16 апреля 2024
USD 93.59 +0.15 EUR 99.79 +0.07
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Кто застрахует страховщиков?
Главное

Кто застрахует страховщиков?

Прошедший год оказался едва ли не самым трудным в новейшей истории российских страховщиков. Замедление темпов экономического роста и «замораживание» тарифов по обязательным видам страхования могут привести к системному кризису отрасли.

Год 2013-й стал одним из самых сложных за всю историю развития российского страхового рынка. «Страховщикам пришлось столкнуться с рядом системных явлений, последствия которых ощущаются и в текущем году, — говорит Федор Стоянов, директор департамента аналитики и стратегического развития бизнеса СК «Альянс». — Прежде всего надо отметить замедление роста ВВП и спад продаж новых автомобилей. Негативно на динамику страхового рынка повлияли и проблемы в законодательной и судебной сферах, приведшие к существенному росту убыточности».
Объем страховых премий в прошлом году в целом по рынку вырос на 11%, но годом ранее этот показатель составлял 21%, то есть темпы прироста упали вдвое. При этом основными точками роста, как и в 2012 году, оставались страхование жизни и страхование от несчастных случаев. По подсчетам Национального рейтингового агентства (НРА), в страховании жизни прирост оказался просто фантастическим — 60,5%, в страховании от несчастных случаев — 23,9%. Из 92,4 млрд рублей прироста премии в целом по рынку 32 млрд приходится на страхование жизни, уточняет руководитель проекта «Рейтинги страховых компаний» НРА Татьяна Никитина. Однако обольщаться не следует, ибо причина таких рекордов очевидна: прошлогодний рост кредитования населения вызвал и рост связанного с этим страхования жизни и здоровья заемщиков. «Чуда не произошло, главным драйвером роста вновь стал банковский канал продаж, — отмечает президент компании «МетЛайф» Александр Зарецкий. — Основной прирост пришелся на направления кредитного страхования и инвестиционного страхования жизни». Однако директор центра стратегического анализа рынка СК «Согласие» Андрей Бондаренко полагает, что в нынешнем году эти виды страхования уже не покажут таких высоких темпов прироста. Снижение интенсивности работы «кредитных фабрик» и отказ от кредитования наиболее рисковых категорий заемщиков неизбежно отразятся и на объемах покрытия рисков жизни, здоровья и потери работы банковских заемщиков. «Кредитное страхование уже не будет расти прежними темпами», — согласен с ним и Александр Зарецкий.
Помимо кредитного страхования, по словам генерального директора «Либерти Страхование» Сергея Ковальчука, в 2013 году достаточно активно росли продажи таких простых страховых продуктов, как страхование выезжающих за рубеж.
Однако на этом хорошие новости практически заканчиваются. В минувшем году в страховой отрасли продолжали развиваться и весьма тревожные тенденции. Темп роста выплат превысил темп роста премий. По сравнению с 2012 годом объем выплат в целом по портфелю увеличился у 80 страховщиков из первой сотни, подсчитали в НРА. Наибольшие коэффициенты выплат из топ-100 страховщиков — у СК «СОГАЗ-Жизнь» (119,28%) и ГСК «Югория» (115,26%). Низким коэффициентом выплат могла похвастаться только СК «Сбербанк Страхование», но эта компания появилась на свет лишь в 2012 году, а потому еще не столкнулась с большим объемом заявленных убытков.
Рентабельность страхового бизнеса уменьшилась, особенно в проблемных сегментах страхования средств наземного транспорта и ОСАГО. На рентабельности отрицательно сказывается тот факт, что две трети премий страховщики получают через посредников, большая часть из которых — банки. По подсчетам НРА, если в среднем 68,4% премий поступает через агентов, то по основным видам страхования доля посреднических продаж еще выше: по ОСАГО — 80%, по страхованию средств наземного транспорта — 87%, по страхованию жизни — 91%, по страхованию от несчастных случаев — 73%. При этом комиссионное вознаграждение может достигать 42% от размера премии. «Следует отметить, что уровень комиссионных вознаграждений посредников в рисковом страховании жизни за 2013 год увеличился на 9 процентных пунктов — с 38,5% до 47,5%, — жалуется Евгения Никольская, старший бизнес-аналитик ОСАО «Ингосстрах». — В страховании от несчастных случаев этот показатель составил 44,6%». По словам эксперта, темпы прироста вознаграждения посредников (в основном банков) в страховании жизни намного опережают темпы прироста объема премий, собранных страховщиками.
Особая головная боль для страховщиков — это «автоюристы», зарабатывающие на потребительских штрафах, поскольку ВС РФ считает, что ОСАГО должно регулироваться законом о защите прав потребителей. По словам страховщиков, во многих регионах действует армия «автоюристов», занятых тем, чтобы не позволить страховщику рассчитаться с клиентом и любым путем довести дело до судебного разбирательства. Согласно статистике Российского союза автостраховщиков (РСА), только за прошлый год страховые организации потратили на суды около 15 млрд рублей.
Сетуют страховщики и на устаревшую тарифную сетку по ОСАГО, которая не пересматривалась долгие годы. В итоге в 2013 году уровень выплат в этом сегменте составил в среднем по рынку 57,63%. В семи субъектах РФ коэффициент выплат выше 77%, а в Камчатском крае превышает 106%, рассказывает Татьяна Никитина. Из-за этого страховые компании начали ограничивать продажу полисов автогражданки в ряде наименее интересных регионов, а некоторые и вовсе отказались от этого вида страхования. «Темпы прироста рынка обязательного страхования автогражданской ответственности продолжают падать: 10,3% по сравнению с 17,1% за 2012 год, — говорит эксперт НРА. — Темп прироста выплат (19%) по этому виду страхования почти в два раза выше темпа прироста премий». Отчасти эта ситуация и спровоцировала отзыв лицензии у ОСАО «Россия», входившего в топ-15 крупнейших страховщиков ОСАГО в стране. РСА оценил всю сумму обязательств страхового общества перед клиентами на внушительную сумму — 1,6—2,3 млрд рублей, так что выплаты из гарантийных фондов могут оказаться максимальными за все время действия автогражданки в России.
Возможно, участь «России» ожидает и некоторых других игроков. Уже сейчас из 98 страховщиков ОСАГО у десяти коэффициент выплат превышает 77% (в 2012 году таких компаний было восемь), а у половины из них — превышает 100%. Причем если премии ниже выплат у компаний из последней десятки страховщиков, то среди страховщиков с коэффициентом выплат 78—100% присутствуют достаточно крупные игроки, такие как «БИН Страхование», «Евросиб-Страхование», СК «Мегарусс-Д», СОАО «Национальная страховая группа». Правда, ситуацию может поправить повышение тарифов по ОСАГО: президент РФ Владимир Путин поручил внести изменения в закон об ОСАГО до 1 июня 2014 года. Пока что существует вариант поправок, принятых в первом чтении, повышающих лимиты выплат по «железу» и «жизни». «Ожидания участников страхового сообщества связаны с предстоящим пересмотром тарифной политики по ОСАГО, — объясняет Федор Стоянов. — В случае если одновременно с возможным повышением лимитов не будут также повышены и тарифы, данный вид страхования станет непривлекательным для большинства добросовестных страховщиков». Но даже повышением территориальных коэффициентов все проблемы рынка не решить, все равно работа «автоюристов» и сложившаяся судебная практика будут осложнять работу страховщиков. «Необходимы срочные меры по регулированию процесса разрешения споров между страховщиками и страхователями в судебном порядке», — резюмирует эксперт.
Евгения Никольская отмечает, что нарастание внутренних проблем страховой отрасли в сегменте моторного страхования в 2013 году сочеталось с началом стагнации рынка корпоративных видов страхования. Рост рынков добровольного страхования имущества и ДМС заметно замедлился по результатам 2013 года, а рынки страхования грузов, водного транспорта и вовсе продемонстрировали падение. «Негативная ситуация в экономике страны сказалась в первую очередь на страховании имущества юридических лиц — произошло падение на 1,6%, также и страхование грузов показало отрицательную динамику — минус 5,8%, — комментирует генеральный директор САО «ГЕФЕСТ» Александр Миллерман. — В страховании строительно-монтажных рисков прирост составил 15%, что ниже показателей успешного 2012 года, но неплохой показатель для сегмента страхового рынка по итогам года».
Не оправдал надежд и новый этап реализации закона об обязательном страховании ответственности владельцев опасных производственных объектов (ОСОПО) за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте: с 1 января 2013 года он распространяется на объекты госсобственности — муниципальные и государственные предприятия. И хотя количество заключенных договоров по этому виду за год увеличилось с 231,6 тыс. до 252,3 тыс., объем премий вырос только на 0,9%. В результате объем рынка ОСОПО в 2013 году остался почти на уровне 2012 года (9,18 млрд рублей). Прогноз роста рынка (на 10—20%) не оправдался из-за предусмотренной законом переклассификации опасных объектов, зачастую приводившей к снижению страховых сумм и взносов, и из-за проблем с бюджетированием у госпредприятий. Вместе с тем коэффициент выплат по этому виду постепенно увеличивается (3,05%), но остается одним из самых низких по рынку. Пока лидирующие позиции в секторе обязательного страхования ответственности владельцев опасных объектов сохраняют «СОГАЗ» и «Росгосстрах», занимающие 18,48 и 16,08% этого рынка соответственно.
В 2013 году страховщики начали работу по новому виду — обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП). Лидерами данного сегмента рынка стали «СОГАЗ» (19,69%) и «Ингосстрах» (14,17%). «По результатам 2013 года собранные премии в РФ по страхованию ОСГОП составили 3,67 млрд рублей, — говорит Евгения Никольская. — Первоначально при оценке данного рынка в 2012 году эксперты оперировали такими показателями по объемам рынка, как 8—12 млрд рублей». Никольская объясняет «недостачу» тем, что не все потенциальные клиенты-перевозчики обладают лицензиями, а «некоторые перевозчики, в основном на автомобильном транспорте, к тому же занижают реальные показатели числа перевезенных пассажиров». По данным Национального союза страховщиков ответственности, лишь 54% перевозчиков имеют сегодня страховку, а охват страхованием пассажиров составляет лишь 77%.
Относительно перспектив рынка в 2014 году страховщики не испытывают особого оптимизма. «Мы ожидаем, что рынок вырастет на 5—8%», — полагает Сергей Ковальчук. Кроме того, страховщики ожидают, что сокращение числа компаний продолжится, хотя, может быть, и не такими высокими темпами, как раньше. Так, за прошлый год свою деятельность прекратило 38 страховщиков, в то время как годом ранее из рядов выбыло аж 103 игрока. В итоге на начало 2014-го в стране действовало 420 страховых и перестраховочных компаний и 12 обществ взаимного страхования. «Количество страховых компаний продолжает сокращаться, но уже не так активно, как в 2012 году», — отмечает Татьяна Никитина. Однако говорить о том, что зачистка рынка уже закончилась, нет оснований. Все-таки Центробанк, взявший на себя в середине прошлого года обязанности мегарегулятора, уже провел внутреннюю реорганизацию. «Судя по активным действиям регулятора в банковской сфере и анонсированным инициативам ЦБ в отношении страхового сектора, процесс сокращения числа игроков за счет ухода ненадежных или неплатежеспособных компаний, безусловно, продолжится, — уверен Федор Стоянов.— Должна получить дальнейшее развитие и инициатива ЦБ по контролю за системными страховщиками посредством назначения индивидуального куратора для каждой компании, попавшей в список, составленный регулятором». Впрочем, в этом случае не все так плохо: по словам эксперта, эти действия будут способствовать повышению прозрачности рынка.
Однако очевидно, что кроме «кнута» российскому страховому рынку нужны и «пряники» — стимулы для развития. «Чтобы обеспечить дальнейшее развитие рынка, причем именно за счет долгосрочных накопительных программ, необходимо внедрение стимулирующих мер, прописанных в Стратегии развития рынка (речь идет о «Стратегии развития страховой деятельности в РФ до 2020 года», принятой в прошлом году. — «Профиль»), — говорит Александр Зарецкий. — А именно: внедрение налоговых льгот по накопительному страхованию жизни, реформирование законодательства для обеспечения основы для развития инвестиционного страхования, включение страховщиков жизни в пенсионную систему и законодательное обеспечение электронных продаж полисов по страхованию жизни». Но пока про это ничего не слышно.

НАШИ ЭКСПЕРТЫ

Антон Легчилин, заместитель генерального директора, главный андеррайтер САК «Энергогарант»:

«Прошлый год стал для страховой отрасли РФ показательным. САК «Энергогарант» продемонстрировала хорошие темпы роста сборов брутто-премии (выше средних показателей по рынку), но оценивать работу компании и рынка только по соотношению сборов и выплат нельзя. Большинство страховщиков понесли по моторным видам страхования огромные убытки, и не все игроки смогли компенсировать их положительным результатом по другим видам страхования. Причиной тому стала и судебная практика, которая во многих регионах находится в тесном контакте с автоюристами и мошенниками, и отсутствие индексации базовых и региональных тарифов по ОСАГО, и демпинг по автокаско (многие крупные страховщики работали на этом рынке откровенно на кассу, закрывая проблемы текущей ликвидности и не думая о будущих результатах своей работы). В некоторых регионах на страховщиков оказывают сильное давление, заставляя их работать себе в убыток, например, выписывать полисы ОСАГО на муниципальный транспорт. Но нельзя заставить коммерческую компанию работать убыточно: филиалы страховщиков в таких регионах будут закрываться. Этот процесс идет активно уже с начала 2013 года. Нашей компании удалось завершить 2014 год с прибылью, сохранив положительный финансовый результат в целом по портфелю, однако рентабельность несколько уменьшилась по сравнению с предыдущими периодами. При существующем положении дел с региональными коэффициентами ОСАГО мы рассматриваем возможность оптимизации нашего регионального присутствия в убыточных регионах, чтобы в соответствии с требованиями мегарегулятора продолжать рентабельную работу на страховом рынке».

Андрей Бондаренко, директор центра стратегического анализа рынка СК «Согласие»:

«Прошедший год для многих универсальных страховых компаний завершился с убытками. Основные причины — ухудшение условий работы в розничном автостраховании. Так, в сегменте ОСАГО убыточность резко возросла после распространения на страхование закона «О защите прав потребителей». Общим местом стало обсуждение поточной системы работы автоюристов. Скупив права требования граждан, юридические фирмы завалили десятками тысяч дел суды общей юрисдикции. В некоторых регионах им удалось добиться повышенной лояльности к своим искам со стороны отдельных представителей судебной системы, и производительность присуждения к выплате достигала нескольких десятков дел за одно заседание. Не менее драматично развивается ситуация в сегменте автокаско. Верховный суд утвердил законность требований по возмещению стоимости автомобиля, если он был угнан с ПТС и (или) ключами зажигания в салоне, если на момент аварии автомобилем управлял водитель, не вписанный в полис каско, и т.д. Страховщики отреагировали на это повышением тарифов, отказом в некоторых случаях от страхования автомобилей старше трех лет и т.д. Положительным фактором развития рынка стало вступление в силу закона об обязательном страховании ответственности перевозчика. Это стимулировало дальнейшее развитие отечественных страховых технологий».

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».