15 декабря 2018
USD EUR
Погода
Москва

Искусство высшего порядка

В ГМИИ им. А.С. Пушкина 23 апреля откроется выставка из серии «Коллекции и коллекционеры» — «Искусство как профессия. Собрание Майи и Анатолия Беккерман».

 

Анатолий Беккерман — коллекционер и арт-дилер с мировым именем, владелец галереи Aba, существующей в Нью-Йорке более 30 лет. Это единственная не только в Нью-Йорке, но и в США галерея, которая профессионально занимается продвижением русского искусства в Штатах и обладает самой большой коллекцией русского искусства на Западе. Она представляет не только первые имена, но и полузабытых художников, чье творчество не менее важно для истории русского искусства.
Увлечение искусством возникло у Анатолия Беккермана в школе. Тогда еще ученик десятого класса, он увидел в одном и з московских антикварно-комиссионных магазинов работу Константина Коровина — пейзаж Гурзуфа весьма хорошего качества. Упросив отца, скульптора, дать ему 300 рублей (в конце 1960-х — начале 1970-х это была немалая сумма, равнявшаяся двум месячным зарплатам молодого инженера), он приобрел эту работу.
В самый разгар брежневского застоя, не видя для себя перспектив в СССР, Беккерманы решили эмигрировать. «Мы уехали из СССР в конце 1974-го — начале 1975 года, — рассказывает Анатолий Беккерман. — Конечно, понадобилось время на то, чтобы обосноваться в США. Лишних денег тогда не было, и говорить о коллекционировании было еще рано. Коллекция началась в 78—79-м годах. Я — self-made коллекционер. Мне никто не подсказывал, что нужно коллекционировать. Я много смотрел, читал, у меня сложились собственные представления, что нравится, что не нравится. С годами это оттачивается, приходит опыт, понимание, что стоит покупать, а что нет. Я смотрел, что приобретают другие, но делал собственные выводы. Это пригодилось впоследствии. Когда вы идете в хорошую галерею, вы покупаете не просто картину или скульптуру, а опыт этого галериста или арт-дилера, его взгляд, видение, понимание того, что важно, а что не важно в искусстве».
Коллекция пополнялась уникальными вещами — работами, попавшими в США с эмигрантами послереволюционного и послевоенного исхода; произведениями художников, активно работавших в США, и участников советских выставок начала 1920-х годов, никогда не пересекавших границы России; наследием российских по происхождению мастеров Парижской школы, работами советских нонконформистов, привезенными иностранными дипломатами. «Мы с женой не преследовали цель коллекционировать определенный период, определенного художника — коллекция эклектична и построена на том, что нам нравится. Моя жена — даже больший коллекционер, чем я. Бывали случаи, что я покупал работы, предназначенные для коммерческой деятельности, случайно приносил их домой, чтобы потом отнести в галерею, а жена их забирала и они оставались в нашей коллекции, — продолжает Анатолий Беккерман. — Первое, чем мы руководствовались при покупке произведения, — это его качество и редкость. Я никогда не советовал своим клиентам думать только об инвестиционной привлекательности работы. Искусство должно нравиться. Я никогда не шел за модой и толпой. Я не покупаю работу под какого-то клиента, я всегда покупаю то, что считаю интересным, редким, важным, оригинальным».
Главная цель галереи Анатолия Беккермана — пропаганда русского искусства и русской культуры на Западе. Американскому зрителю Aba Gallery открыла Давида Бурлюка, Бориса Анисфельда, Наталью Гончарову, Бориса Григорьева. Есть в коллекции и произведения более ранних периодов, и современные авторы — от пастельных портретов Иоганна-Генриха Шмидта конца XVIII века и фундаментальных полотен Василия Верещагина и Ивана Айвазовского до Олега Целкова. По словам Анатолия Беккермана, до сих пор русское искусство, несмотря на рекордные цены на мировых аукционах, остается недооцененным по отношению к мировому.
Галерея приобретает работы по всему миру — на аукционах и у частных коллекционеров. Многие произведения были куплены не только в Европе, но и в Латинской Америке, Канаде и Японии. У некоторых вещей — весьма интересная судьба. Так, немало произведений Бориса Григорьева осталось в Латинской Америке. Художник преподавал в Чилийской академии художеств, поэтому его работы есть в Чили и Аргентине. «Все искусство очень субъективно, но если вы идете в галерею к опытному дилеру, то очень важно пользоваться советами лучших специалистов, — рассуждает Анатолий Беккерман. — Я провожу такую параллель. Не обращаясь к опытному галеристу, создать свою коллекцию сегодня невозможно. Это похоже на то, как человек, не пользуясь советом врача, покупает в аптеке лекарство, основываясь на восприятии красивой обертки. Нужно идти к врачу, и врач скажет, что нужно брать. Много было случаев, когда люди приходили ко мне, рассказывали, что покупали вещи на E-bay, тратили на них миллионы, а потом оказывалось, что коллекции стоили копейки. Мы продаем картины разного ценового уровня, но мне очень импонирует, когда я вижу блеск в глазах, любовь к искусству, и если человек не обладает средствами для больших покупок, для меня это не важно. Я всегда должен понимать цель покупки — человеку нравится или он хочет приобрести выгодный актив. В идеале, когда тебе нравится то, что ты покупаешь, и, кроме всего прочего, это имеет инвестиционный потенциал».
В 2012 году Aba Gallery устроила выставку «Русское искусство из частных собраний. От Боровиковского до Кабакова» — лучшие работы русских художников за три века. Проект открылся в тот самый период, когда обмен между музеями России и США из-за разногласий по библиотеке Шнеерсона был нарушен уже в течение почти трех лет. Работы для выставки были привезены из частных коллекций, которые не подпадают под какие-либо юрисдикции. «Искусство выше холодной войны, танков и ракет, — говорит Анатолий Беккерман. — Мы мостик, ниточка, связывающая культуры двух стран».
На выставке в ГМИИ им. А.С. Пушкина будет представлено около 120 вещей, а в каталог экспозиции войдет 190 работ. Это живопись, графика, скульптура — вещи начала прошлого века из собрания Анатолия и Майи Беккерман. Проект готовился больше года. Анатолий Беккерман был одним из организаторов выставки «Искусство, с которым я живу» из коллекции своего друга Михаила Барышникова, которая с успехом прошла в октябре 2013-го — январе 2014 года в отделе личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина. В период подготовки к этой выставке Беккерман показал фотографии нескольких произведений из своей коллекции президенту ГМИИ им.А.С. Пушкина Ирине Антоновой. Она сразу же заинтересовалась коллекцией и возможностью показать эти работы в Белом зале музея.
На этот раз посетители увидят работы тех художников, чье творчество представлено в коллекции монографически, — «Женщину с букетом сирени» Константина Коровина, «Капри I» Бориса Анисфельда, «Испанскую танцовщицу» Натальи Гончаровой, «Ловца крабов» Бориса Григорьева, «Ветер» Давида Бурлюка и другие произведения. «На выставке многие работы будут показаны впервые, — рассказывает Анатолий Беккерман. — Это редчайшие произведения Сергея Судейкина, Бориса Анисфельда, Роберта Фалька. Моя жена очень любит работу Константина Коровина «Девушка у самовара» и картину Бориса Григорьева «Человек с быком». Мне очень нравится натюрморт Давида Штеренберга, написанный в 1920 году, и работа Ивана Пуни «Атлет».
Особую часть экспозиции (зал № 20) составят работы, которые в свое время были частью нью-йоркской коллекции четы Беккерман, но теперь находятся в музеях и частных собраниях Москвы и Санкт-Петербурга. Русский музей предоставил работы: «Портрет С.И. Молло» Бориса Григорьева, «Петербург» Мстислава Добужинского, «Вербное воскресенье на Красной площади» Бориса Кустодиева, «Портрет Давида Бурлюка» Николая Фешина. Московский музей современного искусства отдал для выставки работу «Набережная Сены. Ширма» Натальи Гончаровой. Коллекционер продавал эти работы в разные годы в музеи в рассрочку и со значительной скидкой. В экспозиции также представлены графика Сергея Судейкина, Льва Бакста, Натальи Гончаровой, Константина Сомова, бронза Александра Архипенко, Марка Антокольского.
Выставка будет открыта до 1 июня 2014 года.
 

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK