- Предельные индексы
- Выше прогнозного уровня
- На три месяца позже
- Средняя по палате
- С инвестициями проблема
- Бюджет почти не виден
Предельные индексы
Ежегодно на федеральном уровне с учетом запросов энергетиков и других производителей ресурсов утверждаются среднероссийские параметры индексации тарифов. Потом (в ноябре) правительство определяет предельно допустимое отклонение от среднероссийского индекса платы за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) по каждому субъекту РФ и предельно допустимые отклонения от регионального индекса в муниципалитетах.
В 2024 году величина предельных индексов варьировалась по регионам от плюс 4% к федеральному до плюс 15%, в 2025-м – от плюс 8,6% (в Амурской области) до плюс 21,1% (в Пермском крае). Тарифы на ЖКУ устанавливают власти субъектов РФ с учетом всех этих планок. Детали расчетов не публикуются.
Контролировать достоверность и экономическую обоснованность расходов, которые учитываются при формировании тарифов, должна Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Сообщалось, что к сентябрю 2025 года по итогам проверок, активизировавшихся после июльского повышения тарифов, ФАС выдала 94 предписания об устранении выявленных нарушений, в результате отдельные платежи в ряде мест (например, в Ленинградской и Новосибирской областях, Хакасии, Республике Алтай, Алтайском крае) снизились на 5–20%.
Тарифный план: за капремонт придется платить больше, но не сразу и не всем
«Сфера тарифного регулирования в ЖКХ находится между Минэкономразвития, Минстроем, Минэнерго и ФАС и при этом является полномочием регионов. Одни отвечают за прогноз, другие – за тариф, третьи – за состояние системы, четвертые всех контролируют. За комплексный результат не отвечает никто», – сказал «Профилю» глава думского комитета по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов (ЕР).
Единой «отрасли ЖКХ» не существует, «каждый сам за себя: электрики, энергетики работают по своим правилам, газовики – по своим, система очень сложная и непрозрачная», согласен политолог, член экспертного совета при этом комитете Павел Склянчук.
Выше прогнозного уровня
Вместе с проектом бюджета на 2026–2028 годы в Госдуму был внесен подготовленный Минэкономразвития прогноз социально-экономического развития страны. В нем говорится об уровне индексации регулируемых государством тарифов «сверх прогнозной инфляции».
Прошлой осенью, когда принимали бюджет, правительство исходило из того, что цены в 2025-м вырастут на 4,5% декабрь к декабрю, в 2026 и 2027 годах планировался выход на заветную цель – 4%. По факту в этом году ожидается 6,8% (декабрь к декабрю), но на 2026–2028 годы снова предполагаются те же 4%.
Счётная палата (СП) обращает внимание, что 4% назвать прогнозом нельзя, это лишь некий целевой показатель, «независящий от текущей ситуации». Ожидаемый Минэкономразвития существенный рост цен на услуги связан в том числе с удорожанием ЖКУ на 25,6% за три года, что, по мнению аудиторов, «является фактором риска для снижения инфляции до 4% к концу 2026 года» и сохранения ее на этом уровне в последующие годы.
На три месяца позже
В 2026-м платежка вырастет в цене с 1 октября, в 2027–2028 годах предусмотрен возврат к индексации тарифов с 1 июля. Объяснений, почему в следующем году понадобилось сдвигать это нерадостное для россиян событие, в документе нет. Но всё ясно без слов: в сентябре 2026 года в России должны пройти выборы в Госдуму, а ЖКХ – тема очень политизированная.
Услуги ЖКХ подорожают, но надежнее от этого инфраструктура вряд ли станет
Итак, в газоснабжении регулируемые тарифы и цены поднимутся для всех категорий потребителей на 3% сверх прогнозной инфляции ради обеспечения надежности поставок, продолжения реализации программ социальной газификации и соединения новых регионов с Единой системой газоснабжения РФ.
В электроэнергетике тарифы будут расти из-за роста цен на газ, к тому же нужно строить и реконструировать магистральные объекты электросетевого хозяйства для развития Московской энергосистемы и системы накопления электроэнергии на юге России. Ожидаемый темп роста конечной цены электроэнергии для населения в 2026 году составит 10,9%, в 2027-м – 7,6%, в 2028-м – 8,6%. Это без учета возможных «индивидуальных решений» правительства, принимаемых для устранения локальных дисбалансов, а также решений ФАС о согласовании заявок регионов об установлении тарифов выше предельных уровней.
Совокупный платеж граждан за теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение (канализацию) вырастет в 2026 году в среднем на 9,9%, в 2027-м – на 8,7%, в 2028-м – на 7,1%. Причины – рост тарифов в газоснабжении и в электроэнергетике. А еще в ближайшие три года в тарифы на тепло, воду и канализацию заложено 1,5% целевой дополнительной выручки «для реализации инвестиционных программ по модернизации коммунальной инфраструктуры».
С учетом всего вышесказанного совокупный платеж граждан за коммунальные услуги (газ, электричество, тепло- и водоснабжение, водоотведение и обращение с твердыми коммунальными отходами) в среднем по России в следующем году увеличится на 9,6% (в 2027 году – на 7,8%, в 2028-м – на 7%).
Средняя по палате
Средние предельные индексы – это как «все яйца в одной корзине», объясняет Склянчук: если энергетикам, региональным операторам по вывозу мусора или водоканалам нужно тариф увеличить выше индекса и региональные власти согласовали это с ФАС, значит, у остальных тариф будет расти меньшими темпами.
В отдельных муниципалитетах, предупреждает прогноз, индексация сможет превысить региональный индекс более чем на величину установленного правительством предельного отклонения «на основании предложений глав регионов». Это возможно, в частности, для реализации инвестиционных программ, соблюдения долгосрочных условий в рамках концессионных соглашений, реализации программ комплексного развития территорий.
В заключении думского комитета по защите конкуренции на проект бюджета говорится о целесообразности сделать приоритетом государственной тарифной политики «поиск тарифных решений, ограничивающих темпы роста цен на услуги естественных монополий уровнем инфляции». Но ресурсоснабжающие организации (поставщики света, газа, тепла и воды в дома) против такого подхода: и без того острая проблема недостатка инвестиций обострилась бы еще больше.
Эксперт отраслевого журнала Teplovichok Станислав Шубин считает, что сопоставление динамики цен на услуги или товары с инфляцией должно лежать в основе принятия государственных решений о необходимости и требуемой величине поддержки незащищенных слоев населения, «но никак не о том, являются ли цены или тарифы на ЖКУ обоснованными».
С инвестициями проблема
По правилам в тарифы должна быть включена инвестиционная составляющая, напоминает Шубин. Но с начала применения в качестве общего ограничителя роста цен на ЖКУ индекса платы граждан стало практически невозможно учесть в тарифе потребности ресурсоснабжающих организаций в средствах на надлежащую эксплуатацию и развитие, если это приведет к превышению установленного предела, объяснил эксперт «Профилю». Результат – нарастающее старение коммунальной инфраструктуры. «Это обернется серьезными авариями и значительными инвестициями в будущем, на порядок превышающими затраты на планомерное финансирование», – предупреждает он.
Реформа тарифного регулирования давно назрела, с 2015 года (тогда впервые были установлены предельные индексы. – «Профиль») «имеет место, по сути, заморозка тарифов», говорил в сентябре исполнительный директор ассоциации предприятий сферы ЖКХ «Объединённый жилищно-коммунальный совет» Марк Геллер («Опора России»). Сейчас, «когда волатильность зашкаливает», нужны, с одной стороны, «нормальная рыночная экономика тарифов, отражающая реальную, а не политически ангажированную стоимость ресурса», с другой – прозрачность учета, возможность экономить на потреблении и адресные государственные субсидии тем, кто не может себе позволить оплатить полную стоимость услуги, считает он.
