19 декабря 2018
USD EUR
Погода
Москва

Больше котиков

Популяция домашних животных в России неизменно растет, даже несмотря на кризисные годы. С 2014 года их количество выросло более чем на шесть миллионов. Более того, несмотря на дорожающий с каждым годом корм, товары для животных – последнее, на чем экономят наши соотечественники. Сегодня практически каждая вторая семья имеет питомца, утверждают эксперты.

В целом содержать дома животное становится дороже, особенно в условиях городской среды. Новые поколения владельцев кошек и собак не ограничиваются покупкой еды, а активно пользуются различными зооуслугами. Они более ответственны, требовательны и чаще при поиске питомца делают выбор в пользу приютов.

Кошки для благополучных стран

В мире, в котором живет почти миллиард домашних питомцев, преобладают «собачники». Как показывает исследование компании Mars Petcare, собак примерно на 100 млн больше, чем кошек. В значительной степени это характерно для стран Азии, Латинской Америки, Африки и Австралии.

Россия же, напротив, является царством кошек. Здесь их обитает почти на 15 млн больше, чем собак: 33,7 млн против 18,9 млн. «Кошатники» также более распространены в странах Европы и Северной Америки. «Для многих это почему-то является сюрпризом, – рассказал директор по стратегическому анализу и инновациям Mars Petcare Сергей Кесоян. – Все почему-то думают, что собак больше, но на самом деле нет. Кошек в России больше, и, соответственно, бизнес для кошек существенно больше, чем бизнес для собак. В целом у нас каждое второе домохозяйство имеет домашнее животное. И это очень отрадно для нас».

По данным компании, с 2014 года количество кошек в России увеличилось на 4,7 млн, а количество собак – на 1,6 млн. При этом большинство из них, как выясняется, живут в сельской местности. «Если посмотреть на географию, то следует напомнить, что у нас не на 100% городская страна, – заметил Кесоян. – Очень большое количество семей живет в частном секторе, что видно по тому, как распределены животные. Если мы посмотрим на то, как распределены кошки, то неправильным будет вывод, что мало кошек живут в деревне. Правильный – кошки гораздо лучше проникли в города, чем собаки».

Треть кошек, по данным компании, стерилизована или кастрирована. Число самцов и самок одинаковое, 37% из них никогда не покидают пределов квартиры. Интересно то, что большинство кошек – 76% – не имеют никакой породы. «У нас представлено очень много пород кошек, но тем не менее их общее количество не превышает четверти, – сказал Кесоян. – Поскольку исследование основано на заявках людей, то реальное количество породистых кошек еще меньше».

Породу собак определить гораздо проще, дворняг и породистых примерно поровну. «Если мы посмотрим на топ самых популярных пород, то сразу увидим влияние сельского населения, – заметил эксперт. – В нем представлены две породы – немецкая и кавказская овчарки, это собаки не для города. Хочу сказать, что мы 35 лет периодически делаем исследования, и немецкая овчарка стабильно держится на первом месте. Это всегда в нашей стране самая популярная порода».

Влияние городской среды выражается в тренде на мелких и средних собак. Их число неизменно растет, что неудивительно, так как жить с крупным питомцем в тесных городских квадратных метрах довольно проблематично. Любопытно, что «собачники» предпочитают заводить кобелей, их, по данным компании, 63%. И только 9% стерилизованы или кастрированы.

Исследование GfK в 22 странах мира, проведенное в 2016 году, подтверждает выводы о том, что в России предпочитают кошек, как и во Франции. Впрочем, больше всего владельцев домашних животных оказалось в Латинской Америке: 80% в Мексике и Аргентине, 75% в Бразилии. В России 73% опрошенных заявили, что имеют питомца, в США – 70%. В Азии, напротив, предпочитают не заводить животных: 31% в Южной Корее, 35% в Гонконге, 37% в Японии.

Серьезной разницы в гендерном отношении социологи не нашли. По их данным, женщины немного чаще склонны заводить кошек и собак, а мужчины – аквариумных рыбок. В целом по миру первое место занимают собаки (33%), затем следуют кошки (23%), потом рыбки (12%) и птицы (6%). Причем рыбки, как выяснилось, наибольшей популярностью пользуются у китайцев (17%), а птицы – у турок (20%).

Полноценные члены семьи

Исследования показывают, что россияне меняют свое отношение к питомцам. Эмоциональная связь начинает доминировать над рациональной, домашнее животное становится членом семьи и другом. В частности, это сильно отражается на поведении отдельных поколений.

Так, старшее поколение (те, кому около 65 лет) чаще склонно заводить животное из практических соображений: собака нужна для охраны, а кошка – для ловли мышей. Хотя эмоциональных отношений здесь тоже немало. Животных они, как правило, кормят традиционной едой, приготовленной своими руками: кошек – дешевой рыбой, собак – остатками со стола либо другой специально приготовленной для них едой, но очень примитивной.

Люди помоложе, семейные и благополучные, предпочитают кормить питомцев готовой едой  промышленного производства. Как правило, для экономии времени. Именно благодаря их поколению в 2000‑х начал процветать бизнес сухих кормов. Отношение к животным становится более эмоциональным.

С приходом на рынок нового поколения (тех, кому сейчас около 20–30 лет) эмоциональные аспекты возрастают еще сильнее. «Обостренное чувство ответственности, справедливости и очень разумное отношение к ресурсам, – характеризует их Кесоян. – Понятия премиальности и цены у них очень сильно отличаются. Они должны четко понимать, за что они платят. Если это корм, он должен быть сделан из качественных ингредиентов. Они уделяют внимание таким вещам, как социальная ответственность компании, у которой они что-то покупают».

На новое поколение приходится расцвет производства не только кормов, но и сопутствующих товаров и услуг для животных. Они чаще обращаются к профессионалам: ветеринарным врачам, парикмахерам для животных, опытным дрессировщикам, пользуются зоотакси и зоогостиницами. По данным «Яндекс.Маркета», на сегодняшний день в категории «товары для животных» представлено более 540 тысяч предложений: питание, игрушки, аксессуары, ошейники, переноски и др.

Однако корм по-прежнему остается основной статьей расходов на питомца. Исследование «Яндекс.Маркета» показало, что средний чек в месяц составляет около 2,5 тысячи рублей, что примерно соответствует стоимости одной большой пачки сухого корма для собак.

В целом, как утверждают эксперты, россияне не экономят на домашних любимцах. Поэтому зообизнес все это время чувствовал себя довольно хорошо. Так, по данным GfK, потребление товаров для домашних животных в 2016 году по сравнению с 2015‑м выросло на 19,4% в рублях (на 10,7% в натуральном выражении). Годом ранее рост был еще более заметным – 37,4% в рублях.

Во многом сказывается и инфляция. Если в 2016 году за один поход в магазин российский потребитель тратил на корм для кошек около 167 рублей и 270 рублей в Москве и Санкт-Петербурге, то в 2018 году он оставляет 183 рубля в среднем по стране и 307 рублей в столицах, что на 10% и 14% больше соответственно.

Увеличить

Драгоценные калории

Производители кормов утверждают: промышленная еда для питомцев в современных условиях не только необходима, но и полезна. «Если готовишь еду сам, то тяжело сбалансировать питание животного, а если кормишь объедками со стола, то вообще забудь о каком-либо балансе», – считает Кесоян. По данным Mars Petcare, готовыми кормами питаются 45% кошек в России и только 15% собак.

Компания также подсчитывает еще один показатель – процент калорий, который приходится на готовые корма. По сравнению с 2002 годом ситуация в России значительно улучшилась: этот показатель для кошек увеличился с 16,7 до 54%, а для собак с 2 до 13%. Однако опыт других стран показывает, что еще есть куда расти. Во Франции количество калорий в готовых кормах для кошек достигает 100%, а для собак 93%. «Надо понимать, что если вы готовите для собаки самостоятельно и хотите сделать кормление сбалансированным, то вам надо вовлечь 7–10 ингредиентов и вы должны четко знать, как их отмерить», – сказал Кесоян.

