19 апреля 2024
USD 94.09 -0.23 EUR 100.53 +0.25
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Семейные ценности
Главное

Семейные ценности

В 2013 году суммарный капитал 50 богатейших семей России снизился впервые за все время наблюдений. При этом беднели банкиры и металлурги, а богатели представители ИТ-индустрии и девелоперы.

Когда говорят о семейном бизнесе, то сразу представляется маленькая мастерская, магазинчик на первом этаже жилого дома, хлебопекарня, мини-отель на тихой мощеной улочке... Но в рейтинге «50 крупнейших семейных бизнесов России» ничего этого не будет. Здесь только семьи, которые оказались настолько успешны в бизнесе, что заработали сотни миллионов и даже миллиарды долларов. Сравнение с данными за предшествующие годы* показывает, что стагнация в российской экономике в сочетании с падением курса рубля сказались и на самых успешных российских семьях. В 2013 году их суммарный капитал снизился впервые за все время наблюдений с $70,6 млрд до $65,8 млрд (в рейтинге 2012 года суммарный капитал увеличился по сравнению с предыдущим годом на 15%). Однако убытки и прибыли не распределялись равномерно по всем богатейшим семьям. Активы в нефтегазовой промышленности если и не выросли в цене, то и не упали. В области высоких технологий, производстве продуктов питания и розничной торговле стоимость активов в большинстве случаев росла. Зато в банковском секторе, черной металлургии, добывающей промышленности и девелопменте ситуация не была столь однозначной. Значимыми активами в банковской сфере владеют четыре семьи из первой десятки, а для братьев Ананьевых этот бизнес (Промсвязьбанк) — основа благосостояния. Но если год назад банки оценивались в 0,7—0,8 собственных капиталов, сейчас — в 0,5 и ниже. Это свидетельствует не столько о проблемах конкретных банков, сколько о негативной оценке инвесторами перспектив банковской отрасли в целом.
В черной металлургии и горнодобывающей промышленности снижение прибылей вызвано падением цен на сталь и уголь. Представителей этих отраслей в рейтинге не так много, но те, кто есть, всегда занимали высокие места. Особенно сильно пострадало семейство Зубицких, которому принадлежит группа «Кокс»: их капитал сократился на 60% ($1,78 млрд), что привело к снижению сразу на 15 позиций. Ухудшение конъюнктуры цен на уголь сказалось на семье Гридиных (Сибирский деловой союз), но их поддержала высокая степень диверсификации бизнеса. В частности, в активах этого семейства числится крупный железнодорожный оператор «Новотранс» и производитель минеральных удобрений «СДС-азот», поэтому они потеряли только три позиции.
Что касается такой важной отрасли, как строительство, девелоперы коммерческой недвижимости дыхания стагнации на себе пока не почувствовали. Но о жилом и особенно об инфраструктурном строительстве такого сказать нельзя. Сочинская Олимпиада только закончилась, а уже два крупных подрядчика — «Инжтрансстрой» и НПО «Мостовик» — заявили о банкротстве. Негативный настрой инвесторов по отношению к отрасли привел к тому, что в минусе оказались семьи Молчановых, Заренковых, а также Магомедовых.
Эти проблемы сказались и на занявших первое место братьях Ротенбергах, которые владеют активами и в финансовой сфере (группа СМП-банка), и в инфраструктурном строительстве («Мостотрест»). Но принадлежащая им компания «Стройгазмонтаж», занимающаяся обслуживанием «Газпрома», все перевешивает. Интересно, что сегодня мало кто вспоминает, что пять компаний, которые сейчас образуют основу бизнес-империи Ротенбергов, в 2008 году им продал как непрофильные активы сам же «Газпром» по стартовой цене 8,4 млрд рублей...
С этого года Аркадий и Борис Ротенберги с точки зрения нашего рейтинга не считаются равноправными партнерами по бизнесу. Нет, братья Ротенберги не поссорились, но договорились, что в совместной собственности останутся компании, которые они изначально развивали вместе (СМП-банк, «Стройгазмонтаж»). В остальном свои дела братья ведут по отдельности. В итоге Аркадий сколотил капитал $4,15 млрд, а полюбивший клубный спорт Борис (в качестве президента возглавляет ФК «Динамо»), может, и потерял в деньгах, но занимается тем, что ему больше по нраву.