Предельную долю стоимости услуг ЖКХ на семью определяет правительство. Базовая норма по стране – не более 22% дохода, если платишь больше, можно обращаться за субсидией. Регионы вправе понизить порог на своей территории, они же финансируют эту льготу.
«Тарифное регулирование – часть большой цепочки, главными звеньями которой является не столько модернизация дырявых труб и котельных, сколько налаживание правоотношений между ресурсоснабжающими, генерирующими, управляющими компаниями, собственниками жилья, коммерческими потребителями и властью», – говорит Сергей Пахомов. По его словам, в Госдуме как раз на этом и сосредоточены.
«Нужны тотальная инвентаризация имущества ресурсоснабжающих организаций и энергосбережение. У нас есть случаи, когда более 50% имущества предприятий ЖКХ бесхозяйные. Банальная постановка на учет, оценка степени износа и подготовка грамотной программы модернизации на базе всей этой информации снимут половину вопросов и проблем, что позволит более рационально подойти к процессу и модернизации, и формирования тарифа», – полагает Пахомов.
Бюджет почти не виден
Пока в тарифах инвестиционная составляющая просматривается слабо, а от потраченных на модернизацию коммунальной инфраструктуры из федерального бюджета в 2022–2025 годах 424 млрд руб. есть лишь «точечный эффект для регионов по конкретным объектам, не более», говорит Пахомов.
Из оперативного доклада Счётной палаты об исполнении федерального бюджета за январь – июнь 2025 года следует, что наименьший уровень исполнения показателя сводной росписи с изменениями сложился в том числе по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» – 30,7%. К сентябрю ситуация не изменилась. А в заключении СП на проект бюджета говорится, что при росте расходов на ЖКХ в абсолютном выражении ежегодно снижается их доля и в ВВП (с 0,8% в 2026 году до 0,5% в 2028-м), и в общем объеме расходов (с 4,5% в 2026 году до 2,9% в 2028-м).
С 2015 года основной формой функционирования ЖКХ стали концессионные соглашения региональных или муниципальных властей с частными компаниями или МГУП. По идее, концессионер должен инвестировать в развитие объекта, иногда при условии софинансирования из регионального или муниципального бюджета.
Глава Минстроя Ирек Файзуллин говорил в Госдуме, что с Минэкономразвития и Минфином сейчас обсуждается вопрос о возможности в некоторых случаях использовать средства из федерального бюджета для поддержки концессий.
В этом году основания для корректировки условий концессионных соглашений были расширены: таковыми признаны изменение цен на стройматериалы и оборудование, увеличение МРОТ, утверждение региональных комплексных планов модернизации коммунальной инфраструктуры. Это обеспечит учет изменений рыночной конъюнктуры при тарифном регулировании, рассказал глава ФАС Максим Шаскольский.
«Невозможно планировать что-либо ни бизнесу, ни МГУП, потому что тарифы утверждаются, по сути, на год. При ежегодном планировании у нас всегда ЖКХ будет в сложных условиях, какими бы мы федеральными деньгами ни завалили этот сектор», – отмечала в Госдуме аудитор СП Наталья Трунова. Предельные индексы роста тарифов утверждаются на трехлетку, но каждый год пересматриваются.
В думском комитете по строительству и ЖКХ надеются, что в случае поступления дополнительных доходов в следующем году можно будет увеличить финансирование программы модернизации коммунальной инфраструктуры в регионах.
О полномасштабной реформе системы ЖКХ и тарифного регулирования как ее части говорится давно. Но пока дальше точечной настройки дело не идет. «Думаю, в ближайшее время будет продолжаться в таком виде. Логика в том, что всё работает, критичных повышений тарифов не происходит, аварий масштабных нет. Народ недоволен, конечно, но в социальный кризис это не перерастает: есть адресные субсидии», – резюмирует Павел Склянчук.