- Главная страница
- Статьи
- В регионы за звездами: почему гостиничный бизнес в России не успевает за растущим турпотоком
В регионы за звездами: почему гостиничный бизнес в России не успевает за растущим турпотоком
В 2024-м россияне совершили порядка 96 млн поездок по стране – на четверть больше, чем годом ранее, подсчитали в Российском союзе туриндустрии. Интерес к внутреннему туризму растет, но регионы – лидеры по посещаемости остаются неизменными. Отчасти это связано с нехваткой номерного фонда. Как можно исправить ситуацию?

Основные категории туризма – оздоровительный, экскурсионный, деловой. География бизнес-путешествий в нашей стране весьма обширна: помимо Москвы и Санкт-Петербурга, на долю которых в 2024-м пришлось более 37% всех поездок россиян по делам бизнеса, в топ-10 городов вошли Екатеринбург, Сочи, Новосибирск, Казань, Уфа, Иркутск, Красноярск и Самара. В целом объем увеличился на 25% год к году, подсчитали в Минэкономразвития.
Самыми популярными экскурсионными направлениями были Москва и Санкт-Петербург – 8,5% и 7,5% соответственно. Это данные Ассоциации туроператоров России (АТОР). В категории «оздоровительный отдых» традиционно лидируют курорты Краснодарского края (Сочи, Анапа и Геленджик) – 48% всех проданных туров, Кавказские Минеральные Воды – 11% и Крым – 6,5%.
Фаер-шоу и танцовщицы гоу-гоу: какой отдых предлагают молодежи современные санатории
Российский союз туриндустрии (РСТ) подсчитал, что в Сочи средняя загрузка гостиниц в прошлом году составила 80%, а в высокий сезон достигала 90%. Очередной рекорд был поставлен в Анапе – отели заполнялись на 94%. В Калининградской области, Карелии, Башкирии и Татарстане номерной фонд оказался востребован практически на 100%. В целом по стране количество бронирований выросло на 16% по сравнению с предыдущим годом.
«Подавляющая часть бронирований приходится на Краснодарский край, Москву и Санкт-Петербург. Это еще раз говорит о неравномерности распределения спроса во внутреннем туризме, обусловленного избытком отелей в одних регионах и нехваткой в других», – говорил, подводя итоги 2024-го, президент РСТ Илья Уманский.
Гостиничный рынок России сегодня располагает 150 тыс. номеров, соответствующих принятым сервисным стандартам, по данным консалтинговой компании NF Group. Но проблема не столько в недостатке мест размещения, сколько в формате отелей, считает вице-президент Федерации рестораторов и отельеров (ФРиО) Вадим Прасов.
До последнего времени считалось, что региональный туризм не требует крупных гостиничных комплексов, поэтому там возводили преимущественно мини-отели в среднем на 30 номеров. С развитием, особенно за последние год-два, делового туризма отельеры столкнулись с проблемой несоответствия запроса на определенную инфраструктуру. В таких мини-отелях отсутствуют конференц-залы, СПА-зоны, качественные рестораны. А более крупные гостиницы, которые были построены в советское время, уже «устали» и требуют реновации. И если в летний сезон малые отели работают на износ, то в осенне-зимний они простаивают.
В прошлом году в России было введено в строй более 80 новых гостиниц и апарт-отелей в общей сложности на 9 тыс. номеров. Почти половина из них (45% номерного фонда) – категории «4 звезды», на втором месте – «5 звезд» (33%), трехзвездочных – 22%. Основная часть ввода пришлась на классические гостиницы – 78%, доля апарт-отелей составила 22%. «Регионами-лидерами стали Краснодарский край (1,6 тыс. номеров), Санкт-Петербург (1 тыс.) и Москва (600 номеров)», – отмечают в NF Group. То есть по-прежнему основной акцент делается на привычные места поездок россиян.
Кроме того, число глэмпингов увеличилось в два раза, кемпингов – на 70%, апартаментов – на 66%, подсчитали в сервисе онлайн-бронирования отелей и апартаментов «Островок». Вилл и бунгало стало больше на треть, а гостевых домов – на 13%. Если прибавить к традиционному гостиничному фонду появившиеся в последнее время новые виды объектов размещения туристов, то получается, что в целом рыночное предложение за год увеличилось на 26 тыс. номеров.
Однако в компании «Островок» утверждают: несмотря на активное развитие гостиничной инфраструктуры, в России по-прежнему ощущается недостаток классифицированных объектов размещения. Чтобы удовлетворить стремительно растущий спрос, к 2030 году в регионах должно появиться до 400 тыс. новых гостиничных номеров.
В перспективе ближайших двух лет к гостиничному фонду будет добавляться, по оценкам экспертов, в среднем 10–12 тыс. номеров ежегодно. При этом основное внимание девелоперы уделяют отелям повышенной комфортности категорий «4–5 звезд».
Отставание в реализации проектов трехзвездочных гостиниц руководитель направления стратегического консалтинга Nikoliers Олег Германенко объясняет их меньшей рентабельностью. Премиум-сегмент обеспечивает более высокую доходность. Затраты на строительство и эксплуатацию также играют роль. Современные туристы ожидают высокого уровня комфорта даже в отелях среднего ценового сегмента.
«Инвестиции в строительство и обустройство классического отеля «4–5 звезд» на 120 номеров составляют около 800 млн рублей, срок окупаемости –почти 20 лет, – рассказывает руководитель комиссии по классификации гостиниц Федерации рестораторов и отельеров Марианна Королёва. –Строительство современного трехзвездочного отеля с адекватной инфраструктурой обойдется немногим дешевле».
При возведении отеля нужно учитывать и климатические особенности, что также отражается на конечной стоимости, добавляет генеральный менеджер отеля Mantera Supreme Юлия Капралова. В частности, в сейсмически активных регионах или при близости грунтовых вод может потребоваться проведение дополнительных инженерных работ, использование особых свайных фундаментов для укрепления основания зданий, соответствующих отделочных материалов.
Высокий сезон: индустрия гостеприимства России в поиске рабочих рук
В 2021 году стартовала программа выдачи льготных кредитов на строительство отелей. «Тогда предприниматели, реализующие инвестпроекты в сфере гостиничного бизнеса, могли получить финансирование по ставке от 3% до 5% годовых до 15 лет включительно, – отмечает Вадим Прасов. – Но сегодня, когда ключевая ставка рванула вверх, финансирование предоставляется уже по ставке 10% годовых».
При этом рассчитывать на льготные кредиты могут только крупные отельеры. Так, девелопер должен работать на рынке не менее пяти лет, а в его портфеле должно насчитываться пять и более гостиниц на 700 и более номеров. Для тех, кто не подходит под вышеперечисленные критерии, финансирование предоставляется банками уже по рыночной ставке, которая может достигать 28–30% годовых, говорит эксперт.
«Рост доходов отельеров за год составил 8–10%, но с учетом инфляции на столько же уменьшилась их прибыль. Сегодня рентабельность отеля составляет 4–6%», – отмечает Королёва.
По данным РСТ, стоимость проживания в гостиницах в 2024-м выросла на 19,8% и составила в среднем 8435 руб. за сутки. При этом в четырех- и пятизвездочных отелях она увеличилась на 21,3%, до 11 590 руб., в гостиницах «2 звезды» и ниже – на 16,1%, до 5831 руб., в трехзвездочных – на 18,6%, до 6893 руб. Наибольшим спросом пользовались отели «4–5 звезд» – плюс 17,2%. Следующие по популярности – недорогие «0–2 звезды», здесь прирост составил 15,7%. На третьей строчке – места размещения в отелях категории «3 звезды» – плюс 15,1%.
Как рассказали «Профилю» в пресс-службе сети Azimut Hotels, ценообразование каждой гостиницы индивидуально и отталкивается от спроса в конкретном отеле и регионе. На пересечении спроса и предложения и формируется цена.
Альтернативой отелям могут стать сервисные апартаменты или, как их еще называют, апарт-отели. По качеству они зачастую не уступают традиционным гостиницам, а вот построить их значительно легче. Стандартный сервис сочетается в них с дополнительной инфраструктурой, например, с наличием кухонной зоны в номерах, что очень востребовано отдыхающими с детьми.
Число совладельцев апарт-отеля, в отличие от стандартных гостиниц, исчисляется десятками и даже сотнями в зависимости от объема номерного фонда. Каждый юнит (номер категории «студия» или «апартамент») принадлежит своему владельцу и может использоваться для сдачи в аренду.
«Инвестор получает кусок гостиницы в собственность, девелопер – быстрый возврат своих инвестиций в постройку. Весь комплекс передается управляющей компании, которая осуществляет обслуживание», – объясняет Королёва.
Для собственника доходность сервисных апартаментов выше доходности объекта под самостоятельную сдачу более чем в два раза, отмечают эксперты: 8–11% годовых против 4–6%, а предположительный срок окупаемости 9–13 лет против 15–23, и это без учета капитализации актива, который, как и любая недвижимость в крупных городах, растет в цене.
На 5 морях: 10 мегакурортов, которые скоро построят в России
В конце прошлого года вышло постановление правительства РФ «Об утверждении Положения о классификации средств размещения», которое приравнивает апарт-отели к гостиницам. Качество и спектр предлагаемых апарт-отелем услуг должны отвечать строго определенным требованиям, от этого зависит его категория.
По данным «Островка», в 2024-м прирост количества апарт-отелей уровня «4 звезды» составил 24%, «3 звезды» – 15%, «5 звезд» – 13%. Спрос на такой вид размещения увеличился на 20% год к году.
Где в России могли бы появиться новые гостиничные сети, мини-отели и сервисные апартаменты? «В ближайшие 3–5 лет наиболее привлекательными для государственных и частных инвестиций в объекты гостиничной недвижимости будут регионы, демонстрирующие активный рост потока туристов: Алтай, Камчатка, Сахалин, Байкал, республики Северного Кавказа», – считает партнер, региональный директор департамента консалтинга и аналитики NF Group Ольга Широкова.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".