Банкиры Святой земли
К началу XX в. массовый международный туризм отсутствовал не только в России, но и в самых зажиточных странах Западной Европы. К началу царствования Николая II в Российской империи ежегодно выдавалось менее 30 тыс. загранпаспортов (для сравнения: в РФ каждый год их выдается более 2 млн). Поездка за границу была дорогостоящей сама по себе, но кроме того, царское правительство взимало высокую пошлину – 20 руб. за каждый год действия загранпаспорта. Это равнялось средней месячной зарплате рабочего в городах и намного превышало доходы, доступные большинству крестьян. Неудивительно, что по статистике первого десятилетия царствования Николая II, ежегодно за границу выезжали менее 300 тыс. подданных империи, или 0,24% от ее населения.
Однако и в дореволюционной России существовал небольшой ручеек специфического «загрантуризма» для простых людей – паломничество в Святую землю, в Иерусалим. Ежегодно около 10 тысяч богомольцев со всей нашей страны добирались до берегов Палестины.
Русское присутствие в Иерусалиме и окрестностях в то время было достаточно заметным – «Императорское Православное Палестинское общество» владело здесь многими объектами недвижимости, в том числе гостиницами и больницами для паломников. Сам древний Иерусалим, вся Палестина и Сирия той эпохи еще были частью огромной Османской империи. С политической точки зрения православные паломники ехали не в Святую землю, а в «Иерусалимский мутесаррифлик» – так именовалась особая территория, находящаяся под прямым управлением турецкого султана.
Естественно, в Иерусалим ежегодно прибывали паломники не только из России, но и со всех концов христианского мира – католики, протестанты и пр. Такой «турпоток» способствовал развитию местной экономики, а деньги многочисленных богомольцев не могли не привлечь банкиров. В самой Османской империи, переживавшей кризис за кризисом, банковская система была развита слабо. И первым современным банком на древней Святой земле стало открывшееся в Иерусалиме в 1892 г. отделение «Лионского кредита», крупнейшего кредитного учреждения Франции.
Любопытно, что само французское государство тех лет, после ряда революций, было строго секулярным и даже враждебным католицизму. Однако это не помешало банкирам Франции разглядеть финансовый потенциал христианских святынь Иерусалима. Местное отделение «Лионского кредита» оказалось прибыльным, в нем открыли счета и хранили сбережения богатейшие организации паломников. Крупнейшим клиентом французского банка в Иерусалиме стало английское общество Church Missing Society – ведущий центр миссионерской и паломнической деятельности Англиканской церкви.
Желая не упустить многомиллионные обороты, вслед за французами поспешили банкиры Германии. В 1897 г. в Иерусалиме открылся Немецкий палестинский банк с филиалами в Бейруте и Хайфе. Немецкий банк стал первым выдавать потребительские кредиты на Святой земле, а его прибыль позволяла платить до 7% дивидендов. Показательно, что в ту эпоху недоброжелатели называли этот германский банк «еврейским».
В 1903 г. в Иерусалиме открылся Англо-Палестинский банк, и за следующее десятилетие британские банкиры обогнали германских конкурентов, вплотную приблизившись к оборотам «Лионского кредита» на Святой земле. Лишь в 1909 г. здесь появились первые кредитные учреждения местного капитала – отделение Оттоманского банка и Коммерческий палестинский банк. Однако турецкие банкиры по оборотам сильно уступали западноевропейским.
Россия, несмотря на заметный поток православных паломников, собственных финансовых учреждений на Святой земле не имела. Лишь в 1913 г. наше консульство в Палестине выступило с предложением основать здесь «русский банк», ссылаясь на опыт европейцев, чьи банки «решают задачи укрепления того или иного иностранного влияния путем усиления и развития своих религиозных общин и всякого рода предприятий». Наступающий 1914 г. похоронил эти начинания.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".