Бегемоты зовут: что тормозит рост спроса на отдых в африканских странах
Отдых на африканском континенте набирает популярность у россиян. Причем некоторые страны показывают феноменальные результаты: Замбия – рост бронирований за 2024 год в три раза, Маврикий – вдвое, ЮАР – плюс 40%. И тем не менее в абсолютных значениях эти показатели пока невелики. Массовым потоком туристов из России может похвастаться только Египет. Какой отдых предлагает Африка и что мешает увеличить турпоток, разбирался «Профиль».
![бегемот туристы Кения](https://cdn.profile.ru/wp-content/uploads/2025/02/1-rzaf_imagesvostock-photo-t9ghah-782x440.jpg)
- «Блогеры показали – теперь все хотят посмотреть»
- Привлекают море и животные
- Ждать ли прямых рейсов
- Африка – это небюджетно
«Блогеры показали – теперь все хотят посмотреть»
«Несмотря на стереотипы (а мы с детства помним, что «в Африке гориллы, злые крокодилы»), турпоток из России на континент активно растет последние два года», – говорит Анна Арутюнова, руководитель отдела стран Африки туроператора «Арт-тур». Росту интереса к африканским странам, по ее мнению, способствует комплекс причин – от фактического закрытия для российских туристов некоторых регионов мира до правильного продвижения и пиара местных принимающих компаний и отелей.
«Кроме того, в Африку съездило много блогеров из России. Они побывали на сафари, покормили жирафов, увидели слонов и бегемотов, поделились впечатлениями, и люди увидели, что Африка – это совсем не страшно, наоборот, там очень красиво. Это тоже сыграло свою роль», – добавляет Арутюнова.
"Полюбите отпуск в феврале": сколько стоит отдохнуть после праздников
Подтверждает ее слова и статистика. За прошлый год общее количество бронирований авиабилетов в страны Африки выросло по сравнению с 2023-м на 7%, рассказали «Профилю» в сервисе OneTwoTrip. Лидером, естественно, остается Египет (25,5%). Второе место у Марокко (17,2%), а замыкает тройку лидеров спроса Южно-Африканская Республика (13,6%). В список также вошли Маврикий (11,1%), Сейшельские острова (10%), Танзания (4,4%), Тунис (2,8%), Кения (1,7%) и Замбия (1%).
В этом году по числу заказанных авиабилетов у россиян пока лидирует Маврикий – на него приходится 21,3% бронирований. Также спросом пользуются ЮАР (19,8%), Марокко (13,5%) и Сейшельские острова (12%).
Тем не менее турпоток в Африку (за исключением Египта, Марокко и Туниса) пока сложно назвать значительным. Например, по количеству посещений Маврикия наши туристы установили в 2024-м исторический рекорд – 28,7 тыс., рост на 84,3%, однако в общем турпотоке острова (1 млн 382 тыс. человек) доля РФ едва превысила 2%.
В Кении побывали в прошлом году около 7 тыс. россиян. В общем иностранном турпотоке (около 2 млн туристов) мы заняли примерно 0,35%. И это при том, что Кения наряду с ЮАР и Танзанией, по уверениям туроператоров, самая популярная у российских туристов страна на африканском континенте среди государств южнее Сахары.
Привлекают море и животные
Наибольшим спросом в Африке пользуется комбинация двух видов отдыха – экскурсионного (сафари) и пляжного, рассказывает глава туристического агентства Mayel Travel Майя Котляр.
«Кения, например, хороша тем, что тут отличные сафари-парки, где можно увидеть и так называемую большую африканскую пятерку (слон, носорог, буйвол, лев и леопард), и прекрасные песчаные пляжи на побережье Индийского океана, – поясняет Котляр. – То есть, допустим, вы неделю смотрите животных в парках Амбосели, Масаи-Мара, посещаете озера Навайша или Накуру с колонией розовых фламинго, а затем переезжаете в Момбасу и отдыхаете на пляже». Плюс поездку в эту страну можно совместить с посещением Уганды или Руанды, где обитают уникальные черные гориллы. Россияне часто именно так и делают, добавила представитель туркомпании.
Аналогичные варианты предлагает и соседняя Танзания. Только там территории национальных парков больше, соответственно, и переезды длиннее. А ради пляжа придется лететь на остров Занзибар.
![Маврикий киты](https://cdn.profile.ru/wp-content/uploads/2025/02/1-mariya-saveleva-img_2629-1.jpg)
Африка – это совсем не страшно, а, наоборот, красиво. Здесь можно и увидеть бегемотов, и поплавать с китами
Мария СавельеваЧто касается ЮАР, то визит в эту страну россияне обычно комбинируют с Замбией и Зимбабве ради расположенного на их границах водопада Виктория. Кроме того, в отличие от Танзании и Кении, где отдых строится в основном вокруг сафари и пляжа, ЮАР может предложить туристам более разнообразные варианты досуга: это и винный туризм, и пешие маршруты в горах, и даже железнодорожные путешествия. Курсирующий между Преторией и Кейптауном Blue Train считается одним из самых дорогих поездов класса «люкс» в мире, а его маршрут входит в число самых красивых на планете.
«Чего в ЮАР нет, так это пляжного отдыха: с одной стороны – холодная Атлантика, с другой – Индийский океан с сильными волнами. В Дурбане, конечно, пару дней можно провести на побережье, но это на любителя», – уточняет Анна Арутюнова. Поэтому ЮАР обычно комбинируют с пляжным отдыхом в соседнем Мозамбике либо на островах – Маврикии или Сейшелах.
Ждать ли прямых рейсов
Способствовать значительному увеличению турпотока из России в Африку могли бы новые прямые рейсы на континент, говорят эксперты.
«В первую очередь очень хочется видеть прямые рейсы в ЮАР. Учитывая, что посещение этой страны часто комбинируется с несколькими соседними, а из аэропортов ЮАР есть также отличная «разлетка» по всему региону, это позволило бы увеличить поток туристов в регион, – заявила «Профилю» руководитель отдела разработки продукта туроператора ITM group Ирина Юрина. – Также туристический рынок ждет возвращения прямых рейсов в Танзанию. Но тут важно, в какой именно аэропорт они будут направлены».
"Без потрясений, и это главное": чем удивил туроператоров 2024 год
Последние два года российские чиновники на разных уровнях – от послов до представителей МИД – неоднократно заявляли о работе по восстановлению прямого сообщения с Африкой и обещали скорый результат. В числе первых стран, куда должны появиться прямые рейсы, как раз назывались ЮАР, Кения и Танзания (остров Занзибар).
«Было бы замечательно, если бы появился прямой рейс, например, в Кейптаун или в Йоханнесбург (ЮАР), на Занзибар, в Найроби (Кения). А еще лучше – в Килиманджаро (Танзания), чтобы легко попадать на сафари», – перечисляет Анна Арутюнова.
Но рейсов из России в Африку не то что не добавляется, их даже становится меньше. В прошлом году, например, мы лишились прямого рейса из Москвы на Маврикий (по неофициальной информации, закрытие полетной программы «Аэрофлота» на остров связано с опасениями местных бизнесменов подпасть под вторичные санкции, из-за чего самолеты российской компании перестали обслуживать).
Среди 54 стран Африки напрямую из России в настоящее время можно добраться лишь в пять – Египет, Марокко, Эфиопия, Алжир и Сейшельские острова. Периодически добавляются прямые рейсы в Тунис авиакомпании Nouvelair Tunisie, но она осуществляет полеты в РФ только в высокий летний сезон. Отметим, что российские авиакомпании напрямую летают лишь в Египет и на Сейшелы, другие направления обслуживаются иностранными перевозчиками.
Причин, почему отечественные авиакомпании «не летят» в Африку, несколько. Одна из них – ограничения на полеты в европейском воздушном пространстве. Из-за этого, например, нам нет смысла запускать рейсы в Марокко и Тунис, так как из-за облета Европы полет из Москвы в Касабланку или Агадир займет около 11–12 часов, до Туниса – примерно девять часов. Сравните это с 6-часовым рейсом Москва – Касабланка авиакомпании Royal Air Maroc или с 4,5-часовым рейсом Санкт-Петербург – Монастир у Nouvelair Tunisie – конкурировать в таких условиях нереально.
Другая причина – дефицит у российских перевозчиков дальнемагистральных самолетов, способных долететь до Африки без дополнительной посадки на дозаправку. Существующие борта авиакомпании, как правило, ставят на популярные азиатские направления (Вьетнам, Таиланд, остров Бали), где устойчивый спрос и гарантированная загрузка.
«В итоге, к сожалению, политические и авиационные ограничения привели к тому, что ни в ЮАР, ни в Кению, ни на Занзибар обещанных прямых рейсов мы так и не увидели. Хотя тот же Занзибар, например, неплохо бы вписался в текущую конъюнктуру, так как это направление еще с ковидных времен хорошо известно россиянам», – констатирует вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР), глава туристической компании Space Travel Артур Мурадян.
Сегодня большинство туристических стран Африки для россиян доступны только с пересадкой. В первую очередь это полеты через аэропорты Ближнего Востока авиакомпаниями Emirates, Etihad, Qatar Airways или Air Arabia, перечисляет Ирина Юрина. «Также отличное соотношение цены и качества у Ethiopian Airlines: на их рейсах через Аддис-Абебу можно добраться практически до любого крупного африканского города», – добавляет она.
Африка – это небюджетно
И все же основным препятствием для роста турпотока на африканский континент эксперты называют стоимость отдыха. «Как бы Африка ни старалась выводить свои продукты на российский рынок – а их сейчас очень много выводится, уже чуть ли не каждый туроператор продает, – в целом поездка дорогая. Это окололюксовое направление для россиян», – считает Майя Котляр.
В качестве примера она привела известный отель в Найроби, где можно пообедать в компании с жирафами: номер там стоит около $1500 в сутки. «Стандартный групповой тур в Африку с сафари обойдется в сумму около 700 тыс. рублей на двоих на неделю с перелетом, а индивидуальные поездки начинаются уже от полутора миллионов», – говорит Котляр.
На краю земли: почему россияне стали чаще ездить в Южную Африку
И даже если цены на проживание и питание можно найти приемлемые, то стоимость перелета до Африки съедает весомую часть бюджета поездки, добавляет Анна Арутюнова.
Изменится ли ситуация с возможным запуском туда прямых рейсов – вопрос открытый. Далеко не всегда такой рейс для пассажира финансово выгоднее пересадочного. Достаточно посмотреть на цены во Вьетнам, на Сейшелы, Мальдивы или Бали, куда добраться с пересадкой иногда можно ощутимо дешевле, чем на прямом рейсе.
«Благодаря китайским авиакомпаниям и их ценовой политике у нас сейчас вообще больше идет переориентация на Восток, чем на Африку. Одни только Ethiopian Airlines это не изменят. Их не хватает, а транзитная перевозка через Ближний Восток существенно бьет по кошельку и усложняет и без того длинную логистику», – говорит Артур Мурадян. А так как появления в ближайшем времени бюджетных вариантов не предвидится, Африка останется в дорогом сегменте туризма, считает эксперт.
«Конечно, можно съездить и бюджетно, жить в простых отелях, но вопрос: какой отдых вы получите? Какого качества будет сафари? Это точно не тот колорит и не та Африка, которую ожидают туристы», – констатирует Майя Котляр.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".