статс-секретарь – замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов. Достичь таких результатов удалось в том числе благодаря мерам государственной поддержки.

Но, чтобы увеличить сбыт и узнаваемость российской продукции, необходима комплексная работа на всех уровнях, в том числе и со стороны ритейлеров. И здесь, как полагают эксперты, могут возникнуть сложности. Не факт, что магазины будут выделять под «товары российского происхождения» самые видные места в торговых залах. Продавать ранее неизвестные бренды для них невыгодно: доходы приносят проверенные годами марки, которые пользуются спросом среди потребителей. Как вариант, ритейлеры могут взять шефство над каким-нибудь одним производителем и обеспечить ему доступ на полки магазинов под маркой своей торговой сети. Такое давно практикуется.

Почему российская экономика не рассыпалась под напором санкций

Также ситуация осложняется тем, что чаще всего речь идет о небольших производителях, представленных в одном-двух регионах. У них нет мощностей и денег для собственного продвижения, активного маркетинга. Им проще встроиться в чужую схему, чем самостоятельно выходить на рынок. Именно поэтому, отмечают специалисты, значительная часть отечественных товаров представлена на рынке в ограниченном количестве или вовсе отсутствует.

Иностранные компании делают ровно наоборот. Еще до возведения в России фабрик они выстраивают договоренности с торговыми площадями, точками сбыта, готовят маркетинговую стратегию. Открыв предприятие, привлекают к работе производителей, в том числе мелких. А порой даже выкупают их бизнесы. «Наши же сначала создают бизнес, а потом начинают придумывать сайт и весь маркетинг, тем самым рубят прибыль на корню. Для активного импортозамещения необходимо обучить отечественных предпринимателей маркетингу, дать им квоты на реализацию своей продукции. Запустить программы лояльности и поддержки, чтобы им было выгодно строить большой бизнес», – предлагает Юлия Корчагина-Озджан.

Покупатели пока тоже нередко предпочитают иностранные товары. Ведь зарубежные производители и поставщики выделяют, как правило, более крупные бюджеты на рекламу и продвижение, чем российские. Кроме того, бытует мнение, что импортная продукция всегда качественнее. «Это далеко не так, – уверяет косметолог Оксана Кузнецова. – Например, многие отечественные косметические средства нисколько не уступают зарубежным и даже их превосходят, что неоднократно подтверждали «слепые» тестирования».

Не отстает по качеству и российское производство одежды. Однако, как объясняют эксперты, в стоимость товаров, произведенных отечественными компаниями, включены пошлины, налоги, коммерческие услуги, оплата рабочей силы и другие составляющие. А потом еще сетевые магазины накручивают цену. В результате конечному потребителю наши товары зачастую обходятся дороже, чем импортные. Повысить интерес массовых покупателей к продукции, сделанной в России, можно, если помочь уменьшить ее себестоимость. Например, снизив для производителей тарифы на электричество.

В правительстве уверены: законопроект о «российских полках» посредством мягкого государственного вмешательства поможет торговым сетям изменить подходы к закупкам. Однако эксперты не столь оптимистичны.

«Могут появиться проблемы, свойственные плановой экономике, поскольку Минпромторг станет определять долю «товаров российского происхождения» в магазинах. А уполномоченный орган будет составлять перечень продукции, подпадающей под регулирование. Но мы знаем, что в советские годы директивное регулирование не всегда приводило к позитивным результатам в экономике», – напоминает доцент базовой кафедры торговой политики РЭУ им. Г.В. Плеханова Светлана Казанцева.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".