Афганистан: Предвыборная борьба в условиях ЧП
За благосклонность избирателей боролись главным образом трое кандидатов. На кону - первая упорядоченная передача власти в истории Афганистана
Этот кандидат в президенты явно увлекся предвыборной борьбой: почти два месяца Ашраф Гани колесил по Афганистану. В провинциальных городах бывший министр финансов и менеджер Всемирного Банка встречался с тысячами граждан - и, после совместной молитвы, пытался привлечь их на свою сторону.
В прошлую среду жилистый мужчина с лысиной в коричневых шароварах и длинной рубахе взобрался на сцену зала Лойя-Джирги - Всеафганского совета старейшин на окраине Кабула. Там состоялось последнее его предвыборное мероприятие в преддверие голосования первого тура в минувшую субботу.
Хриплый голос отказывается повиноваться; Гани собирается с силами, делает глоток воды. „Я благодарю Аллаха, что я афганец“, - чеканит он затем. Слушатели приходят в неистовство. В первых из примерно полусотни рядах вот уже несколько часов терпеливо сидят афганские сановники и старейшины аулов с длиными бородами, в тюрбанах и традиционных одеждах. За ВИП-местами на своих стульях стоят молодые люди в джинсах и с уложенными гелем волосами. Они размахивают афганскими флагами, аплодируют. „Вы - это будущее! - говорит Гани. - Давайте приступим к решению стоящей перед нами задачи!“
Первая мирная передача власти в истории страны
Зачача поистине колоссальная. Впервые в истории Афганистана по итогам президентских выборов должна состоятся мирная передача власти; действующий президент Хамид Карзай после двух сроков покинет свой пост. Одним из трех основных кандидатов был Гани - как и Карзай, он пуштун и выходец с юга страны. Наряду с двумя его конкурентами - бывшим министром иностранных дел Залмаем Расулом и Абдуллой Абдуллой (экс-советником национального героя Ахмада Шаха Масуда) - на протяжении 13 лет с падения режима талибов он борется за место в президентском дворце.
Политический аспект в рамках предвыборной кампании имел скорее второстепенное значение, ни один из кандидатов не представил настоящей программы. Все трое сделали ставку на символичность массового мероприятия как такового. Победу на выборах в Афганистане традиционно одерживает тот, кому удается повести за свобой разные этнические группы многонационального государства. Гани и Расул пытались добиться поддержки пуштунов на юге, Абдулла может рассчитывать на таджиков на севере. Как считается сегодня, исход их борьбы окончательно решится только во втором туре выборов 28 мая.
С учетом столь непростой констелляции все кандидаты идут на специфические шаги. Гани, который уже много лет пользуется репутацией современного реформатора, взял в свою команду генерала Абдул-Рашид Дустума - узбека с севера страны. Его не смутило, что Дустума после его кровавой мести талибам в 2001 году во всем мире считают военным преступником, что он славится своим эксцессивным образом жизни и считается человеком непредсказуемым. Гани важнее, что Достум может обеспечить ему голоса примерно двух миллионов его сторонников-узебков на севере.
В преддверии выборов почти каждый день Афганистан сотрясали взрывы
Это не единственная причина, по которой трудно было судить, что именно следует из подчас гигантских мероприятий в поддержку того или иного кандидата. Кандидаты в президенты использовали свои многомиллионные бюджеты для организации автобусных туров; в нищих селах подобные вылазки в город с обедом и развлекательной программой могут помочь набрать очки. Несмотря на это, западные дипломаты оценивают саму предвыборную кампанию как первый прогресс: ни на одном из соответствующих мероприятий не регистрировалось серьезных инцидентов или терактов „Талибана“.
Тем не менее, положение с безопасностью остается крайне напряженным. Дезадолго до речи Ганиса всего в нескольких километрах от того места террорист-смертник взорвал себя; несколькими минутами позднее „Талибан“ взял на себя ответственность за смертоносный теракт у входа в особо охраняемое здание МВД. В предшествующие дни аналогичные теракты произошли перед избирательной комиссией, единственным роскошным отелем в городе и иностранной гуманитарной организацией. Правительство отреагировало довольно-таки беспомощно, закрыв рестораны, в которые до этого еще захаживали иностранцы.
И все-таки в западных посольствах на все это смотрят с осторожным оптимизмом. Успешные выборы и прежде всего новый президент, который, в отличие от Хамида Карзая, должен подготовить дорогу для намеченной миссии НАТО по обучению войск после 2014 года, считаются в странах НАТО важной вехой для дальнейшей поддержки Афганистана.
Не следует абсолютизировать насилие, ставшее перед выборами чуть ли не повседневным, считают там. Ведь в качестве наихудшего сценария рассматривалось убийство одного из кандидатов или его гибель в результате теракта. А этого все-таки не произошло.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".