27 апреля 2024
USD 92.01 -0.12 EUR 98.72 +0.01
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Отцы и дети-2014
Главное

Отцы и дети-2014

В текущем году в списке максимальное число участников, это косвенно говорит о том, что в российской экономике не все так плохо.

В жизни каждого крупного бизнесмена наступает момент, когда он задумывается над тем, кому достанется его немалое богатство... Капитализму в новой России уже четверть века, и первое поколение отечественных предпринимателей... нет-нет, еще не состарилось, но достигло того возраста, когда уже задумываются о покое и будущем семейного состояния. У большинства крупнейших российских бизнесменов есть дети, которые образуют небольшую, но очень любопытную социальную группу — богатые наследники.

Миллиардеры не любят рассказывать о своих детях. Вот типичный ответ на вопрос о членах семьи: «Имярек не дает комментариев в отношении частной жизни. Можно пользоваться только той информацией, которая есть в открытых источниках». Нежелание богатых россиян распространяться о жизни своих семей в общем-то понятно. У всех в памяти случай с Иваном Касперским, сыном Натальи и Евгения Касперских, чей совокупный капитал оценивался на тот момент (апрель 2011 года) в $1,06 млрд. Преступники, похитившие Ивана, впоследствии рассказывали, что сначала узнали из СМИ об основном активе бывших супругов — «Лаборатории Касперского», — а затем воспользовались активностью Касперского-младшего в социальных сетях.

Беспокойство состоятельных людей можно понять, хотя злоумышленники ориентируются все-таки в основном не на рейтинги, да и скрывать самих наследников с годами становится все труднее. Девушки начинают выезжать в свет, а молодые люди — принимать участие в бизнесе отца или, что тоже не редкость, заниматься собственным делом. Тем не менее «Профиль», понимая щепетильность темы, намеренно не прибегал к методам папарацци, что стало, конечно, серьезным ограничением. Но, несмотря на это, рейтинг самых богатых наследников России содержит, на наш взгляд, немало интересного.

Прежде всего заметим, что детей у самых богатых россиян становится все больше. И дети эти в среднем становятся богаче. В этом году в список вошло рекордное число отпрысков миллиардеров — 96 человек, их условный капитал составил $1 млрд и выше, это максимальный показатель за все время существования рейтинга*. Трое новых членов рейтинга появились естественным путем: у Михаила Фридмана родились двое детей от гражданской жены Оксаны Ожельской, второй ребенок появился у владельца МДМ Банка Сергея Попова. Еще двадцать молодых людей вошли в список благодаря росту родительского капитала, что явно свидетельствует: многим представителям бизнеса стагнация национальной экономики не помеха.

Самой богатой наследницей России, как и год назад, стала Виктория Михельсон, дочь создателя и крупного акционера газовой компании «Новатэк» Леонида Михельсона. Однако разрыв между нею и занимающим второе место «золотым мальчиком» Юсуфом Алекперовым увеличился до $2 млрд. Это косвенным образом говорит о манере ведения бизнеса родителями. Потомственный нефтяник Вагит Алекперов осторожно относится к инвестициям во все, что не связано с его основным бизнесом — «ЛУКОЙЛом». В отличие от него, Леонид Михельсон рисковать не боится. Он вкладывает деньги как в смежные с газовым бизнесом отрасли (нефтехимическая компания «Сибур»), так и в совсем далекие от ТЭКа сферы вроде девелоперских проектов в Санкт-Петербурге. Пока что курс на диверсификацию себя оправдывает. Не чурается Михельсон и общественно-культурной деятельности. Он создал фонд современного искусства и назвал его в честь дочери «Виктория — искусство быть современным». Официально в руководство фонда Виктория Михельсон не входит, но участие в его работе принимает.

Однако в первой тройке все же произошли изменения. Полина Галицкая хоть и увеличила свой условный капитал, но все равно уступила дочери Андрея Мельниченко. Полина — дочь Сергея Галицкого, создавшего с нуля торговую сеть «Магнит», объединяющую сегодня почти 8400 магазинов. Андрей Мельниченко, в прошлом банкир, а ныне владелец промышленных активов — компании «Еврохим» и СУЭК.

Из первой десятки рейтинга выпали дети крупнейшего участника консорциума «Альфа-Групп» Михаила Фридмана. В связи с увеличением их числа средний размер приходящегося на каждого условного капитала несколько уменьшился. Возможно, Фридман пошел по стопам другого российского миллиардера — Романа Абрамовича, у которого уже семь сыновей и дочерей.

Обратим внимание на одного новичка рейтинга — приемную дочь главы «Сургутнефтегаза» Елену Богданову, оказавшуюся на 37-м месте. Однако сразу оговоримся, что ее отсутствие в рейтинге прошлого года объясняется исключительно разницей в методологии оценки капитала Владимира Богданова — в зависимости от подхода он колеблется от десятков миллионов до нескольких миллиардов долларов.

Лучший старт в этом году показали дети калужского девелопера Самвела Карапетяна (60—62-е место), владеющего группой «Ташир». В 2013 году Карапетян ввел своего старшего сына в совет директоров Фора-банка. К слову, ранее он выдал дочь замуж за племянника Самвела Алексаняна — влиятельного депутата парламента Армении. Про третьего ребенка Самвела Карапетяна известно только то, что он есть. И так можно сказать еще примерно про треть участников рейтинга.

Между тем возраст некоторых из наследников приближается к 30—35 годам. Такие «дети» давно прошли период становления-обучения и занимают высокие посты в компаниях своих родителей или ведут собственный бизнес. Пример первого подхода — Феликс Евтушенков (№ 16). Его отец — известный предприниматель Владимир Евтушенков — стремится к тому, чтобы отпрыск досконально разбирался во всех многочисленных бизнесах разнопрофильной корпорации. В 2008—2011 годах Евтушенков-младший в ранге вице-президента АФК «Система» руководил бизнес-единицей «Потребительские активы». Затем дорос до первого вице-президента, управляющего самыми доходными активами корпорации — в «нефтянке» и энергетике. Весной 2014 года в зону ответственности Феликса Евтушенкова вошли также IT-активы, в том числе концерн «РТИ» (выпускает радиосистемы, в том числе военного назначения), системный интегратор «Энвижн груп» и компании группы «СИТРОНИКС».

Другой пример из этой же серии — Андрей Гурьев-младший (№ 53), он занимает высокий пост в отцовской ГК «Фосагро».

В других случаях наследник делает карьеру формально не в семейной компании, но явно под родительским присмотром и влиянием. Так, например, сын основного владельца банка «Россия» Юрия Ковальчука Борис Ковальчук (№ 64) в 2006 году стал помощником первого вице-премьера и будущего президента России Дмитрия Медведева. И почти сразу после этого возглавил департамент приоритетных национальных проектов правительства. Доказав свою компетентность, Борис Ковальчук в апреле 2009 года стал заместителем гендиректора «Росатома» Сергея Кириенко, а полгода спустя возглавил «Интер РАО ЕЭС» — компанию, ставшую одним из центров постреформенной консолидации электроэнергетики. Там и остался. Выручка государственного «Интер РАО» превышает полтриллиона рублей.

Старший сын самого плодовитого российского миллиардера Романа Абрамовича Аркадий Абрамович (№ 69) делает свой бизнес. В 17 лет, когда отец выделил стартовый капитал, отличной покупкой Аркадию казался футбольный клуб «Копенгаген». Но, видимо, Роман Абрамович сумел убедить сына отказаться от сделки. И всего три с небольшим года спустя Аркадий Романович превратился в настоящего нефтяного магната, партнерами которого являются Марк Гарбер (GHP Group) и Валентин Бухтояров (экс-«Сибуглемет»). В конце 2013 года компания Zoltav Resources, которой управляет юный мультимиллионер, купила крупное газовое месторождение в Саратовской области за $180 млн, что удвоило ее бизнес. Денег на эту сделку отец уже не давал.

В инвестициях в спорт был замечен только один наследник из участвующих в рейтинге. Игорь Макаров-младший, сын экс-владельца нефтегазовой компании «Итера», приобрел в 2013-м на паритетной основе с Юрием Савицким спортивно-развлекательный комплекс Arena Riga. Теперь в нем будет базироваться принадлежащий сыну миллиардера хоккейный клуб «Динамо Рига», основанный в апреле 2008 года. Команда регулярно занимает высокие места в зоне «Запад» КХЛ и только один раз за свою историю не попала в плей-офф.

Есть примеры того, как дети крупных предпринимателей реализуют себя вовсе и не в бизнесе, а в искусстве. Первое имя, которое здесь приходит на ум, — сын владельца Crocus Group Эмин Агаларов (условный капитал — меньше $1 млрд), выпустивший восемь альбомов в стиле, как он сам говорит, «современной рок-баллады». Менее известен сын одного из владельцев аэропорта «Домодедово» Валерия Когана Александр (№ 80). В январе 2012 года он подписал контракт с продюсерским центром Виктора Дробыша. И уже в активе Александра Когана победы в конкурсах, а также участие в таких важных концертах, как новогодние «Песня года-2013» и «Голубой огонек-2014».

И в заключение скажем несколько слов об отсутствующих. Самому богатому человеку России Алишеру Усманову уже 60 лет, и у него нет детей. До мая 2013 года одним из основных претендентов на капитал в $18,6 млрд считался племянник Усманова Бабур, но он, к несчастью, погиб в ДТП. Совпадение или нет, но вскоре после этого Усманов дал интервью, в котором пообещал отписать свое немалое состояние в пользу благотворительного фонда, поддерживающего развитие науки, спорта и искусства в России и Узбекистане.

У другого известного бизнесмена Владимира Потанина (капитал — $12,6 млрд) дети есть — целых трое. Но он не намерен оставлять им ничего, кроме относительно небольших сумм на «первоначальное обзаведение». В феврале 2013-го миллиардер даже присоединился к инициативе Билла Гейтса и Уоррена Баффета Giving Pledge («Клятва дарения»), согласно которой миллиардеры обещают отдать более 50% своего капитала на благотворительность. Так что в рейтинге самых богатых наследников больше нет Ивана, Анастасии и Василия Потаниных. Однако сейчас владелец «Интерроса» проходит через бракоразводный процесс. Его бывшая жена Наталья Потанина уже отсудила у него 8,5 млн рублей ежемесячных алиментов, но ограничиваться этим не намерена. В ее интересах юридическая фирма Alston & Bird ищет активы, которые муж мог скрыть при разводе. По российским законам жена имеет право на половину совместно нажитого имущества, в данном случае потенциально на $6,3 млрд. Так что у детей Потанина еще есть шансы вернуться в рейтинг.

Методика

При составлении списка за основу был взят ежегодный рейтинг «200 богатейших бизнесменов России» журнала Forbes. Размер условного капитала наследника рассчитывался путем деления состояния отца на число законных (признанных родителем) детей. Также учитывалось намерение родителя направить свой капитал на благотворительность, формально оставив детей без наследства. Об этом публично заявлял и даже предпринял определенные шаги владелец «Интерроса» Владимир Потанин. При сборе информации «Профиль», понимая щепетильность темы, намеренно использовал только публичные данные. По этой причине у некоторых фигурантов списка не указаны год рождения, имя и даже пол.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».