Ветеринарные врачи в целом с такой позицией согласны: кормить питомца только сухим кормом можно, но только премиальным. «Я считаю, что это нормально, у меня уже много собак выросли на сухом корме, и у всех все хорошо, – рассказала ветеринарный врач клиники «Вита» Екатерина Майер. – Но нужно подбирать тот корм, который подходит, и желательно не ниже премиум-класса. Они лучше по составу».

А вот кормление животного объедками может оказаться небезопасным. «Мы против того, чтобы остатки со стола отдавали собаке, – заявила врач. – Потому что это чревато и аллергиями, и расстройствами желудочно-кишечного тракта. Либо натуральное питание – рис, гречка, говядина, курица, баранина, утка и их субпродукты,  либо уже готовые корма».

По мнению производителей кормов, это еще и дешевле. По их подсчетам, домашняя еда для питания животного обойдется от 2 тысяч рублей в месяц, тогда как готовый корм – около 750 рублей плюс свободное от готовки время. Однако в целом содержание животного, конечно, обходится дороже, так как нужно учитывать еще стоимость других товаров и услуг. Так, обычный осмотр и консультация у ветеринарного врача, по словам Майер, которая включает обычные прививки и уколы, обойдется примерно в 1,5 тысячи рублей. Если же питомцу требуется операция, капельница, реанимационные действия, средний чек возрастает до 4 тысяч рублей.

«Роскачество» в прошлом году изучило 39 образцов наиболее популярных на рынке сухих кормов для кошек. Их стоимость была разной – от 190 до 1700 рублей. Исследование показало, что среди них нет ни одного небезопасного. Но до повышенного стандарта дотянули лишь три из них, и все они иностранного производства.

Согласно опросу «Роскачества», большинство владельцев животных (40,7%) кормит любимцев как сухим, так и влажным кормом. Только треть (30,3%) дает своим питомцам исключительно сухой корм. Натуральным кормлением увлекаются 17% владельцев котиков. Обходятся только влажным готовым кормом всего 7,3%. Оставшиеся 4,7% выбрали «свои варианты»: совмещение всего, «чем придется», печенка, а также свежее мясо в виде кротов и мышей.

Сухие корма, как уже было сказано, безопасные, но не такие уж питательные и полезные. Есть «побогаче», а есть и «победнее». Причем, как подчеркнули эксперты, эта разница не всегда сопоставима с ценой. Очень часто формулировка «богат витаминами» является не более чем маркетинговым ходом. При этом в большинстве случаев выявлено несоответствие с маркировкой продукта. В этом, как пояснили эксперты, виноват пробел в законодательстве, позволяющий вводить потребителя в заблуждение. Как выяснилось, ни российские нормы, ни договоры Евразийского сообщества не устанавливают обязательные требования к маркировке сухих кормов для животных. В данное время этот вопрос прорабатывается.

Pet-friendly

Городская среда становится более дружелюбной к животным, отмечают их владельцы. «Я вижу, как во дворах появляются пакеты для уборки за собаками, – рассказал Кесоян. – Понятно, что это только Москва, но ведь главное – начать. Это тоже отражение ответственного отношения к животным через ответственное отношение к окружающим, или наоборот. Важно, что это появляется».

Однако экологи готовы с этим поспорить: это не самый удачный способ выразить ответственное отношение к окружающим. «Поскольку это пластиковые пакеты, то, значит, это неперерабатываемый мусор, который будет храниться десятилетиями на свалках, – пояснила пресс-секретарь «Гринпис России» Мария Фаворская. – Понятно, что это вопрос в первую очередь санитарный, вопрос городской среды. В городских условиях это пока неизбежность. Но можно посмотреть на зарубежный опыт».

По ее словам, в других странах используют разные варианты. Можно взять бумажные пакетики или в принципе обойтись бумажными листочками. А можно вооружиться многоразовым совком, который поможет выбрасывать мусор, не используя пакет вовсе. «Пластиковые пакеты – не самый экологичный способ», – заключила Фаворская.

