16 декабря 2018
USD EUR
Погода
Москва

Дружить за и против

В этом году у «Золотого орла» получилась более объективная картина российского кино, чем у «Ники», что даже забавно.

 

Минувший год подарил нам сразу несколько первоклассных картин, чье противостояние должно было составить главную интригу премии «Ника». Но нынешнее награждение получилось до обидного предсказуемым, так как не произошло столкновения двух главных фаворитов — ленты «Географ глобус пропил» Александра Велединского и фильма «Легенда № 17» Николая Лебедева, который студия-производитель не выдвинула на премию из собственных соображений. У этого конфликта давняя история. Первым от выдвижения на «Нику» в свое время отказался Никита Михалков: в 1995 году он не захотел, чтобы в конкурсе участвовал его фильм «Утомленные солнцем», потому что ранее главный приз не достался его же «Урге». Позже от участия в борьбе за «Нику» отказывались и некоторые другие режиссеры. Когда же появился «Золотой орел», уже идейные противники Михалкова, который был одним из вдохновителей новой премии, стали отказываться выдвигать свои фильмы на соискание этой награды (самые яркие примеры: «Жила-была одна баба» и «Фауст» — триумфаторы «Ники»). Тут злую шутку сыграла перенятая у американцев процедура выдвижения фильмов на премию киностудией: хочу — выдвигаю, хочу — не выдвигаю.

В этом году «Ника» вновь оказалась в проигрышной позиции: ведь за «Золотого орла» боролись и «Легенда № 17»,
и «Географ глобус пропил». Нет ничего удивительного, что выиграла картина Николая Лебедева: дело не только в Михалкове-продюсере, но и в том, что это действительно одна из лучших картин года. «Географ» тоже не остался без наград, получив «Орлов» за режиссуру и актерские работы. Аналогичные призы он взял и на «Нике», только получил там еще и главный приз.

Вероятнее всего, Велединский праздновал бы победу и при наличии в конкурсе «Легенды № 17» (так уж повелось, что «Ника» привечает именно авторский кинематограф), но отсутствие выбора лишило премию интриги и духа соперничества.

Главное различие между «Золотым орлом» и «Никой» в этом году оказалось в том, что у первого получилась более объективная картина российского кино, что даже забавно, так как именно «Орел» раньше объективностью не отличался. «Ника» традиционно отмечает авторские высказывания крупных художников, а на «Орле» чаще всего побеждают приближенные к художественному руководству. Его присуждают те, кто переизбрал Михалкова председателем Союза кинематографистов, — стало быть, и лауреатами чаще становятся лояльные режиссеры. Например, Карен Шахназаров, который давно уже снимает посредственное кино, но за каждый свой фильм стабильно получает «Орла». Получает не потому, что фильм хорош, а потому, что человек он сам по себе «хороший». «Хорошим людям» вручает награды и «Ника», только там уровень мастерства все же выше: Кира Муратова, Алексей Герман, Александр Сокуров. Это авторское кино высшей пробы — и в этом смысле «Ника» традиционно верна именно этому кинематографу.

Конечно, российское кино заслуживает премии, которая не зависела бы от студий, продюсеров, вкусов комитета и внутрицеховых отношений. Она должна отражать реальный расклад сил в современном кино, но все портит привычка дружить за или против кого-то, поэтому появление такой премии пока представляется утопией. Сейчас же отечественные премии не сильно ценятся не потому, что они плохи сами по себе, а потому, что у нас сложилось преимущественно отрицательное отношение к самому отечественному кино. Отношение, кстати, несправедливое и поверхностное. Можно сколько угодно ругать коммерческий «поток», но его смотреть никто не заставляет и в поле зрения кинопремий он вовсе не попадает (за редчайшими исключениями). Премии же из года в год отмечают действительно то, что в нашем кино происходит хорошего, а 4—5 достойных фильмов мы имеем едва ли не каждый год.

Другой вопрос, что далеко не всегда эти ленты доходят до широкого зрителя, но это проблема уже не премий, а проката. И зрителей, которые хорошее кино зачастую просто отказываются смотреть, так как оно заставляет думать и сопереживать, иначе говоря, прилагать некоторые усилия. Массовое американское кино нас это делать отучило. Так что можно и нужно критиковать качество церемоний вручения российских премий (неизменно прискорбное), но и в нынешнем своем состоянии кинопремии непременно нужны — и в первую очередь «Ника», как первая и старейшая. С результатами можно порою спорить, но они признак не только сегодняшнего дня, но и ориентир для будущих поколений.

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK