24 апреля 2024
USD 93.29 +0.04 EUR 99.56 +0.2
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Доходное место
Главное

Доходное место

Банковская маржа снижается из-за медленного экономического роста и ограничительных мер ЦБ. На чем кредитные организации могут заработать в трудные времена?

Если кто-то думает, что банковский бизнес в России — это Клондайк, то он ошибается. В последние годы российским кредитным организациям пришлось привыкать к относительно низкому уровню рентабельности. Так, по оценкам компании EY (ранее — Ernst & Young), за прошлый год средняя маржа по рынку сократилась с 10—12% до 5—7%. На начало апреля 2014 года, по данным агентства «Рус-Рейтинг», средний уровень чистой процентной маржи по банковскому сектору РФ составил 4,9% годовых. А доля банков, у которых показатель маржи ниже среднерыночного, достигла 30%.
Причины такого положения дел достаточно очевидны. Негативное влияние на уровень банковских доходов оказывает ухудшение экономической ситуации в стране, снижение прибыли компаний и платежеспособности граждан, что тормозит развитие корпоративного и розничного кредитования. К тому же Центробанк ввел ряд ограничительных мер, стараясь сдержать слишком быстрый, по его мнению, рост высокомаржинального беззалогового кредитования (повышенные коэффициенты риска, предельные ставки по ссудам и т.п.). Сказывается и постепенное насыщение рынка потребкредитов, закредитованность определенной части населения и сокращение спроса на дорогие кредиты. Российские банки сегодня стараются ориентироваться на качественных заемщиков с хорошим риск-профилем, однако «ценой» за более высокое качество клиентуры становится снижение процентных ставок. Тем не менее пока кредитование населения, индивидуальных предпринимателей и малого бизнеса все еще остается основным источником банковской маржи. Наиболее маржинальные кредитные продукты в краткосрочной перспективе — это потребительские кредиты и кредитные карты.
По данным агентства «Рус-Рейтинг», на начало января этого года доходность розничного кредитования по банковскому сектору РФ составила 18,3% годовых. «Но маржа по этим линиям бизнеса продолжит падать, в том числе из-за принятия закона об ограничении максимальной ставки по необеспеченным ссудам, вступающего в силу с 1 июля 2014 года», — резюмирует Максим Бычков, руководитель отдела консультационных услуг для организаций финансового сектора компании EY.
Отдельно надо сказать о том, что возможности зарабатывать на незаконных или полузаконных операциях, некогда дававших неплохие шансы заработка многим небольшим банкам, тоже постепенно сходят на нет. За последние месяцы Центробанк отозвал несколько десятков лицензий и тем самым дал отчетливый сигнал рынку: кредитные организации, которые живут за счет сомнительных операций, активно занимаются выводом средств за границу, отмыванием или обналичиванием, будут лишены права на работу. Результатом всего этого и стало снижение доходности банковской деятельности. «Действительно, у целого ряда (в том числе и крупных) участников рынка маржа снижается, — отмечает аналитик «Инвесткафе» Михаил Кузьмин. — В среднем маржа в банковской системе России находится в диапазоне 4—5%».
По мнению экспертов, наиболее маржинальные банки выигрывают либо за счет дешевого фондирования (например, маржа Сбербанка в 2013 году составляла 5,9% — это выше, чем у большинства игроков), либо за счет предоставления дорогих кредитов.
По словам Максима Бычкова, лидерами рынка по маржинальности до сих пор оставались банки, активно практикующие необеспеченное кредитование населения (потребительские кре-
диты и кредитные карты). Заметим попутно, что корпоративное кредитование уже давно демонстрирует крайне низкую маржинальность. Основная причина снижения маржи в корпоративном секторе — высокая конкуренция, оказывающая давление на ставки. «Банки, фондирующие себя за счет депозитов физлиц, и кредитующие компании едва ли показывают «нулевой» результат по марже», — говорит Максим Бычков.
Ситуация с привлечением ресурсов для банков остается неоднозначной. С одной стороны, стоимость привлечения средств населения для банков несколько снизилась. Заканчиваются сроки действия дорогих трехлетних депозитов частных клиентов, которые банки принимали в 2010—2011 годах. С другой стороны, не лучшим образом на ликвидности банков сказалась «чистка», предпринятая Центробанком во второй половине 2013 года. Она спровоцировала переток капитала из мелких и средних банков в крупные, считает Антон Сороко, аналитик инвестиционного холдинга «Финам».
Вместе с тем стоимость централизованного фондирования растет в связи с повышением ключевой ставки ЦБ до 7%. Эксперты считают, что стоимость ресурсов в ближайшие месяцы будет только увеличиваться, в том числе из-за проблем с заимствованием на международном рынке. «В результате возможных санкций из-за ситуации на Украине банкам могут закрыть доступ к дешевому финансированию на европейских и американских рынках, —говорит директор департамента стратегии и глобального маркетинга Росбанка Евгений Романенко. — Мы уже наблюдаем, как откладываются и закрываются кредитные линии и выпус-
ки облигаций». По словам финансового эксперта Романа Харланова, уже сейчас «практически нереально сделать размещение бумаг на внутреннем рынке, рынок дает ставку до 12%, банкам это неинтересно, а ниже — неинтересно рынку».
На фоне замедления экономики, усиления конкуренции между банками и снижения темпов роста кредитования эксперты ожидают дальнейшего сокращения банковских доходов в ближайшие годы. «Согласно нашему базовому сценарию, в 2014 году средние значения чистой процентной маржи российского банковского сектора будут колебаться в пределах 4,3—4,7%, что более чем на 80 базисных пунктов ниже уровня 2011 года», — комментирует замдиректора группы «Рейтинги финансовых институтов» агентства S&P Сергей Вороненко.
Впрочем, многие опрошенные «Профилем» эксперты уверены: даже в сложившейся депрессивной экономической ситуации финансовые структуры смогут поддерживать показатели прибыльности, переориентировав стратегию с агрессивного расширения бизнеса на более сдержанное развитие. «По нашему мнению, большинство российских банков, у которых средние коэффициенты «операционные расходы/операционные доходы» составляли около 50% в 2013 году, все же имеют достаточно возможностей для повышения эффективности операционной деятельности», — утверждают в S&P.
Так, финансовые организации все активнее развивают дистанционные каналы обслуживания (интернет-банкинг, мобильный банкинг), запускают офисы легкого формата и терминалы самообслуживания, расширяют функционал банкоматов. И даже в условиях уменьшения ставок по потребительским кредитам стремятся сохранить маржу за счет снижения издержек — операционных расходов, стоимости фондирования, риск-составляющей.
По словам президента банка «Траст» Николая Фетисова, сегодня большой процент выдач в кредитном портфеле банка приходится на «повторных» клиентов и корпоративный канал: предоставление ссуд сотрудникам компаний — партнеров банка. Риски по данным категориям заемщиков существенно ниже, чем по клиентскому потоку с открытого рынка, качество которого в среднем ухудшается. При работе с корпоративным каналом у банка есть возможность объективно оценить платежеспособность гражданина, проверить его социальное положение и уровень дохода через предприятие-работодателя. Это позволяет предлагать таким клиентам кредитные продукты с низкими номинальными ставками и при этом сохранять маржинальность. «Качественные заемщики выбирают банк, ориентируясь в том числе на ставку, — говорит Фетисов. — У нас за 2013 год средние ставки по выдачам сократились на 5,5—6%. В бизнес-плане на 2014 год также предусмотрено снижение». Между тем в 2014 году маржа банка, по прогнозам его руководства, будет стабильной.
Наблюдается и переориентация банков на менее доходное, но и менее рискованное залоговое кредитование, в том числе ипотеку. По словам главного аналитика Промсвязьбанка Дмитрия Монастыршина, при низких потерях низкомаржинальное кредитование надежных заемщиков обеспечивает даже большую отдачу на капитал, чем дорогие высокорискованные ссуды.
Региональные банки делают ставку на кредитование малого и среднего бизнеса. «Для банков обслуживание МСБ выгодно по нескольким причинам: диверсификация клиентской базы, относительно высокая доля некредитных доходов, возможности синергии с розничным направлением через обслуживание собственников и сотрудников», — разъясняет первый вице-президент Газпромбанка Екатерина Трофимова.
Меняется и структура операционных доходов банков. Как считает руководитель практики по оказанию услуг финансовым институтам в СНГ компании «Делойт» Сергей Неклюдов, сегодня многие финструктуры делают увеличение доли комиссионных доходов одним из своих стратегических приоритетов. Так, у лидеров российского банковского сектора соотношение комиссионных доходов к процентным доходам уже выросло до 25—30%, в то время как для большинства финорганизаций этот показатель сохраняется на уровне 10—12%. «Сегодня все стремятся нарастить комиссионный доход, так как он не связан с риском и не влияет на достаточность капитала», — говорит Александр Железняк, председатель правления финансовой группы «Лайф». По этой причине банки начинают активно развивать транзакционный бизнес и продавать небанковские продукты, такие как страховки или монеты. Неплохой комиссионный доход, по словам президента банка «Траст» Николая Фетисова, могут приносить кредитные карты: банки активно продвигают грейс-периоды, которые действуют только при безналичной оплате и таким образом стимулируют клиентов чаще использовать «пластик» как расчетное средство, при этом сами банки зарабатывают на комиссиях. «Отдельные кредитные организации научились неплохо зарабатывать за счет комиссий за обслуживание карт, СМС-информирование, расчетно-кассовое обслуживание, выдачу аккредитивов и банковских гарантий, — соглашается Максим Бычков. — При этом банки минимизируют свои кредитные риски, что близко к уровню лучших международных практик».

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».