8 октября 2025
USD 81.93 -1.07 EUR 95.67 -1.16
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. МРОТ, пенсии, выплаты: какие изменения заложены в проекте бюджета России на 2026 год

МРОТ, пенсии, выплаты: какие изменения заложены в проекте бюджета России на 2026 год

Правительство внесло в Госдуму проект федерального бюджета на 2026–2028 годы и 10 связанных с ним законопроектов. Основным достоинством главного финансового плана страны эксперты называют устойчивость: рост расходов ограничен, а прогнозируемый на 2026-й дефицит благодаря увеличению налогов удалось свести к 1,6% ВВП, что существенно меньше ожидаемых в этом году 2,6%. Изменится ли социальная политика государства в нынешних непростых условиях и что будет с пенсиями, МРОТ и пособиями, разбирался «Профиль».

Монеты Банка России

©Анатолий Жданов/Коммерсантъ/Vostock Photo
Содержание:

Минфин так определяет ключевые приоритеты: «выполнение всех социальных обязательств перед гражданами, финансовое обеспечение потребностей обороны и безопасности страны, социальная поддержка семей участников СВО, достижение национальных целей до 2030 года, определенных президентом», то есть реализация нацпроектов. В расходной части проекта бюджета на 2026-й самый крупный раздел – «Национальная оборона» (12,9 трлн рублей, 29%), «Социальная политика» на втором месте по объему (7,1 трлн рублей, 16%). Перед первым чтением, которое намечено на 22 октября, свои заключения на проект бюджета должны представить Счетная палата и все думские комитеты.

МРОТ: плюс 20,7%

С 1 января 2026-го минимальный размер оплаты труда (МРОТ) предлагается повысить с нынешних 22.440 руб. до 27.093 руб. в месяц. Рост год к году – впечатляющие 20,7%. В пояснительной записке к соответствующему законопроекту объясняется: это связано с необходимостью выполнить задачу, поставленную в 2024-м президентом, – повышать МРОТ опережающими темпами, чтобы к 2030 году он составил не менее 35 тыс. рублей в месяц.

МРОТ – минимальная зарплата за месяц при полном рабочем дне и полной рабочей неделе. Ниже узаконенного на федеральном уровне размера он быть не может, выше – только по желанию регионов. Закон предписывает устанавливать этот показатель в размере 48% медианной заработной платы (когда половина работников получает больше, половина меньше) за предыдущий год. Медианная зарплата в стране в 2024-м была, по подсчетам Росстата, 56.443 руб. в месяц, 48% от этой суммы и дают те самые 27.093 руб. Меньше пока получают около 4,6 млн человек, сообщает кабмин.

В финансово-экономическом обосновании дополнительные расходы бюджетов всех уровней на повышение зарплаты работникам бюджетной сферы в связи с увеличением МРОТ оценены в 218,5 млрд рублей. Бизнесу это обойдется в 66,4 млрд рублей.

Профессор Финансового университета при Правительстве РФ Александр Сафонов обратил внимание «Профиля» на то, что с повышением МРОТ «с одной стороны, растут бюджетные обязательства, но одновременно работодатели вынуждены обелять зарплаты там, где частично они в серой зоне и платятся в конверте». Треть дополнительных бюджетных расходов, надеются в Минтруде, вернется в виде страховых взносов во внебюджетные фонды и налога на доходы физлиц (НДФЛ).

Дефицит бюджета: удастся ли удержать расходы в рамках запланированных

Глава думского комитета по труду и социальной политике Ярослав Нилов в разговоре с «Профилем» напомнил, что устанавливать МРОТ ниже прожиточного минимума (ПМ) закон запрещает с 2007 года, но вот оклады и тарифные ставки ниже МРОТ разрешены до сих пор. Чтобы выправить дисбаланс в зарплатах и избавиться от подобной практики, говорит Нилов, было принято решение о проведении эксперимента в системе здравоохранения на территории Липецкой, Курганской областей и Якутии, однако когда его запустят, неизвестно.

Исходя из МРОТ, добавляет Сафонов, рассчитываются минимальные социальные взносы, которые платят работодатели с зарплат сотрудников, и минимальные пособия по временной нетрудоспособности, в том числе по беременности и родам. «Когда будущая мама вышла на два дня на работу и ушла в декрет – как ей его иначе посчитать?» – поясняет он.

Профсоюзы выступают за более быстрый рост «минималки». Замглавы ФНПР Нина Кузьмина сказала «Профилю», что «нормальное воспроизводство простой рабочей силы обеспечивается не на планке физиологического выживания, а на уровне бюджета более высокого достатка – минимального потребительского бюджета». По подсчетам экспертов ФНПР, сейчас минимальный потребительский бюджет находится почти на прошлогоднем уровне зарплатной медианы, поэтому МРОТ следовало бы удвоить.

Подобные требования ожидаемо не поддерживаются бизнесом и финансовым блоком правительства, хотя «с позиций элементарной логики легко догадаться, что разница между величиной МРОТ и минимальным потребительским бюджетом работнику все равно доплачивается: или работодателем втемную, без налогов, или государством через социальные пособия», говорит Кузьмина.

Пенсии: одна индексация

Страховые пенсии и фиксированные выплаты к ним в 2026 году проиндексируют один раз – с 1 января на 7,6%. Это выше уровня инфляции, говорится в пояснительной записке к проекту бюджета Фонда пенсионного и социального страхования (Соцфонд). Средняя страховая пенсия по старости в результате вырастет с 25.128 руб. 68 коп. в конце 2025-го до 27.116 руб. 59 коп. к концу 2026-го; средняя прибавка составит 1987 руб. 91 коп. «Выше уровня инфляции» означает «выше прогноза по инфляции Минэкономразвития» – из него следует, что в декабре 2025 года по сравнению с декабрем 2024-го цены вырастут на 6,8%.

Разовую индексацию страховых пенсий (и работающим, и неработающим пенсионерам) Соцфонд называет «одной из особенностей», повлиявших на проект бюджета. Вообще-то закон «О страховых пенсиях» предусматривает ежегодную индексацию с 1 февраля (на индекс роста потребительских цен за прошедший год) и индексацию с 1 апреля только страховой части пенсии, исходя из роста доходов Соцфонда.

Этот порядок с 2019-го до 2024-й был заморожен, и индексации проводились раз в год – с 1 января. Потом ждали возврата к норме, но не получилось: в 2025 году страховые пенсии проиндексировали опять с 1 января на 7,3% (осенью 2024-го такой прогнозировали инфляцию за год). Когда в январе 2025-го выяснилось, что годовая инфляция на самом деле составила 9,52%, с 1 февраля решили задним числом провести доиндексацию еще на 2,2%.

Теперь к «нормальному порядку» с двумя индексациями в правительстве и фонде обещают вернуться лишь в 2027-м. Похоже, что решение об отсрочке было принято в последний момент. Еще в июле о том, что в 2026 году будет две индексации страховых пенсий, говорил премьер Михаил Мишустин. А глава Социального фонда Сергей Чирков в одном из интервью уверенно обещал то же самое в середине сентября, за две недели до внесения бюджетного пакета в Госдуму. Вопрос о том, что будет, если инфляция по итогам 2025 года опять превысит прогноз, остается открытым.

По данным Росстата, в январе – августе 2025-го, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, средняя назначенная пенсия выросла на 11,8%, а пенсия в реальном выражении, то есть с учетом инфляции, лишь на 2%. Это пока неплохой результат: в последние годы индексация по итогам года к реальному росту пенсий фактически не приводила.

Выплата пенсий с добавкой с 1 января, а не с 1 февраля позволит пенсионерам больше получать на месяц дольше, а рост пенсий выше прогнозируемой инфляции компенсирует более высокие цены по ряду товаров, в первую очередь это касается продовольствия, отмечает Александр Сафонов. Кроме того, чтобы обеспечить заметную вторую индексацию в апреле, требуется накопить свободные средства в Соцфонде, а с этим сейчас проблема, говорит эксперт.

Уличный музыкант пенсионер
©Виктор Коротаев/Коммерсантъ/Vostock Photo

Соцфонд: дефицит и рост взносов

В Основных направлениях бюджетной и налоговой политики, внесенных в Госдуму, Минфин спрогнозировал по итогам 2025-го дефицит бюджета Соцфонда в размере 779,8 млрд рублей вместо планировавшихся годом ранее 369,5 млрд. Одна из причин, следует из документа, – сокращение трансферта из федерального бюджета: 3,6 трлн рублей вместо планировавшихся ранее 4 трлн.

Если федеральными законами каким-то работодателям даны льготы по страховым взносам, выпадающие доходы Соцфонда должны компенсироваться из федеральной казны. Но в 2025-м их возмещали лишь частично, и сокращение трансфертов на эти цели покрывалось за счет остатков средств фонда.

ИПК в порядке убывания: почему работающие россияне теряют пенсионные баллы

С 2026 года для ряда плательщиков льгота по уплате страховых взносов будет отменена – изменения вносятся в Налоговый кодекс. Малым и средним предприятиям (МСП) в сфере торговли, строительства, операций с недвижимостью, добычи полезных ископаемых придется платить по основному тарифу: 30% в фонда оплаты труда до предельной базы (в 2025-м она равна 2,76 млн рублей в год, на 2026-й может быть пересмотрена) и 15% – свыше этой базы. Ставка 15% оставлена лишь для МСП, работающих в отраслях, признанных приоритетными, – это обработка, производство, транспорт, электроника и ряд других.

В интервью ТАСС министр финансов Антон Силуанов объяснил, что пониженные тарифы вводились в 2020 году для поддержки малого и среднего бизнеса во время пандемии: «В тот момент при существенном падении деловой активности необходимо было сохранить рабочие места, а уровень безработицы составлял около 6%». Сейчас ситуация, по его словам, иная: число МСП выросло, средняя их выручка – тоже, а безработица на рекордно низком уровне, и льгота больше не нужна.

Отменяется и льгота для ИТ-компаний: сейчас они платят страховые взносы в размере 7,6%, а будут платить 15% с фонда оплаты труда меньше предельной базы. Льготный режим для этой отрасли свою задачу тоже решил, а зарплаты там в 2,5–3 раза выше среднероссийских, считают в Минфине.

1 октября в Telegram-канале Минцифры появилось обращение министра Максута Шадаева к ИТ-предприятиям. Сокращение льгот он объяснил «действительно непростой ситуацией» в экономике, признав, что принятое решение «стало для многих неожиданным» и теперь бизнесу придется оперативно корректировать свои планы. Страховой тариф для ИТ-отрасли все равно будет в два раза ниже общего, а льготы по налогу на прибыль, льготная ипотека в регионах и отсрочка от военной службы сохраняются, напомнил министр.

Прожиточный минимум: плюс 6,8%

Прожиточный минимум (ПМ) на душу населения проект закона о бюджете устанавливает на 2026 год в размере 18.939 руб. в месяц. Для трудоспособных этот показатель определен в 20.644 руб., для пенсионеров – 16.288 руб., для детей – 18.371 руб. в месяц. По сравнению с 2025-м ПМ вырастет на 6,8%, то есть на тот самый прогнозный уровень инфляции.

Аттракциона невиданной щедрости, который случился годом ранее, когда ПМ в номинале вырос сразу на 14,8%, ждать не стоит. Правительство в зависимости от инфляции то приостанавливает действие установленных ранее правил, то возвращает их, и «то, что мы сейчас видим, – история, связанная с тем, что надо как-то балансировать бюджет на будущий год», говорит Сафонов.

Общероссийский прожиточный минимум (минимально необходимая для обеспечения жизнедеятельности сумма доходов гражданина), согласно принятому в 2020 году закону, должен каждое лето исчисляться правительством в процентах от медианного среднедушевого дохода населения. После этого свои показатели устанавливают регионы. В 2024-м применяли именно такую методику, а так как медианные доходы в 2023 году выросли, рост ПМ в 2025-м получился существенный.

Но еще прошлой осенью законом на неопределенный срок был закреплен отказ от медианного правила, и с 2026 года общероссийский ПМ устанавливается осенью законом о бюджете. Мотивы Минфина, отстаивавшего такой подход, понятны: от размера минимума зависит размер множества социальных выплат – федеральные и региональные доплаты неработающим пенсионерам, чья пенсия ниже регионального ПМ, размер социального контракта, федеральных стипендий и так далее. Да и право на соцподдержку (например на единое пособие на детей в возрасте до 17 лет) возникает при доходах ниже или незначительно выше ПМ на душу населения.

С 1 февраля на 6,8% поднимут и другие пособия, компенсации, социальные выплаты – и материнский капитал тоже. А с 1 апреля на ту же величину вырастут социальные и государственные пенсии.

Многодетная семья
©Олег Харсеев/Коммерсантъ/Vostock Photo

Налоговый «кешбэк» семьям

Прошлым летом, когда обсуждалось введение прогрессивного НДФЛ, в качестве альтернативы освобождению от подоходного налога граждан с зарплатой менее МРОТ правительство предложило своего рода налоговый «кешбэк» – новую меру поддержки малоимущих семей. Речь в принятом тогда же законе шла о ежегодной выплате в размере 7% от уплаченного в предыдущем году НДФЛ гражданам, имеющим двух детей и более. В силу этот закон вступает с 1 января 2026-го.

Условием получения выплаты является отсутствие долгов по алиментам. Право на нее имеют граждане и налоговые резиденты РФ, но только если среднедушевой доход семьи не превышает 1,5 ПМ на душу населения, установленного в регионе проживания. С заявлением в Соцфонд или МФЦ можно будет обращаться с 1 апреля до 1 октября.

Право на получение этой выплаты надо еще доказать. Учитываться будет не только сумма доходов всех членов семьи за год, но и наличие у них движимого и недвижимого имущества. Порядок и условия осуществления выплаты, перечень документов и сведений, необходимых для ее назначения, форму заявления должно установить правительство.

Важно, что «кешбэк» не лишает права на получение иных выплат или мер социальной поддержки, предусмотренных федеральными или региональными законами.

По подсчетам Минфина, на фактическую ставку 6% могут надеяться около половины российских семей с двумя детьми или более. Это значит, что примерно половина таких семей бедные. По итогам 2025 года выплата в 2026-м может быть предоставлена родителям с месячным доходом до 53 тыс. рублей, если работают оба из них, и с доходом не более 106 тыс. рублей, если работает только один, объясняло финансовое ведомство. В проекте федерального бюджета на «кешбэк» заложено около 119 млрд рублей в 2026 году, около 128 млрд – в 2027-м и около 138 млрд – в 2028-м.

Кстати, претендентам на ту или иную меру соцподдержки следует в дальнейшем быть готовыми к более тщательным проверкам. Один из входящих в бюджетный пакет законопроектов предусматривает проведение в 2026 году эксперимента по учету сведений о суммах, поступивших на счета и банковские вклады, в целях «совершенствования правового регулирования оказания материальной поддержки материнства, отцовства и детства и реализации адресного подхода при комплексной оценке нуждаемости при определении права граждан на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка».

Сейчас в подобных ситуациях учитываются, в частности, зарплаты, премии, пенсии, дивиденды, а также проценты по банковским вкладам. Теперь же власти намерены разработать и внедрить алгоритм учета сведений о поступлениях на счета при определении права граждан на получение пособия чтобы оценить, как расширение мер контроля скажется на числе получателей пособия.

Порядок проведения эксперимента, его этапы и участников определит правительство. Проживающие на территориях, где эксперимент запустят, могут столкнуться с дополнительными условиями назначения пособия, а их согласие на обработку информации об операциях на счетах и вкладах не потребуется. Все необходимые мероприятия по подготовке к запуску пилота ФНС, Соцфонд и банки должны провести до 31 июля 2026 года.


Сценарий базовый или консервативный

Проект бюджета основан на базовом, то есть признанном наиболее вероятным сценарии прогноза социально-экономического развития страны, который подготовило Минэкономразвития (МЭР). Выглядит он оптимистично и основан «на предпосылке о частичной стабилизации геополитической ситуации и частичной адаптации экономики к текущим торговым барьерам без дополнительных ограничений в отношении поставок российских продуктов ТЭК на мировой рынок». Основным фактором роста ВВП при таком сценарии, по мнению МЭР, должен стать внутренний спрос; ВВП в 2026 году вырастет на 1,3%, а потом в результате снижения инфляции и ключевой ставки рост ВВП ускорится (в 2027-м – до 2,8%, в 2028-м – до 2,5%).

Есть и консервативный сценарий, который исходит из «сохранения санкционного давления на текущем уровне и усиления дисбалансов в мировой экономике из-за торговых войн и, соответственно, более медленного роста мирового спроса на нефть при более высоких темпах роста предложения стран вне ОПЕК+». Этот сценарий предполагает, что ключевая ставка дольше останется высокой, что приведет «к более низким темпам кредитования экономики» и отразится на инвестиционной и потребительской активности. При таком раскладе рост ВВП прогнозируется на уровне 0,8% в 2026-м, а в 2027–2028 годах – в среднем 1,7%.


Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".