26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Россия и Запад: потребность в тишине
Главное

Россия и Запад: потребность в тишине

С кем и о чем именно говорить, чтобы восстановить отношения с Европой и Америкой

Отношения России и Запада упали, похоже, на уровень начала 1950-х годов. «Патриотическая общественность» ликует, но одновременно почему-то жалуется, что «Россию не слышат», что против нее ведется «информационная война». Правда, антизападная и, прежде всего, антиамериканская пропаганда и у нас зашкаливает. А российский обыватель увлеченно обсуждает, какого типа русские танки будут стоять на постаментах по европейским городкам. Шутка хорошая, добрая, но уверены ли мы, что прочитавший это в переводе депутат какого-нибудь германского «райсовета» догадается, что это именно шутка? А этот депутат и есть то самое «западное общественное мнение», которым мы так недовольны.

Восстанавливать отношения с Западом рано или поздно придется. Хотя бы потому, что при наличии отношений с условным «Западом», наши отношения и с условным «Востоком» и с вполне конкретным Китаем будут более комфортными.

Так о чем мы с Западом должны говорить? О российской оппозиции? Кто это? О российском газе? А что тут можно обсуждать, если вы не с Украины? О гей-парадах? Смешно. О разделе сфер влияния? Гомерический хохот и совет разобраться сперва с Батькой Лукашенко. Об Иране? Запад уже сильно некоторое время говорит с Тегераном напрямую, и нас там уже «не ждут». «Наехать» еще раз на Запад с идеей «нефтерубля»? Бессмысленно: Запад в него не верит и не поверит, пока нефтерубль не станет реальностью. Об Украине? А зачем? О системе ПРО? Она всем надоела и на Западе, и в России. Вот мы и перечислили все основные пункты «повестки дня» отношений с Западом.

Скажем прямо: современная повестка дня в отношениях с Западом почти целиком ложится в чеканную формулу «никогда мы не будем братьями». Что не исключает диалога и взаимопонимания, как например, при создании единого фронта против боевиков ИГИЛ. Но для начала зададимся донельзя примитивным вопросом: а с кем нам нужно говорить на Западе. Из него естественным образом вытечет и ответ на вопрос: «о чем».

Вся недавняя история показала, что США обладают исчерпывающими возможностями влияния на наших европейских друзей. «Кнопка» от европейских политиков, как говорил герой Басова из «Приключений «Электроника» находится в Вашингтоне. Значит, и надо говорить с американцами, не расходуя время и энергию на Европу. Договоримся хоть о чем-то с США — европейцы «подтянутся», вернее прибегут.

О чем говорить с США? Ясно, что не о политике и тем более не о военной политике. В США в возможность широкомасштабной конфронтации с Россией не верят, равно как и в способность Москвы бросить Вашингтону серьезный вызов. Насколько американцы правы — предмет совершенно иной дискуссии, но пока это именно так.

Значит, говорить придется об экономике. Не так много есть тем для разговора с американцами об экономике, да так, чтобы нас сразу не прогнали, но кое-что все-таки есть. Говорить с американцами нужно о ценах на нефть. Говорить можно о вариантах совместных действий, при которых американский сланцевый газ и сланцевая нефть останутся рентабельными, но смогут претендовать на определенную долю мирового рынка. Но этот «коридор возможностей» не так широк и сами по себе американцы в нем вряд ли смогут удержаться. А без подыгрывания со стороны России — точно не смогут. До серьезных людей в США это уже дошло, начинает доходить и до некоторых политиков.

Конечно, с администрацией Обамы разговаривать бессмысленно. Но Барак Обама и его команда политических гопников — это еще не вся Америка. А те, с кем России стоит говорить, известны своими симпатиями совсем к иному политическому лагерю. И за ними не миллиарды, — сотни миллиардов. Просто, понимая всю сложность положения нынешней Америки, эти люди спокойно, не устраивая свой Майдан, ждут и думают, что делать после того, как команда Обамы отправится в политическое небытие.

Но важно и то, что эти люди очень любят тишину. И они явно совсем не в восторге от российского пропагандистского креатива. Наши потенциальные партнеры, многие из которых заработали первый миллиард в советское время, по «старой памяти» вполне могут воспринимать российскую пропаганду как рефлекцию реальной российской внешнеполитической стратегии. Как и было в советские времена. Естественно, что они после этого перестают держать нас за серьезных людей.

Если мы действительно рассчитываем на то, что нас на Западе кто-то услышит, надо говорить шепотом. Чтобы все напрягали слух. Как говорится, кто услышал, — молодец, а не услышал, — холодец. А для этого нужно хотя бы слегка приглушить пропагандистские рупоры. Чтобы не мешали прислушиваться к шепоту. Пропаганда не должна мешать реальной политике. А сейчас наша российская пропаганда серьезно мешает нашей российской реальной политике. Боливар, как говорится, двоих не вынесет.

Но можно, конечно, продолжать развлекать себя «диванной холодной войной» с неизменными рассказами о скором крахе Америки под натиском нефтерублей и ожиданием похода отрядов ополчения из Фергюссона на Вашингтон.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».