Наверх
14 октября 2019
USD EUR
Погода

По небу на автомобиле

Фантастика становится реальностью скорее, чем мы думали, и в недалеком будущем беспилотные авиатакси начнут парковаться на крышах домов, ожидая своих пассажиров. Уже сейчас в Европе, США и в Дубае ведется разработка и даже испытания беспилотных «летающих автомобилей». Конструкторы надеются в скором времени преодолеть все технические трудности, но чтобы решить юридические проблемы, понадобятся годы.

Будущее приближается с пугающей быстротой. Уже в июле влюбленные в технику дубайцы планируют начать эксплуатацию летательного аппарата, до сих пор казавшегося фантастикой. Представьте: вы садитесь, закрываете дверь, выбираете одну из заданных целей на ярком дисплее – и все, остается только нажать кнопку «Старт». Ehang 184 взлетает в полностью автоматическом режиме и почти беззвучно. Беспилотник, по форме напоминающий яйцо с восьмью пропеллерами и восьмью электромоторами, напичкан умной электроникой. Авиатакси незаметно набирает высоту до 1000 метров и затем мчится со скоростью 60 км/ч над всеми пробками и преградами, чтобы, достигнув цели, снова перейти в вертикальный режим и через считанные секунды совершить приземление. Мягкая посадка – заслуга специальных камер. Но неужели это действительно возможно?

В Дубае в этом не сомневаются. Пассажирский беспилотный летательный аппарат (БЛА), не загрязняющий окружающую среду, уже показал, на что способен в ходе испытательных полетов за городом. Он может летать и при сильном ветре (Дубай – идиллия посреди пустыни), и в зной, и днем, и ночью; единственное ограничение – грозы. Наземный центр управления полетами будет осуществлять мониторинг, и, как заверяет китайский производитель, эксплуатация Ehang 184 в принципе безопасна: все критические системы неоднократно дублируются, и в случае поломки БЛА при первой возможности совершает посадку.

Сколько таких беспилотных такси Дубай планирует заказать, власти эмирата не разглашают. Однако они уверены, что к 2030 году каждая четвертая поездка будет проходить в автономном режиме – в полностью автоматизированных поездах метро, которые уже запущены, автомобилях без водителя или в летающих беспилотниках.

Авиаконструкторы верят в свои силы: уже в ближайшие 10 лет, заявил недавно в интервью журналу Der Spiegel глава Airbus Том Эндерс, такие автономные городские БЛА «технически» могут стать реальностью. А это «настоящая революция».

В последние годы ряд ключевых технологий был доведен до кондиции. Постоянно совершенствовались сенсоры, появились бюджетные системы искусственного интеллекта, авиационной электроники и точной навигации, электромоторы с высоким КПД, литий-ионные батареи и композитные материалы для ультралегких корпусов. Достаточно ли этого, чтобы совершить «революцию в небе», пока не знает никто. Однако многие уже уверовали в такое будущее. По всему миру миллиардеры и стратеги, крупные концерны и гаражные умельцы работают над тем, чтобы новая эра поездок без дорог, пробок и стресса началась как можно скорее.

В Германии на старт выходят сразу два пионера. В Карлсруэ некий стартап разрабатывает Volocopter – двухместный БЛА, напоминающий вертолет с 18 пропеллерами. Управлять им при помощи джойстика, как заверяют разработчики, сможет даже ребенок. Бортовой компьютер проигнорирует любую команду, способную привести к крушению. Volocopter существует не только на бумаге: год назад он совершил первый испытательный полет. Сейчас испытания продолжаются, и в ближайшее время они должны стать базой для выдачи сертификата типа ультралегкого самолета. Через 10 лет, заверяет разработчик, в год будет продаваться 10 тыс., а возможно, и 20 тыс. таких БЛА. Предполагаемая цена – около €100 тыс.

В городке Гильхинг на краю аэродрома спецназначения Оберпфаффенхофер четверо молодых старт-аперов создают бренд Lilium Aviation. Им видится летательный аппарат на аккумуляторах с 36 поворотными пропеллерами на крыльях, который сможет перевозить двух пассажиров на расстояние до 300 км. Правда, до первого полета этого СВВП (самолет вертикального взлета и посадки) еще далеко – за два года компания успела только построить уменьшенную летающую модель и нарисовать на компьютере красивые картинки.

И тем не менее у конструкторов есть все важнейшие составляющие успеха: идеи, мужество, деньги. Один из создателей Skype, Никлас Зеннстрём, через свой инвестиционный фонд Atomico дал им €10 млн. Проект также поддержали венчурный инвестор Франк Телен и Европейское космическое агентство (ЕКА).

Airbus тоже обзавелся кузницей инноваций в Кремниевой долине с модным наименованием A. Проект этого подразделения получил название Vahana; это полностью автоматизированный одноместный аппарат с восьмью пропеллерами на поворотных крыльях. Он должен вертикально взлетать и садиться, придерживаться заранее заданного маршрута, гарантированно уклоняться от столкновения с препятствиями и встречными БЛА. Первый испытательный полет запланирован на конец этого года, вывод на рынок – на 2020 год. Серийное производство, по мнению главы A³ Родина Лясоффа, может начаться где-то в 2026 году. Идея впечатляет: достаточно будет установить приложение, чтобы получить возможность вызвать свой БЛА Vahana. Лясофф не сомневается, что за такими аппаратами будущее: автономные СВВП через какие-то 10 лет «произведут революцию в области городских перевозок для миллионов людей».

В Кремниевой долине в это верят многие. Стартапы наподобие Joby Aviation, Zee.Aero и Kitty Hawk вынашивают проекты городских СВВП, и как минимум два последних уже нашли весьма состоятельного инвестора в лице соучредителя Google Ларри Пейджа. Миллиардер вложил в обе фирмы многие миллионы долларов; только Zee.Aero, крупнейший разработчик СВВП, имеет свыше ста сотрудников. Оба стартапа блюдут секретность и журналистов к себе не пускают. Поэтому остается только гадать, насколько далеко они успели продвинуться.

Но прежде чем любой вертикально взлетающий БЛА сможет совершить свой первый коммерческий рейс, необходимо изменить или написать с нуля целый ряд законов. Так, до сих пор СВВП разрешается подниматься в небо только с летных полей, но не с парковок. Органам, осуществляющим наблюдение за воздушным пространством, и производителям предстоит договориться о критериях допуска принципиально новых транспортных средств; на одно это уйдут годы.

Открытым остается вопрос, какой должна быть система управления воздушным движением, если небо над городами действительно заполнится многочисленными такси вертикального взлета. В идеале – полностью автоматизированной, способной регулировать трафик, который быстро может стать очень насыщенным.

Стратеги Uber считают коммерческие СВВП экономически вполне оправданной альтернативой собственному авто. Как только будет налажен массовый выпуск, говорится в одном аналитическом прогнозе, 15‑минутный полет в скоростном авиатакси можно будет предложить клиентам всего за 21 доллар. Пассажира это избавит от необходимости ехать до 100 км по дорогам на личном автомобиле.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK