Лирическое отступление: повторит ли рубль путь турецкой валюты
На фоне снижения ключевой ставки в Турции лира значительно подешевела к доллару, а инфляция разогналась до максимума за 20 лет. Эрдоган призывает турок отказаться от доллара ради отечественной экономики. «Профиль» выяснял, возможно ли повторение турецкого сценария в России.
Заклинатель валюты
Турецкая лира стала одной из самых худших валют 2021 года. Президент Реджеп Тайип Эрдоган принес ее в жертву ради роста экономики. По некоторым данным, глава государства оказывает постоянное давление на руководителей ЦБ, заставляя их снижать ключевую ставку. Итогом такой политики стали обвал лиры и рекордная инфляция.
В конце 2021 года Эрдоган обнародовал чрезвычайный план по поддержке турецкой лиры. Он пообещал сделать все, чтобы снизить ее волатильность. Среди прочего план включает в себя новые правила игры для депозитов в национальной валюте. Государство обязуется компенсировать убытки вкладчиков в том случае, если ставка по депозиту в лирах не покроет рост курса доллара. Теперь населению не стоит опасаться, что колебания лиры могут свести на нет прибыль от процентов по вкладам, уверен президент Турции.
Что происходило в Турции в 2021 году
- ключевую ставку снизили с 19% до 14%;
- с января по август доллар стоил 7,4–8,3 лиры;
- с ноября по декабрь доллар подорожал с 10 до 16,4 лиры;
- объявление чрезвычайного плана укрепило нацвалюту: за доллар стали давать 10,7 лиры;
- вскоре турецкая валюта снова начала слабеть: доллар поднялся до 13,8 лиры;
- в целом за 2021 год доллар подорожал относительно лиры на 86%;
- по итогам 2021-го инфляция в Турции достигла 36,1% – максимум с 2002 года;
- в I квартале 2021-го ВВП Турции вырос на 7% по сравнению с аналогичным периодом 2020-го;
- во II квартале – сразу на 21,7%;
- в III квартале – на 7,4%.
Эрдоган также призвал турок с долларовыми накоплениями поверить в лиру ради блага экономики страны. Через несколько месяцев все увидят, как волатильность остановится, а инфляция замедлится, заверил он. При этом турки уже перевели около 60% своих сбережений в иностранные валюты.
Турецкий лидер не в первый раз проводит словесные интервенции в защиту лиры. Например, в 2018-м на фоне очередного ослабления национальной валюты он также призывал перевести доллары и евро в лиру.
Тогда он приводил интересные аргументы. Например, говорил, что турки – слуги Аллаха, а не финансиста Джорджа Сороса. «Не забывайте, у них есть доллары, зато у нас есть наш народ, наш бог. Мы усердно работаем. Посмотрите, чего мы добились за 16 лет», – отмечал президент. С января по август 2018 года доллар подорожал с 3,4 до 6,8 лиры, а затем курс стабилизировался на уровне выше 5 лир.
Досталось на орехи
Чрезвычайный план Эрдогана вряд ли сработает, считает управляющий директор инвестиционного департамента UFG Wealth Management Алексей Потапов. По сути, говорит эксперт, объявленные меры – это скрытое повышение ставки, против которого так активно настроен турецкий президент. Компенсировать потери вкладчиков придется за счет госфинансов. Следовательно, надо либо повышать налоги, что маловероятно, либо наращивать долг в неблагоприятных условиях, допускает Потапов.
Давление, оказываемое Эрдоганом на ЦБ, он считает неоправданным. «ЦБ должен быть независимым проводником денежно-кредитной политики, иначе финансовая система страны рано или поздно приходит к дисбалансу, доверие к национальной валюте снижается, растут инфляция и долларизация экономики», – перечисляет Потапов. Чем дальше, тем сложнее будет властям Турции купировать валютный кризис, и в итоге ставку придется повышать резче и на больший срок, прогнозирует эксперт.
Заместитель гендиректора «Северо-Западной управляющей компании» Григорий Грачев, в свою очередь, указывает на то, что план Эрдогана довольно специфичен и противоречит рыночным принципам. Сработать он может только на коротком временном интервале, уверен эксперт. «Резервы турецкого центробанка сильно ограничены, значительные средства уже направлены на поддержание курса, и вся конструкция турецкой денежно-кредитной политики крайне неустойчива», – констатирует Грачев.
Сейчас участники рынка пока еще верят в способность государства выполнять обязательства. Но во второй половине 2022 года давление на лиру может вырасти, считает эксперт. Это способно привести турецкую экономику в преддефолтное состояние. «Ну а призыв держать накопления в лирах – это исключительно политический популизм, не имеющий отношения к рыночным факторам курсообразования», – подчеркивает Грачев.
План Эрдогана способен помочь финансовой системе Турции, но только на ближайшее время, соглашаются аналитики «Фридом Финанс». Они ожидают, что большая часть турок при этом предпочтет застраховать свои сбережения самостоятельно, не надеясь на компенсации от правительства, – население уже потеряло доверие к национальной валюте. Турецкий ЦБ проводит интервенции, но даже они не спасают: примерно 40% от них отыграна рынком обратно. Курс доллара за последнее время поднялся с 10 до почти 14 лир.
«Новые интервенции не могут продолжаться вечно. Они несут огромные потери для финансов страны. Понимая это, большинство предпочтет диверсифицировать риски и найти другие способы сохранения сбережений», – комментируют аналитики.
Текущая политика Эрдогана – низкие ставки и дешевая лира, выгодная для экспорта, – приводит к серьезным убыткам в некоторых отраслях, дополняет руководитель программы «Цифровая экономика» ИМЭБ РУДН Софья Главина. Она уже повлияла на производство фундука (Турция обеспечивает порядка 70% мирового рынка): производители сворачивают производство из-за роста стоимости импортных удобрений.
«У нас может быть как в Турции»
В ходе пресс-конференции в декабре 2021-го президент РФ Владимир Путин отметил, что представители реального сектора экономики недовольны решениями Банка России по ужесточению монетарной политики. «Конечно, можно здесь поругивать ЦБ. Я каждый день в контакте с коллегами из реального сектора экономики, знаю, как они ругаются на ЦБ, и знаю их аргументы. Я знаю неудовлетворенность реального сектора от повышения ставок», – заявил глава государства. Но если ключевую ставку не повышать, продолжил он, «у нас может быть как в Турции».
В случае снижения ключевой ставки в России рубль бы пошел по пути турецкой лиры, соглашается Алексей Потапов. «Законы экономики работают одинаково и для Турции, и для России. Инфляция была бы выше, чем мы наблюдаем в настоящее время. Экономический рост, скорее всего, тоже был бы выше», – комментирует эксперт. По его оценке, российский ЦБ сейчас проводит абсолютно адекватную политику. Пример Турции, продолжает он, показывает, к чему приводят слишком дешевые деньги от Центробанка. И даже в России низкие ставки в сочетании со льготной ипотекой в 2020–2021 годах привели к нежелательным последствиям в виде резкого роста цен на недвижимость, напоминает Потапов.
К счастью, Банк России обладает достаточно высокой степенью независимости, дополняет Григорий Грачев. По его словам, независимость позволяет ЦБ защититься от влияния популистов, придерживающихся «нетрадиционной денежно-кредитной ориентации» и призывающих снижать ставку для борьбы с инфляцией. «Всю пагубность этого подхода ярко демонстрирует турецкий кейс, создающий микс из высокой инфляции, слабого курса национальной валюты и посредственных темпов экономического роста», – заключает Грачев.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".