12 декабря 2018
USD EUR
Погода
Москва

Социальная сфера особого внимания

Документ, предложенный Минфином, уже прошел одобрение всего кабинета министров и скоро ляжет на столы депутатам. Будущий бюджет удастся существенно пополнить за счет нежданных доходов. По словам составителей, он будет направлен на поддержание экономики и социальной сферы. Однако армия и полиция без денег тоже не останутся, и значительная часть расходов на них привычно засекречена.

В проекте федерального бюджета на 2018 год предусмотрены доходы в размере 15,2 триллиона рублей (в том числе 488 миллиардов нефтегазовых сверхдоходов, которые, согласно временному бюджетному правилу, пополнят Резервный фонд). Годом позже их должно быть уже 15,5 триллиона, а в 2019 г. — и вовсе 16,3 триллиона. Расходы составят 16,5 триллиона в следующем году, 16,4 триллиона — в 2019-м и 17,2 — в 2020 г. Таким образом, на протяжении всего трехлетнего периода бюджет ожидаемо будет дефицитным: 1,4% ВВП в следующем году и около 1% — в 2019 и 2020 гг. В конце августа глава Минэкономразвития Максим Орешкин говорил о дефиците в 0,8% от ВВП, которого следует ждать к концу 2020 года.

Расчет на улучшение экономической динамики

Примечательно, что еще летом правительство ориентировалось на несколько другие цифры: в июне комиссия по бюджетным проектировкам говорила о 14,7 триллиона рублей доходов и 16,2 триллиона расходов в 2018 году (то есть на 523 и 293 миллиарда меньше, чем сейчас). В пояснительной записке Минфин рассказывает, за счет чего планирует привлечь в бюджет больше денег.

Дополнительные сырьевые доходы здесь не при чем (из-за все того же бюджетного правила). Надежды ведомство возлагает на общий рост собираемости налогов «в связи с ожидаемым улучшением экономической динамики» и более эффективное их администрирование. Как раз в понедельник правительство утвердило повышение акцизов на бензин — два раза по 50 копеек за литр топлива в течение 2018 года.

Свою роль сыграют и повышенные дивиденды госкомпаний: Минфин надеется, что на выплаты акционерам направят не меньше половины чистой прибыли. В случае с нефтяными и газовыми компаниями эти деньги (около 400 миллиардов рублей в год) пойдут именно в бюджет, ведь налог на прибыль не входит в структуру нефтегазовых доходов (согласно Бюджетному кодексу, они состоят из НДПИ и экспортных пошлин на нефть и газ).

Еще по десять миллиардов будет ежегодно приносить приватизация государственных активов, среди которых часть долей в ВТБ, «Совкомфлоте», «Алросе», РЖД, Русгидро и «Транснефти». Все они должны были уйти с молотка еще в этом году, но пока остаются в собственности правительства из-за неблагоприятной конъюнктуры рынка.

Несмотря на то, что в абсолютном выражении доходы вырастут, в относительном (к ВВП) они будут постепенно сокращаться: с 15,9% в нынешнем году до 15,6% в 2018-м, 15,1% — в 2019-м и 14,8% — в 2020-м.

Экономика и социалка

Комментируя проект бюджета, министр финансов Антон Силуанов рассказал о его главных задачах. Ими станут стимулирование роста экономики и инвестиций, а также выполнение всех социальных обязательств государства. Именно на эти цели, по словам чиновника, будет пущена большая часть расходов: на социальную сферу — 36,4%, на национальную экономику — 14,7%. Для сравнения, на оборону за три года потратят 29% бюджета (без учета секретной части).

«Что касается роста экономики, то это и снижение дефицита бюджета, что позволяет Центральному банку проводить более мягкую денежно-кредитную политику. Мы видим уже результаты [в пятницу регулятор понизил ключевую ставку до 8,5%], думаем, что ЦБ может и в рамках тех прогнозов, которые сегодня рассматривало правительство, дальше смягчать денежно кредитную политику, — отметил Силуанов. — Для нас это самое главное условие для экономического роста, поскольку снижение стоимости кредитных ресурсов может существенно поддержать частные источники инвестиций».

Социальные обязательства перед населением будут выполнены в полном объеме, «независимо от того, как будут складываться внешние факторы для бюджета», обещает министр. В ближайшие три года правительству, по его словам, не придется даже пересматривать госпрограммы и контракты, как это случалось в последнее время: «Этого не должно происходить, так как сейчас бюджет на трехлетку принят в реальном исполнении, и он обеспечен необходимыми ресурсами».

Первым подтверждением его слов может служить еще один законопроект, который правительство одобрило вместе с предполагаемым бюджетом. Он касается повышения МРОТ до уровня прожиточного минимума. Произойдет это в начале 2019 года (таким образом, будет исполнено недавнее поручение Владимира Путина), а уже с января 2018 г. минимальная зарплата в стране не сможет быть ниже, чем 85% от прожиточного минимума, то есть 9500 рублей (сейчас — 7800 рублей). В бюджете на эти цели заложено 7,2 миллиарда рублей в следующем году и 12 миллиардов — в 2019-м.

Впрочем, социальная направленность бюджета коснется не всех россиян. Так, обычные пенсии с начала следующего года будут проиндексированы на 3,7%, социальные — на 4,1%. Однако повышение уже традиционно (так было последние два года) не коснется работающих пенсионеров.

Полиция вместо армии

Обращает на себя внимание неожиданное сокращение расходов на оборону. Вместо нынешнего триллиона рублей в следующем году на армию будет выделено «всего» 943,6 миллиарда. В 2019 году на защиту границ потратят 860,6 миллиарда, в 2020-м — 869,1 млрд. Зато возрастут траты на «национальную безопасность и правоохранительную деятельность»: 1,3 триллиона рублей в 2018 году, столько же в 2019-м и 1,31 — в 2020-м вместо нынешних 1,27 триллиона. Из этих денег 655 миллиардов (за три года) пойдет на финансирование Росгвардии.

Отчасти смещение акцентов в пользу полиции в уже расписанной и открытой части бюджета можно объяснить большим резервом для армии в еще не распределенной. По закону, правительство вправе резервировать определенную часть будущих расходов в виде бюджетных ассигнований. Распределять их потом можно будет без внесения поправок в закон о бюджете (решениями президента и кабинета министров).

В нынешнем документе таких резервов почти в два раза больше, чем в прошлогоднем — 1,53 триллиона рублей на три года. Большая часть из них (почти 850 миллиардов) припасена для нужд национальной экономики, однако дополнительные 230 миллиардов могут пойти и на «отдельные мероприятия в сфере национальной обороны, национальной безопасности, развития АПК и исследования космоса». Еще 18 миллиардов можно будет беспрепятственно направить на оказание помощи другим странам, а 12 миллиардов — на развитие Арктики.

Долг из-за гарантий

Также примечателен запланированный резкий скачок госдолга, особенно внешнего. К концу 2018 года его верхний предел достигнет 71 миллиарда долларов, в последующие два года — 72 и 70,2 миллиарда. Это почти на 20 миллиардов больше, чем заложено в действующей редакции бюджета (52,8 миллиарда долларов). Расхождение объясняется просто: в 2018 году власти собираются впервые предоставить госгарантии (именно на 20 миллиардов долларов) по обязательствам Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР).

Кроме того, Минфин собирается продолжить размещение суверенных евробондов — на семь миллиардов долларов ежегодно. Часть из уже размещенных ранее выпусков (около четырех миллиардов в год) планируется обменять на новые и таким образом снизить размер госдолга и затраты на его обслуживание.

Что касается внутренних заимствований, то к концу следующего года их верхний предел будет равняться 10,5 триллиона рублей. В 2018 году Минфин планирует привлечь 868 миллиардов рублей через ОФЗ, однако основным источником покрытия дефицита бюджета (о котором говорил и Силуанов) станет Фонд национального благосостояния (зимой он объединится с Резервным фондом), из которого заберут 1,1 триллиона рублей (84% дефицита). Однако в последующие два года его почти не будут трогать — вместо этого финансовые власти снова примутся выпускать ОФЗ: в общей сложности на 1,34 триллиона рублей за два года.

Хватит не всем

При этом, несмотря на все заимствования, бюджетных денег не хватит многим адресатам, уже подавшим на них заявки, и известно об этом уже сейчас. Только на будущий год несогласованными остались заявки на 1,85% ВВП, что является рекордом за всю новейшую российскую историю (и превышает запланированный дефицит бюджета в 1,4% от ВВП). Среди тех, кто останется без господдержки, — Минобороны и РЖД. Финансисты говорят о том, что выделить им требуемые объемы финансирования не получилось бы даже при отмене бюджетного правила и перечислении в бюджет всех нефтегазовых доходов.

Решать эту и другие проблемы уже скоро предстоит парламентариям — на рассмотрение Госдумы проект бюджета поступит не позднее 29 сентября.

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK