12 декабря 2018
USD EUR
Погода
Москва

Княжеские сокровища

Открытие выставки приурочено к 20-летию установления дипломатических отношений между Россией и Лихтенштейном. Коллекция князя Лихтенштейнского — одна из самых ценных частных коллекций в мире: она собиралась на протяжении почти пяти столетий. По разным данным, она насчитывает от 6 до 7 тыс. предметов, включая полотна, гравюры, гобелены, фарфор, мебель, оружие и многое другое. «Точно посчитать, сколько предметов находится в коллекции, не представляется возможным, — рассказывает заместитель директора коллекции князя Лихтенштейна Александра Ханцль. — Например, такие мелкие предметы, как монеты, — как их считать? По одной или сразу десять монет, относящихся к одному периоду? Единственное, что можно точно утверждать, — это количество картин: их порядка 1700. При этом значительная часть из них экспонируется на выставках». Как правило, одновременно в мире открыты 3—4 выставки шедевров из коллекции князя Лихтенштейна. Остальные работы представлены в двух дворцах в Вене — загородном, так называемом Садовом дворце на Фюрстенгассе, и городском на Банкгассе, а также в замке, где живет правящая княжеская фамилия, расположенном в Вадуце — столице княжества Лихтенштейн. Вход в венские дворцы должен быть предварительно согласован, а замок в Лихтенштейне закрыт для праздных посетителей.

Городской дворец в Вене и замок в Вадуце располагают обширными хранилищами, в каждом из которых внедрены беспрецедентные меры безопасности. Особая система действует в городском дворце. Доступ в хранилище имеет ограниченное число людей. После сканирования изображения входящего стальные двери автоматически открываются всего на двадцать секунд. Хранилище имеет три этажа, уходящих на несколько десятков метров под землю. Построить его в здании, возведенном в XVII веке, было не так просто. На самом верхнем этаже находятся крупноформатные полотна, сложные в транспортировке и, следовательно, не представляемые на выставках. Средний этаж отдан живописи. Минус третий этаж хранит старинную мебель. Все находится в безупречном состоянии.

В коллекции хранятся работы не позднее 1860 года создания. «Их отбор — прерогатива княжеской фамилии, — рассказал «Профилю» князь Лихтенштейна Филипп, глава принадлежащего княжеской семье банка LGT Group. — Работы приобретаются до сих пор у частных коллекционеров и на аукционах. И это, как правило, все самое лучшее, созданное до середины XIX века». Кстати, страховая стоимость коллекции — коммерческая тайна, которую ни один из спикеров не готов был раскрыть «Профилю».

«Меня уже несколько раз спрашивали, почему для экспозиции картин был выбран Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, — рассказывает директор коллекции Йоханн Крэфтнер. — Во-первых, я очень хорошо знаком с президентом музея Ириной Александровной Антоновой, нас связывает многолетняя дружба. Во-вторых, когда мы показывали в 2009 году работы периода бидермайер из коллекции князя Лихтенштейнского здесь же, в ГМИИ, мы уже тогда обсудили возможность будущей экспозиции фламандской живописи».

На выставке представлены 55 полотен. Центральное место занимают работы Питера Пауля Рубенса — 19 полотнам отдан просторный Белый зал. Центром зала Рубенса стал портрет дочери художника. Написанный в 1616 году портрет Клары Серены Рубенс — один из самых обаятельных и искусно исполненных детских портретов в истории мировой живописи. Еще одна «жемчужина» этого зала — картина «Марс и Рея Сильвия» на тему любви между богом войны Марсом и Реей Сильвией, дочерью царя Нумитора, приобретенная княжеской фамилией в 1710 году. В коллекции находится не только эта работа, но и эскиз маслом к ней и шпалера. Эскиз и шпалеру также привезли в Москву. Увидеть эскизы Рубенса — большая удача, широкая публика с ними почти не знакома.

На колоннаде расположились 10 произведений Ван Дейка, лучшего ученика Рубенса. Самая яркая из представленных работ — «Портрет Марии де Тассис», один из лучших портретов художника. Ван Дейк создал это полотно с большой любовью к деталям. Также в этом зале разместились работы Питера Брейгеля Младшего, Якоба Йорданса, Лукаса ван Валкенборха и других фламандских живописцев XVII века. Особое внимание стоит обратить на произведение «Перепись в Вифлееме» Питера Брейгеля Младшего. Евангельская история переписи населения, из-за которой Мария и Иосиф должны были отправиться в Вифлеем, получила неожиданный зимний пейзажный контекст, ведь Иисус родился в декабре. Нельзя пройти и мимо крупноформатного полотна «Дары моря» Якоба Йорданса и Франса Снейдерса: на переднем плане изображены обитатели моря, а из глубин морской пучины выходит Нептун со свитой тритонов и наяд.

Выставку, которая продлится до 19 октября, открыли президент ГМИИ им. А.С. Пушкина Ирина Антонова и князь Лихтенштейна Алоиз.

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK