Основной закон СССР не гарантировал гражданам много свобод
Год с небольшим существования поначалу новых, тогда еще нелегитимных органов власти – Советов привел Россию к двум революциям, отречению императора, крушению монархии, разгону Учредительного собрания и ликвидации так и не окрепшего парламентаризма. Сменились политический режим, форма правления и форма государственного устройства. Но этот период ознаменовался и принятием первой в истории России Конституции как акта высшей юридической силы.
Первая в истории России Конституция была принята в 1918 году. Появившийся в молодом государстве Основной закон зафиксировал, что жить страна будет в соответствии с принципами социализма. Высшими органами власти и общего управления объявлялись Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и Совнарком. Конституция упоминает также о президиуме ВЦИК. В полном объеме политические права предоставлялись «всему рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах», т. е. только представителям рабочего класса. Декларировалось предоставление гражданам демократических свобод: совести, слова, собраний, союзов, а также права на образование.
31 января 1924 года была принята Конституция Союза ССР, включавшая в себя многие положения Конституции 1918 года. В соответствии с положениями союзной Конституции в 1925 м была принята новая редакция Конституции РСФСР.
Новая Конституция России, как и прежняя, была конституцией эпохи диктатуры пролетариата. В ней прямо говорилось: «Российская Республика есть социалистическое государство рабочих и крестьян, строящееся на основе федерации национальных советских республик. Вся власть в пределах РСФСР принадлежит Советам рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов». Тем самым Конституция РСФСР 1925 года зафиксировала социальную базу Советского государства. В связи с переходом к нэпу это было крайне актуально. Особенностью этой Конституции стало то, что в ней отсутствовали положения о подавлении эксплуататорских классов и мировой революции.
5 декабря 1936 года VIII Чрезвычайный съезд Советов принимает следующую советскую Конституцию, в которой уже формировалась норма о руководящей роли компартии. Там было сказано, что наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса, крестьян и трудовой интеллигенции добровольно объединяются в КПСС – передовой отряд в борьбе за построение коммунистического общества и руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных.
В документ также были включены нормы, утверждающие экономические основы социализма. Впервые в истории государства в тексте Конституции говорилось о политических и личных правах и свободах. Если раньше руководство страны, защищаясь от обвинений во вмешательстве во внутренние дела других стран и разжигании там революционных настроений, говорило, что этим занимается партия, которая не имеет к правительству никакого отношения, то в 1936 м неделимость КПСС и правительства была признана официально. Руководители партии одновременно занимали и руководящие государственные должности.
21 января 1937 года была принята третья Конституция. В условиях идеологической монополии все сферы жизни общества были подчинены интересам Коммунистической партии и административно-командной системы. В целом эта редакция Основного закона содержала те же принципы, что и предшествующие конституции (верховенство рабочего класса, руководящая роль компартии в политической системе советского общества; союз рабочего класса с трудящимся крестьянством; ликвидация капиталистической частной собственности и утверждение общественной социалистической собственности на основные орудия и средства производства как важнейшая предпосылка последующего утверждения социалистической системы народного хозяйства в качестве единой экономической основы).
В Конституции 1937 года появилась глава XI, закреплявшая широкие права граждан. Но их реализация гарантировалась только «в соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя». Гражданам гарантировалось равноправие, право на образование, труд и отдых. Гарантировались свободы отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды, свобода печати, слова, собраний. Статья 131 Конституции говорила, что гражданам РСФСР обеспечивается неприкосновенность личности. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как по постановлению суда или с санкции прокурора. Воинская служба в рабоче-крестьянской Красной армии объявлялась почетной обязанностью граждан РСФСР, а защита Отечества – священным долгом каждого гражданина. Измена Родине – нарушение присяги, переход на сторону врага, нанесение ущерба военной мощи государства, шпионаж – карается по всей строгости закона, как самое тяжкое злодеяние, говорили 136-я и 137-я статьи сталинской Конституции.
Разумеется, все эти гарантии носили сугубо декларативный характер. Идущие в стране репрессии свидетельствовали о том, что в реальности права граждан ничего не стоят, а сама конституция – не более чем символ, сродни красному знамени и бюсту Ленина.
После осуждения культа личности Сталина на XX съезде КПСС и начала оттепели руководство страны решило «очеловечить» режим, сохранив при этом тотальное «партийное» государство. Для этого требовалась конституционная реформа.
В 1962 м была образована конституционная комиссия, действовавшая на протяжении 15 лет и призванная выработать проект нового Основного закона. Лишь в 1977 году была принята новая Конституция СССР, в которой констатировалось построение «развитого социалистического общества» и создание общенародного государства. Так на смену идеям построения коммунистического общества в обозримом будущем пришла идея общенародного социалистического государства.
Согласно Конституции, организация и деятельность органов государственной власти РСФСР строились, как и прежде, в соответствии с принципом демократического централизма. Высшими государственными органами власти назывались Верховный Совет и Совет министров РСФСР. К исключительным полномочиям Верховного Совета относились: принятие Конституции и законов, внесение в них изменений; представление на утверждение Верховного Совета СССР образования новых автономных республик и автономных областей в составе РСФСР; утверждение государственных планов экономического и социального развития, госбюджета и отчетов об их выполнении; образование подотчетных Верховному Совету органов.
Для советской правящей элиты Конституция (все ее редакции) была просто символом, атрибутом господства – примерно тем же, чем шапка Мономаха для царей. Следовать букве и духу Основного закона руководители СССР не собирались. Сама идея Конституции не пугала советский режим – зачем бояться того, во что никто не верит? В этом заключается основное различие советского и царского периодов становления конституционализма: если царское правительство боялось Конституции, поскольку было бы вынуждено ее соблюдать, то советское правительство использовало Конституцию для создания иллюзии, миража. Советскую реальность формировали не конституционные принципы, а воля партийного руководства, поэтому Конституция переписывалась всякий раз, как политический курс менялся.
В период перестройки стало очевидно, что политика, проводимая Михаилом Горбачевым, плохо соотносится с нормами действующего Основного закона, который провозглашал государство основным орудием «защиты революционных завоеваний, строительства социализма и коммунизма», а КПСС называл «ядром политической системы». Конституционно закрепленная система государственной власти представляла собой единую «вертикаль Советов», где не было места принципу разделения властей, сильному правительству и независимому судопроизводству. Такое положение дел требовало проведения реформы, призванной гармонизировать Основной закон и реальность.
27 октября 1989 года были приняты законы РСФСР об изменениях и дополнениях Конституции РСФСР и о выборах народных депутатов РСФСР. Эти законы фактически обозначили этапы конституционной реформы, продлившейся до 12 декабря 1993 года.
Первый этап охватывает период с октября 1989 го по ноябрь 1991 года. На этом этапе Россия получала политическую автономию от СССР. Наличие у российских элит общего врага в виде союзного центра обеспечивало единство в рядах реформаторов, старавшихся создать в России демократические институты власти. С весны 1990 го перестройка в РСФСР, как и в других союзных республиках, пошла своим путем. Изменения, которые вносились в систему государственного управления в РСФСР и российскую Конституцию, стали отличаться от тех, что происходили на уровне СССР.
Первый Съезд народных депутатов РСФСР (16 мая – 22 июня 1990 года) фактически сразу поставил задачу подготовки проекта новой российской Конституции и образовал 16 июня 1990 го Конституционную комиссию. Ее председателем был назначен избранный 29 мая того же года на пост Председателя Верховного Совета РСФСР Борис Ельцин, секретарем – народный депутат РСФСР Олег Румянцев.
К тому времени уже существовали самые разные конституционные идеи и проекты. Например, был известен проект «Конституции Союза Советских Республик Европы и Азии», подготовленный в ноябре 1989 го народным депутатом СССР академиком Андреем Сахаровым.
С принятием 12 июня 1990 года Декларации о государственном суверенитете РСФСР была изменена преамбула и ст. 1 Конституции РСФСР. Был установлен плюрализм форм собственности; учрежден Конституционный суд РСФСР; вся система российской прокуратуры выведена из-под юрисдикции Генеральной прокуратуры СССР.
24 мая 1991 года в текст Конституции РСФСР была добавлена новая глава о президенте РСФСР – высшем должностном лице РСФСР и главе исполнительной власти со сроком полномочий пять лет. Было установлено, что одно и то же лицо не может быть президентом РСФСР более двух каденций подряд. В отличие от президента СССР, которого избирал съезд народных депутатов СССР, выборы президента РСФСР должны были осуществляться непосредственно гражданами РСФСР «на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании». Одновременно была закреплена новая судебная власть, основными ветвями которой были Конституционный суд РСФСР и соответствующие суды субъектов, Верховный суд РСФСР и система судов общей юрисдикции, Высший арбитражный суд РСФСР и система арбитражных судов.
В 1990 году из Конституции РСФСР полностью исключили упоминание компартии. Тем самым российские парламентарии сделали более радикальный шаг по сравнению с союзным центром, который включил в Конституцию СССР принцип многопартийности и одновременно сохранил упоминание о КПСС.
1 ноября 1991 года был утвержден новый Государственный флаг РСФСР, представлявший собой «прямоугольное полотнище с равновеликими горизонтальными полосами: верхняя полоса – белого цвета, средняя – лазоревого цвета и нижняя – алого цвета».
Таким образом, на данном этапе «залатывались дыры» прежней Конституции, в которую было внесено более 300 поправок. Но после провозглашения суверенитета России потребовалась новая Конституция. Несовершенство Основного закона начало провоцировать серьезные политические кризисы. Если раньше наличие общего врага в виде союзного центра объединяло строителей демократии, то теперь его отсутствие вынуждало «прирожденных борцов» искать врагов промеж себя. Такое положение вещей привело к длительному противостоянию Верховного совета (законодательной власти) и президента (исполнительной власти).
18 мая 1992 года президент Ельцин, выступая в Барнауле, заявил, что де-факто в России существует конституционный кризис. Новая Конституция должна узаконить сильную президентскую форму правления – этого требует переходный период. Поскольку съезд не согласится самораспуститься, нужно либо дать президенту право объявлять референдум, либо собрать подписи за проведение референдума.
В итоге Конституционная комиссия создала проект Основного закона, предусматривавший парламентскую форму правления. К концу 1992 года появился еще один вариант «официального проекта» Конституции РФ, который тоже не был принят. Конституционный процесс, казалось бы, вышел на финишную прямую только после резкого обострения политической ситуации. В ответ на телеобращение Ельцина к гражданам с сообщением о введении «особого порядка управления» на период до преодоления конституционного кризиса съезд народных депутатов РФ предпринял попытку отстранить его от должности. Однако голосование по этому вопросу провалилось: хотя за лишение Ельцина президентских полномочий проголосовали более половины депутатов (617 человек), инициативе не хватило 72 голосов, чтобы набрать конституционное большинство (2/3 голосов).
Не сумев урегулировать конфликт таким образом, стороны согласились доверить его решение общественности. После многочисленных и бурных дискуссий 29 марта 1993 года IX (внеочередной) съезд народных депутатов РФ назначил на 25 апреля проведение всенародного референдума по четырем вопросам: о доверии президенту, об одобрении социально-экономической политики президента и правительства, о назначении досрочных выборов президента России, о назначении досрочных выборов депутатов Российской Федерации. Результаты референдума показали, что граждане встали на сторону Ельцина.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".