Семья Гуцериевых, прошлогодний лидер, оказалась на 2-м месте. Ее благосостояние по-прежнему зиждется на активах в нефтедобыче — «Русснефти» и «Нефтисе». И этому благосостоянию ничего не угрожает, пока нефть остается на уровне выше $100 за баррель. Снижение (на $1,37 млрд) капитала Гуцериевых в значительной степени связано с переоценкой долга, который висит на этих активах. В ходе подготовки рейтинга выяснилось, что снижение долговой нагрузки, которое показывала «Русснефть» с момента возвращения Михаила Гуцериева в Россию, обернулось ее ростом для «Нефтисы». В прошлом году этот фактор не был учтен.
Несмотря на уменьшение капитала, в первую тройку вошли братья Ананьевы, но на пятки им наступают Карапетяны, владельцы ГК «Ташир». Многие наверняка знают их торгово-развлекательные комплексы «Рио». Но, что интересно, Карапетяны не ограничиваются строительством коммерческой недвижимости и привлечением арендодателей, но сами выступают в роли операторов фуд-кортов, кинотеатров и прочей розничной мелочи.
На 5-е место отступила семья Хачатуровых. Акции их основного семейного актива — страховой компании «Росгосстрах» — стали торговаться на российской бирже. И оказалось, что частные инвесторы оценивают перспективы страхового рынка в России сдержаннее, чем инвесторы стратегические.
В этом году рейтинг покинули семь участников. Коротко скажем о трех. Так, впервые в нашем рейтинге нет брата и сестры Виктора и Елены Батуриных (№ 16 в прошлом рейтинге) и незримо стоявшего за ними экс-мэра Москвы Юрия Лужкова. Виктор Батурин промотал свой капитал и с прошлого года отбывает семилетний срок за мошенничество с поддельными векселями. Юрий Лужков и Елена Батурина хоть и остаются мужем и женой, для рейтинга семейных бизнесов не подходят по формальному признаку: главные деньги в этой паре всегда зарабатывала жена.
Отсутствуют в перечне Александр и Евгений Лебедевы (№ 24 в прошлом рейтинге). Капитал Лебедева-отца по-прежнему позволяет ему занять достойное место в любых рейтингах состоятельных людей, однако пришлось пересмотреть перспективы медийного холдинга, принадлежащего его сыну Евгению (в него входят газеты The Independent с приложением Independent on Sunday и Evening Standard). По информации британской прессы, Лебедевым периодически поступают предложения продать одно из СМИ. Но суммы, с которыми готовы расстаться инвесторы, значительно меньше вложенных в развитие этих активов 80 млн фунтов.
Наконец, не обошлось без банкротств. В 2013 году семью Булочников (№ 47 годом ранее) постигла большая неудача — лицензии лишился принадлежавший им Мастер-банк.
Надо сказать, что составление списка самых успешных семейных бизнесов — непростое дело. Одни широко известны, другие широко известны в узких кругах,
а третьи совсем не известны. Потому время от времени в рейтинге появляются новые фамилии — и сразу на высоких позициях. В этот раз такими открытиями стали отец и сын Спиридоновы («Аэрофьюэлз»), семейства Лавленцевых (ГК «АРКС») и Шутовых (ГК «Тадем»). Расширилось представительство тех, кто разбогател на инвестициях в Интернет и высокие технологии. В 1990-х Борис Нуралиев взял в партнеры своего талантливого брата-программиста Сергея, который с самого начала отвечал за основу бизнеса «1С» — корпоративные программные продукты. Братья Зубаревы вместе разработали самый успешный в мире программный продукт Parallels, позволяющий запускать приложения Microsoft на компьютерах Apple. А Татьяна Бакальчук при помощи мужа организовала в своей квартире интернет-магазин Wildberries.ru, который со временем превратился в крупнейшего в стране онлайн-продавца модной одежды. Интернет-проекты ценятся сегодня инвесторами высоко, и это позволило семье Бакальчуков дебютировать в рейтинге. Наконец, седьмой дебютант — семейная пара Воробьевых («Натали-турс»), которая вернулась на 50-е место. Когда-то они участвовали в самом первом рейтинге 2010 года.

Кто руководит?

Разумеется, все семьи с точки зрения управления бизнесом устроены по-разному. Порой отец только декларирует, что ведет бизнес совместно с сыном-наследником, но на самом деле остается единоличным собственником компании. По этой причине, например, в рейтинге нет семьи Агаларовых. Арас Агаларов по-прежнему контролирует Crocus Group единолично, а его сын Эмин владеет только студией звукозаписи и долями в отдельных бизнесах Crocus Group. Андрей Гурьев-младший руководит «Фосагро» из кресла генерального директора, но это все, что пока доверил ему отец. Хотя возможно, что однажды имена младших представителей этих фамилий займут свое место в списке богатейших семей.
В некоторых семьях дела младшим передают постепенно под присмотром представителей старшего поколения. Братья Амиран и Алик Муцоевы (№ 6) имеют по 25% в крупной девелоперской группе «Регионы»), а остальные 50% — в руках их дяди Амирхана. Братьям Гридиным (№ 13) советом всегда готов помочь давний партнер их отца Михаил Федяев.
Есть в списке семьи, в которых бизнес принадлежит второму поколению. На 10-м месте расположилась семья Рудяков, которой принадлежит торговый центр «Атриум» возле Курского вокзала и крупная компания «Ингеоком» (занимается инфраструктурным строительством). Наверно, каждый московский автомобилист проезжал развязку между Ленинградским шоссе и Беговой улицей; Крестовский путепровод, Лефортовский тоннель — все это дело рук «Ингеокома». Компанию в 1980-е создал Михаил Рудяк, неожиданно скончавшийся в 2007-м от отека мозга, вызванного старой травмой головы. После его смерти главой «Ингеокома» стал 26-летний (на тот момент) Александр Рудяк. В советниках у него с недавних пор числится младший брат Эрнест — выпускник Университета Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе. Доли в компании также принадлежат вдове Рудяка Маргарите и дочери Юлии.

Методика

На первом этапе подготовки рейтинга крупнейших семейных бизнесов составители определили круг лиц, претендующих на место в списке. При этом использовалось четыре критерия: семейные узы (родство, брак), владение, управление и сопоставимость бизнеса. Так отсекались ситуации, когда, например, чиновник переписывает собственность на супругу, чтобы соответствовать законодательству, или муж-миллиардер покупает жене салон красоты для развлечения.
На втором этапе происходила оценка состояний. Величина капитала семьи складывалась из стоимости пакетов акций, недвижимости, а также денежных доходов (продажа бизнеса, дивиденды, заработная плата). Курсы валют и капитализации компаний, акции которых торгуются на биржах, рассчитывались по состоянию на 28 февраля 2014 года.
На третьем этапе проводился анализ капитала участников рейтинга, владеющих различными активами, с целью исключения из него денежных средств (доходов), потраченных на покупку новых активов, стоимость которых учтена на втором этапе. Данная методика позволяет наиболее точно определить состояние члена семьи, в отличие от стандартной методики, при которой оценивается только цена акций.
При подготовке рейтинга использовались данные компаний, Центробанка, ФСФР, аналитические отчеты ведущих инвестиционных компаний и банков, экспертные оценки, оценки самих участников списка, наблюдателей и собственные оценки «Профиля». Приоритетом для анализа являются оценки стоимости, озвученные публично.
Размеры состояний участников рейтинга являются экспертной оценкой, которую можно использовать только в неофициальном порядке.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».