10 декабря 2018
USD EUR
Погода
Москва

Нефтяной гигант Америка

Америка добывает беспрецедентное количество нефти. У бума есть опасная обратная сторона: все больше черного золота перевозится железной дорогой. Многие составы попадают в аварии.

День памяти пройдет тихо — так решено. Отслужат две мессы в церкви Святой Агнессы, одну в полночь, поскольку именно в это время произошла катастрофа, другую утром. Вечером состоится молчаливое шествие по центру города.

Точнее, по тому, что от него осталось. 

6 июля 2013 года живописный центр небольшого канадского городка Лак-Мегантик был практически стерт с лица земли после того, как поставленный на стоянку грузовой поезд самопроизвольно тронулся, набрал скорость и в центре Лак-Мегантика сошел с рельсов. Взорвались 63 цистерны с нефтью, погибли 47 человек, из которых 30 были посетителями и персоналом популярного в городе кафе Musi. Тела пяти пропавших без вести найти не удалось. 

На месте трагедии образовалась нежилая «красная зона». Дома были снесены, площадку разровняли бульдозером. Но восстановление загрязненной нефтью территории займет еще долгое время.

Подобная трагедия может повториться в любой момент и в любой точке Северной Америки. Ведь на железных дорогах США и Канады появляется все больше товарняков с нефтью. Растет и количество аварий с их участием. Поэтому в первую годовщину трагедии в Лак-Мегантике, помимо тихой заупокойной службы, пройдут и другие мероприятия. Несколько групп активистов, в том числе Sierra Club, планируют протесты по всему континенту. 

Смертельная опасность на рельсах

«Нефтяная индустрия Северной Америки вышла из-под контроля», — сетует руководитель исследовательского направления американской гражданской инициативы Oil Change International Лорн Стокман. Нефтяные цистерны он называет бомбами на рельсах: «Главным приоритетом является не безопасность населения, а прибыль отрасли». 

Часто перевозки нефти осуществляются ночью. Смертельной опасности при этом подвергаются люди и на густонаселенном востоке страны, и на Среднем Западе, и в Калифорнии. Виной тому нефтяной бум, недавно начавшийся в Северной Америке: Соединенные Штаты добывают беспрецедентное количество нефти. Система нефтепроводов не справляется, строительство новых трубопроводов, таких как Keystone XL, займет много времени. Нефтетранспортирующие компании, недолго думая, запускают железнодорожные перевозки. 

Так, в прошлом году товарняки в США перевозили почти миллион баррелей сырой нефти в день — это в 70 раз больше, чем в 2005 году, и соответствует примерно 130 составам из ста цистерн. В большинстве случаев железной дорогой транспортируют сланцевую нефть из Северной Дакоты, обладающую повышенной взрывоопасностью и доставляемую на нефтеперерабатывающие заводы, расположенные на побережье или в нефтеналивные порты. 

Такие рекорды имеют обратную сторону. Меньше 15% из 94 000 используемых цистерн оборудованы современным системами безопасности. Как следствие, аварии с участием нефтяных составов происходят почти каждый месяц. Только с момента трагедии в Лак-Мегантике их было как минимум, девять. 

В ноябре в южном штате Алабама с рельсов сошли 20 цистерн с сырой нефтью из Северной Дакоты. 11 цистерн взорвались. 

В декабре в Северной Дакоте состав с нефтью врезался в сошедший с рельсов товарный поезд, перевозивший зерно. 18 цистерн взорвались, разлилось 150 000 литров сырой нефти, 1400 жителей были вынуждены покинуть дома. 

В феврале в городке Вандергрифт в Пенсильвании с рельсов сошла 21 цистерна из Чикаго. Вылились 15 000 литров сырой нефти. 

В мае в историческом местечке Линчберг в Вирджинии с рельсов сошел состав. 114 000 литров нефти попали в реку Джеймс, произошло возгорание. Спасателями пришлось эвакуировать 350 человек.

В общей сложности, по сведениям министерства транспорта в Вашингтоне, за 2013 год в результате аварий на американских железных дорогах произошел разлив 4,4 млн литров сырой нефти. Это больше, чем за четыре предшествующих десятилетия. 

Муниципалитеты в этой ситуации беспомощны и бьют тревогу. «С повседневными происшествиями мы справляемся, — сказал в апреле на заседании транспортного подкомитета Сената командир пожарной части из Мэн Тимоти Пеллерин, подчиненные которого помогали ликвидировать чрезвычайную ситуацию в Лак-Мегантике. — Но перед лицом такой трагедии мы безоружны». 

Встревоженность наблюдается как на безлюдном северо-западе США, так и на промышленном северо-востоке. Ведь каждый четвертый состав с нефтью из Северной Дакоты следует через Олбани, столицу штата Нью-Йорк, в котором на реке Гудзон расположены крупнейшие нефтеналивные порты США. «Мы расцениваем транспортировку сырой нефти как одну из главных угроз для окружающей среды Нью-Йорка на ближайшее будущее», — говорит заместитель министра по окружающей среде Бейсил Сеггос.

Для минимизации рисков Штатам необходимо хотя бы получать больше информации о перевозках нефти. Но этого не происходит. «Мы даже не знаем, когда через нашу территорию проходят соответствующие составы, — пожаловался недавно корреспондентам Wall Street Journal Томас Лакамп из пожарной охраны Цинциннати. — Железнодорожные компании не обязаны ставить нас в известность». Причина столь «бережного» обращения с информацией — страх перед терроризмом. 

Впрочем, вскоре это изменится. С июля железные дороги США на основании соответствующего распоряжения министерства транспорта будут заранее информировать штаты о предстоящей транспортировки нефти. 

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK