13 декабря 2018
USD EUR
Погода
Москва

Не щадя живота

Правительство готово защищать интересы российских производителей ценой здоровья россиян

Минпромторг России подготовил проект постановления о запрете на закупку отдельных видов медицинских изделий и оборудования иностранного производства для государственных и муниципальных медучреждений. Запрет распространяется на те товары, которые уже производятся в России и странах Таможенного союза. В основном это рентгенологические установки, томографы, маммографы, ангиографы, инкубаторы для новорожденных, стоматологическое и офтальмологическое оборудование. Цель постановления — «защита внутреннего рынка Российской Федерации». В Минпромторге считают, что эта мера будет способствовать долгосрочному развитию российских компаний и созданию для них конкурентных преимуществ на внутреннем рынке.

Прежде чем комментировать этот документ, предлагаю освежить в памяти наше законодательство. Вот, например, в ч. 1 ст. 8 Конституции РФ записано, что в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, а также поддержка конкуренции и свобода экономической деятельности. А помимо основного закона есть еще федеральный закон №135 «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года, который запрещает федеральным органам исполнительной власти ограничивать свободное перемещение товаров в Российской Федерации и права хозяйствующих субъектов на продажу, покупку и обмен товаров.

Я почти уверен в том, что запрет на поставку иностранного оборудования, предлагаемый Минпромторгом, в первую очередь приведет к ограничению той самой конкуренции и усилению монополизации рынка со стороны тех игроков, которых министерство заботливо оградило от конкурентов. Не надо быть большим экономистом, чтобы предсказать скорое повышение цен и ухудшение качества товаров, поскольку рынок перестанет регулировать и то, и другое. При этом административное регулирование следует считать вмешательством государства в экономические отношения и гражданский оборот прав.

Также нельзя не заметить, что обоснованность такого вмешательства вызывает большие сомнения. В пояснительной записке, например, не приведено никаких доказательств необходимости этих запретов. Во-первых, не указаны возможности отечественной индустрии производить достаточное количество запрещенных к импорту товаров. Во-вторых, не приведено никаких ссылок на экспертные заключения по сравнению качества аналогичных отечественных и зарубежных товаров. И, наконец, нет никаких расчетов по сопоставлению стоимости, доступности и качества сервисного обслуживания отечественного и зарубежного оборудования, попавшего в список Минпромторга. Все это означает, что нет никаких гарантий того, что отечественные производители уже завтра (предполагается, что постановление вступит в силу с 1 апреля) способны полноценно заместить иностранных поставщиков на нашем рынке.

Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что поддержка и развитие отечественного производства — важная задача. Однако по меньшей мере безнравственно поддерживать отдельных производителей за счет здоровья наших граждан, которого у них не прибавится из-за снижения качества медицинской помощи. А оно будет неминуемо снижаться по мере уменьшения доступности медицинских товаров и оборудования. И в первую очередь это почувствуют наименее защищенные слои населения, не имеющие возможности получить медицинскую помощь где-то еще, кроме государственных и муниципальных учреждений.

Неизвестно, откуда Минпромторг черпает свой оптимизм по поводу возможностей отечественных производителей, но у меня есть отзывы практикующих врачей, которые, мягко говоря, не жалуют отечественное медицинское оборудование. Поэтому меня пугает постановление, в котором завязаны интересы пациентов и производителей, однако приоритеты сильно смещены в сторону последних. В первом пункте так и написано: «В целях защиты внутреннего рынка…» В моем же понимании приоритетной должна быть защита интересов пациентов, что вытекает из права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, закрепленного в ст. 41 Конституции РФ. К слову, именно к полномочиям федеральных органов государственной власти относится защита прав и свобод гражданина в сфере охраны здоровья. Так, по крайней мере, записано в ст. 15 федерального закона № 323 «Об основах охраны здоровья граждан» от 21.11.2011 года.

Впрочем, наши министерские чиновники вряд ли лечатся в муниципальных клиниках и, скорее всего, не ощутят на себе последствия собственных инициатив. Поэтому я рекомендовал бы авторам этого постановления хотя бы на несколько дней сменить свои служебные иномарки на отечественные автомобили, чтобы лучше понять разницу между отечественным и импортным оборудованием.

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK