29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Театр эпохи покоренья Крыма
Главное

Театр эпохи покоренья Крыма

Политический донос снова становится лучшим средством сведения счетов и устранения конкурентов.

Не все спокойно в театре на таганке. Недавно сенатор Олег Пантелеев прямо заявил, что в этом театре появились проекты в стиле «одиозного Гоголь-центра Кирилла Серебренникова». В них, по его словам, пропагандируются насилие, гомосексуализм, педофилия и суицид. И в качестве примера член Совета Федерации привел готовящуюся к постановке пьесу Дмитрия Быкова «Шереметьево-3».

Но мало этого — на День Победы намечена премьера по пьесе Михаила Гринькова «Сны о войне» с «оскорбительным отношением к ветеранам Великой Отечественной войны». Откуда у уважаемого сенатора такая информация? Из письма, направленного на имя спикера Совфеда Валентины Матвиенко профсоюзной организацией театра.

Тут необходимы некоторые пояснения. В этом году Театру на Таганке исполняется 50 лет, и в начале нынешнего сезона департамент культуры Москвы направил в театр молодежную «Группу юбилейного года» — режиссеров, театроведов, художников. Их задачей было проведение юбилейных акций, выставок и спектаклей.

Заметьте, департамент привел этих людей вовсе не в качестве начальников, а для осуществления разового проекта. Но именно деятельность молодежной «Группы юбилейного года» вызвала у части артистов резкое неприятие. Сначала открытие выставки художника Ксении Перетрухиной превратилось в шабаш с улюлюканьем и оскорблениями (вскоре эту выставку закрыли — раньше положенного срока).

Затем в штыки были приняты спектакли молодых режиссеров Андрея Стадникова и Семена Александровского.
Увы, ни для кого не секрет, что Театр на Таганке пришел к своему 50-летию в состоянии перманентной склоки. Многие помнят скандал, расколовший в 90-е годы театр на две половины. Он сопровождался чудовищными взаимными оскорблениями членов некогда единого коллектива. В 2011 году случился новый конфликт — между артистами и режиссером Юрием Любимовым, который в результате покинул театр.

История имеет обыкновение повторяться в виде фарса. Если раскол 90-х еще выглядел драмой серьезного масштаба, ибо определялась она талантом и значимостью участвовавших в ней фигур, то бунт 2011 года уже смотрелся некрасивым водевилем. А нынешний сюжет и вовсе выглядит скверным и совсем не смешным анекдотом.

По словам нынешнего директора «Таганки» Владимира Флейшера, в театре на сегодняшний день существуют… два профсоюзных комитета. Один из них, давнишний, насчитывает свыше ста членов. А вот второй создан недавно, в нем числится около десяти человек, которые не желают себя афишировать.

Возглавляет эту «тайную организацию» заслуженный артист России Иван Рыжиков, и именно оттуда в инстанции летят письма, очень похожие на доносы. Так, недавно члены профсоюза сообщили наверх, что в театре был проведен документальный фестиваль «Майдан». На самом-то деле «Группа юбилейного года» провела в театре фестиваль документальных пьес под совершенно другим названием — «Единица хранения».

Суть его такова. Современным драматургам были предоставлены архивы «Таганки»: протоколы худсоветов, записи репетиций, истории запретов и выходов в свет таганковских спектаклей… На основе этих материалов и были созданы тексты, представленные на фестивале. Но кого, позвольте спросить, заинтересует какая-то «Единица хранения»?

А вот «Майдан» сразу привлечет внимание кого следует!

Можно как угодно относиться к опытам театральной молодежи в Театре на Таганке, кому-то они нравятся, кому-то — нет. Однако оценки уже не выставляются в области эстетической, они переместились на политическую территорию. Компании недовольных артистов хочется во что бы то ни стало избавиться от чужаков, людей, и обликом, и мыслями ужасно раздражающих господина Рыжикова и иже с ним. А каков сегодня, скажите на милость, наиболее эффективный способ устранения с дороги неугодного?

Еще каких-нибудь полгода назад можно было обвинить оппонента в бездарности или, на худой конец, в аморальном поведении. Но эти аргументы сегодня уже кажутся слабоватыми, теперь под рукой по-настоящему убойная аргументация — отсутствие патриотизма.

А ведь, казалось бы, люди, клянущиеся в верности Театру на Таганке, должны помнить, что театр этот был славен своим свободолюбием и ненавистью ко всяческому официозу. Должны помнить «Таганку» как средоточие знания, образованности и просвещенного духа. Нет, похоже, не помнят, а строчат доносы начальству, притом с политической подоплекой.

А начальство с подачи своих добровольных помощников выступает с высокой трибуны, при этом путает и смешивает совершенно разных и по тематическим пристрастиям, и по способам художественного высказывания людей искусства, но зато навешивает на всех скопом популярные нынче политические ярлыки. Такое впечатление, что и «члены профсоюза», и сенаторы черпают свои представления «из забытых газет времен очаковских и покоренья Крыма». Но ведь как иначе? История повторяется, мы снова покорили Крым.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».

Реклама
Реклама
Реклама