Люди все больше времени желают проводить со своими домашними питомцами. «Мы практически перестали оставлять свою собаку дома на выходных, – признался Кесоян. – Мы везде водим ее за собой. Это выражается в том, что мы ходим только в те рестораны, в которые пускают с собаками, и больше не ходим в рестораны, куда их не пускают. Хорошо, что количество ресторанов, куда пускают с собаками, неуклонно растет. Прежде чем идти в новое место, мы туда позвоним и спросим, и если нет – до свидания».

Директор Института ресторанных технологий Кадрина Айситулина отметила, что идея сделать ресторан, куда бы разрешался визит с питомцами, зародилась не в России. «Это прозападная история, довольно популярная в странах Европы и в Америке, – рассказала она. – С приходом 2000‑х дамы с маленькими собачками стали совершенно обычной визуальной частью залов модных ресторанов и клубов Москвы, Петербурга, других крупных городов. Если угодно, некий знак отличия, выделения из массы, когда все молоды, красивы и богаты одинаково».

Сейчас, по ее словам, тенденция действительно распространяется и на остальные регионы, но ее «привкус» стал иным. Теперь среди четвероногих посетителей зачастую можно увидеть не столько всевозможных декоративных собачек «со стразами», сколько совершенно обычных, «нормальных», которых, скажем, во время длительной прогулки, возможно, за городом или в парке, захотелось покормить. «Иными словами, имиджевая функция наличия четвероногого сменилась заботой о нем, – заметила Айситулина. – Надо это или не надо – вопрос риторический. Зоопсихологи считают, что большинству собак дополнительная социализация не вредит, урона не несет. А рестораторы подневольны спросу: пока будет спрос, будет и предложение».

С практической стороны дружелюбные по отношению к животным рестораны должны решить три вопроса. Первый – это наличие в ресторане корма, к которому привык питомец, потому что «внеплановая» смена рациона может привести к пищевому расстройству. «Второй – чтобы остальные гости были информированы о предоставляемой заведением услуге и для них чужое животное не стало бы неожиданностью, – рассказала эксперт. – Третий практический вопрос – какие питомцы желаемы в ресторане. Важно, чтобы пес, увидев рядом кота или енота, не стал затевать несанкционированный дебош, способный испортить настроение и хозяевам, и гостям, и ресторатору».

Для тех, у кого нет питомцев, повсеместно открываются так называемые «котокафе». Здесь можно перекусить и восполнить недостаток общения с животными. Другая любопытная услуга – зоогостиницы, куда можно поселить питомца на время своего отпуска. Хотя многие предпочитают брать животное с собой. «Мы не пользуемся гостиницами, потому что берем собаку в отпуск с собой, – сказал Кесоян. – Поэтому мы ездим в отпуск на машине, потому что я не могу допустить, чтобы моя собака летела в багажном отделении самолета».

Shutterstock

Пойти в приют

Следующий тренд, который отмечают эксперты, – все больше людей предпочитают брать животных домой с улицы или из приюта. По данным исследования «Яндекс.Маркета», так чаще всего поступают владельцы нескольких животных.

Однако в приютах эту тенденцию ощущают слабо. Так, в частном приюте 50 pets отмечают, что особых проблем с пристройством кошек не испытывают, но с собаками дела идут сложнее. Объясняют это тем, что «собачники» имеют много альтернативных вариантов: различные выставки, социальные сети и доски объявлений.

Директор благотворительного фонда «Дворяне» Ирина Тиховская заявила, что россияне с удовольствием забирают только породистых собак. На остальных данная тенденция не распространяется. «Очень мало берут из приютов, – сказала она. – Брать больше дворняг не стали. И если берут, то не справляются, возвращают – около 60% возвратов».

Приведенное ранее количество собак и кошек в России касается только тех, кто имеет свой дом. Оценить количество бездомных животных не берется никто. «Нет у нас внятной статистики на этот счет, и, честно говоря, я не очень понимаю, как эту информацию собрать, – признался Кесоян. – Тем не менее среди молодых людей мы видим плавную тенденцию в эту сторону. Люди постарше предпочитают брать от заводчика». По его словам, проблема состоит не только в подсчетах бездомных животных, но даже в подсчетах приютов, которые повсеместно то появляются, то исчезают.

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK