Эстафета ветеранов
Идея КПРФ дать ветеранский статус участникам подавления Пражской весны 1968 года дальновидна. Нового национального мифа должно хватить еще лет на 20
Законопроект группы депутатов КПРФ о том, чтобы считать участниками боевых действий советских солдат, проводивших в Праге‑68 операцию «Дунай», мне очень нравится, потому что я за последовательность. Что неясно? Они были участниками боевых действий. Рисковали, потому что никто не знал, как все обернется. Может, какой-нибудь мирный с виду чех обольет кипятком из окна, а может, и НАТО войска введет. Нам же говорили, что, если бы мы не ввели войска в Прагу, Афганистан, Крым – в последнем они назывались «вежливыми людьми», – там уже через полчаса были бы американцы.
Если говорить совсем серьезно, Родина не должна бросать своих. Если у нее хватало мужества, авантюризма или геополитической смекалки послать их на сопредельные территории, должно хватать всех этих качеств и на то, чтобы признать свою за них ответственность. А то что это такое: чуть поймают и пленят кого-то из наших, как они автоматически оказываются заранее уволенными в запас. Допустим, наше вторжение в Чехословакию не сумели выдать за братскую помощь, и сам соцлагерь спустя двадцать лет крякнул, – но неудачная боевая операция не перестает быть боевой. Члены фракции КПРФ, кстати, и не настаивают на том, чтобы спецоперация «Дунай» была признана блестящей победой. Они ограничиваются набившими оскомину, но вечно актуальными разговорами о том, что братская Чехословакия была в смертельной опасности, а что она этого не сознавала, так это она просто не успела проникнуться социалистическим духом.
Солдаты не виноваты, что их послали в Прагу. Они должны пользоваться всеми льготами участников боевых действий и, более того, всем возможным почетом в обществе, которое ни на йоту не изменилось: оно по-прежнему индифферентно и терпит любое наступление на свои права, а потому не вправе требовать от солдат гипертрофированного гражданского мужества. Мы не знаем ни одного советского солдата, отказавшегося выполнять преступный приказ, и не можем требовать от военнослужащих подобного самопожертвования. Если у нас в сравнительно мирные времена никто не готов выйти на улицу без разрешения, чего требовать от тех, для которых малейшее неповиновение чревато трибуналом? У солдат не было выбора, им сказали, что в Праге они защищают Отечество, и Отечество – говорю совершенно серьезно – не имеет права задним числом осуждать их. Им надо присвоить статус ветеранов и приглашать в школы с воспоминаниями. Стыдиться им совершенно нечего. А те, кому было чего стыдиться, давно умерли – в полном, кстати, почете.
У дальновидной инициативы КПРФ есть и еще один плюс: ветеранов Великой Отечественной почти не осталось, а эстафету поколений кто-то должен поддерживать. «Нас не то чтобы мало – нас почти уже нет», – написал Михаил Львов еще в 1985 году. В обществе обязаны быть герои, которых можно приглашать в военкомат для вдохновляющей беседы с призывниками; должны быть ветераны, марширующие на параде и выступающие по телевизору, ветераны, от имени которых власть шельмует оппозицию и закручивает гайки. Было время, когда ветеранов заставляли подписывать письма против рок-ансамблей или осуждать развратную молодежную моду; напрасно расслабились те, кто полагает, что сегодня ниша этих осуждантов свободна. У нас сегодня куда больше явлений, которые следует безжалостно разоблачать, и очень много призывников, еще не понимающих до конца, как сильно они нужны Родине. Надо им объяснить. Ветеран в России – традиционный носитель морального авторитета, вроде аксакала на Кавказе. Среди молодых и активных современников никто таким авторитетом не обладает, поскольку у живого (и тем более молодого) не может быть абсолютной правоты. Мало ли еще чего он скажет или сделает! Героев у нас делают только из мертвых – или из таких старых, что сил на сопротивление у них уже нет физически. Грядет 50‑летие Пражской весны. К этому славному юбилею ветераны спецоперации «Дунай» должны отдельной колонной идти по Красной площади – не обязательно 20 августа, можно 9 мая. О них должны снять эпическое полотно, в котором будут разоблачаться американские происки в Чехословакии. Они должны получить квартиры, машины и снегоходы. Этого национального мифа должно хватить еще лет на 20, после чего придет очередь афганцев – они как раз доживут до безопасной старости.
Впрочем, есть точка зрения, что после 2018 года многое в России изменится. Тогда Госдуме тем более надо поторопиться с канонизацией ветеранов Праги‑68. С жильем, конечно, не успеют, а вот автомобилей «Лада-Калина» вполне может хватить.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".