19 апреля 2024
USD 94.09 -0.23 EUR 100.53 +0.25
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Почитаем
Главное

Почитаем

Представляем обзор книжных новинок

Незнакомец в зеркале

Даниэль Пеннак
Дневник одного тела
«ЭКСМО»

У нас известны романы Пеннака о Малоссене — замечательный цикл саркастичных психологических детективов, объединенных героем, который в любой ситуации оказывается козлом отпущения. «Дневник...» — совершенно из другой оперы. Это книга о непростых взаимоотношениях человека со своим телом. Герой, изо дня в день скрупулезно отмечая точный возраст в годах, месяцах и днях, фиксирует ощущения в своем дневнике. Он одновременно и внутри, и снаружи, он старается смотреть на себя объективно. Он предельно откровенен, ведь записи предназначены для внутреннего пользования. Первая запись — список страхов тринадцатилетнего подростка, который боится маму, зеркала, ребят, особенно Фермантена, насекомых, особенно муравьев, боли... И обделаться от страха. Написал — полегчало. Мальчишка еще не понимает, что отныне дневник станет важнейшей частью его жизни, отражением метаморфоз, которые происходят с каждым представителем рода человеческого. Только, в отличие от всех остальных, герой хочет пройти этот путь осознанно. «Папа говорил: «Каждый предмет — это прежде всего предмет интереса». Значит, мое тело тоже предмет интереса. Я буду вести дневник моего тела. Я хочу вести дневник моего тела и потому, что все вокруг говорят о другом. Тела людей заброшены, заперты в зеркальных шкафах.

Я хочу, чтобы то, что я пишу сегодня, и через пятьдесят лет означало бы то же самое. В точности!»

Дни тревоги нашей

Элис Манро
Беглянка
«Азбука»

У себя дома, в Канаде, Элис Манро — давно живой классик. Разменяла девятый десяток, в маразм не впав, до сих пор пишет. Остроумный критик как-то сказал, что она «переджойсила Джойса и перечехила Чехова». Почему раньше не переводили? Триллеров не сочиняет, скандальной славы не имеет, не битник, не постмодернистка, дамскими романами не балует, никаких головокружительных приключений и розовых соплей. Реалистка дальше некуда, ее тема — нелегкие судьбы обычных женщин,маленькие трагедии и невидимые миру слезы обитательниц провинции Онтарио. Разве этим нашего читателя соблазнить? Чтобы ее книги начали активно переводить на русский, понадобился неотразимый пиаровский повод в виде Нобелевской премии. Кстати, остальные литературные награды у писательницы уже были. В «Беглянке» восемь рассказов — один другого лучше. Общее в них — постоянное напряжение, ощущение тревоги, скрытого неблагополучия, которое растворено в обыденных событиях вроде уборки или разговора с мужем. В каждом есть интрига, изюминка, горечь, иногда просветление, чаще — безнадежность.

Все настоящее

Евгений Ройзман
Невыдуманные рассказы
«Автограф»

Художник Витя Махотин жил на улице, которую называл Ирбитская-стрит, которая, как уточнял он, раньше была Финских коммунаров-стрит. Когда Витю спрашивали про детей, говорил: восемнадцать. Потом соглашался на шестнадцать, но предупреждал: «Больше не скину». Если просили перечислить, начинал загибать пальцы. И правда, получалось восемнадцать. Это от восьми, или нет, от девяти жен. Провожать его на кладбище пришла толпа безутешных женщин. Детей оказалось трое, все очень похожи на него. Этот человек остался фигурой в своих краях легендарной — до сих пор вспоминают. Ройзман написал о нем короткий рассказ, смешной и трогательный. Почти все истории в этой книге такие. Про друзей, знакомых, попутчиков, земляков, экспедиции... Про боксера Витьку, его приятеля Апельсина, слона и мохеровый шарф «Маккензи». Про то, чем рисковал учитель, который, не сдержавшись, надавал второгоднику, сыну кузнеца, подзатыльников. Никаких стилистических изысков, все легко, доверительно, по-приятельски. Самое симпатичное — узнаваемая интонация. Автор обижается, когда его истории называют байками. Тут, говорит, все настоящее.

Чайник для мазохиста

Дональд Норман
Дизайн привычных вещей
«Манн, Иванов и Фарбер»

Приходилось ли вам видеть чайник для мазохистов? Если мельком посмотреть на картинку, сразу и не сообразишь. Только через несколько секунд проникаешься иронией дизайнера: ручка и носик расположены рядом, с одной стороны. Попробуй налей! Вообще, дизайнеры — люди сообразительные и веселые, а месть их может быть страшна: достаточно расположить кнопку или выключатель не в том месте — и пожалуйста, тысячи людей будут маяться, приноравливаясь к причудливой фантазии создателей очередного гаджета. А в более сложных случаях, скажем, в кабине авиалайнера, это чревато... Книга Дональда Нормана, основателя Nielsen Norman Group, бывшего вице-президента Apple, — классика, на русском языке выходит через четверть века после первой публикации. В ней основы, базовые понятия и важнейшие психологические установки, необходимые для создания понятных, удобных в пользовании вещей и всевозможных устройств. Это касается и маленьких гаджетов, и больших проектов. Профессионалам без этой книги не обойтись. Всем остальным она тоже может быть полезна.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».