19 апреля 2024
USD 94.09 -0.23 EUR 100.53 +0.25
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Триумф Марин Ле Пен: Франция в состоянии шока
Главное

Триумф Марин Ле Пен: Франция в состоянии шока

«Абсолютное поражение», «трагический провал», «беспрецедентный разгром», «роковая неудача»: так реагировали французские политики из традиционных парламентских партий, шокированные результатами экзит-поллов, которые предсказывали явную победу «Национального фронта» на выборах в Европарламент. В лагере крайне правых, напротив, царило безудержное ликование, лилось шампанское,  люди спонтанно пели Марсельезу.

«Национальный фронт» получил четверть голосов. В Страссбурге, где до сих пор он был представлен всего тремя депутатами, в парламенте следующего созыва будут заседать 25 членов партии. Таким образом, крайне правые станут крупнейшей группой французских европарламентариев. Объединившись с полудюжиной других правых партий ЕС, гипотетически они даже могут сформировать собственную фракцию, а значит — получить доступ к финансированию, постам и трибуне оратора.

В речи главы партии Марин Ле Пен слышалась историческая патетика: «Суверенный народ сказал свое слово, как это всегда бывало в великие моменты истории, — торжествовала председатель «Национального фронта», в победном обращение которой звучали почти президентские нотки. — Наш народ требует одной политики: политики французов, для французов, с французами».

Впервые в истории Пятой республики «Национальный фронт» на выборах во всей стране вышел на первое место. «Это означает, что политическая жизнь во Франции получит новое определение», — радовалась Ле Пен. Она считает, что с традиционным доминированием социалистов и консерваторов покончено: «Это конец двухпартийной системы».

Фиаско Олланда

Ее отец Жан Мари Ле Пен - основатель партии, снова получивший место в Европарламенте — не скрывал своих чувств. «Оползень? Какое там: землетрясение!» — ликовал почетный председатель Национального фронта, который после победы на «европейских» выборах призвавший к досрочному переизбранию французского парламента. Его дочь Марин Ле Пен тоже недвусмысленно поддержала такую позицию. Дескать, Национальный фронт стал «партией номер один во Франции».

«Это шок для мира», — констатировала бывшая кандидат в президенты от социалистов и действующая министр экологии Сеголен Руаяль. Результаты выборов стали для традиционных партий ушатом холодной воды. Опросы показывают, что партия Ле Пен может добиться впечатляющих успехов, но никто не верил в такой прорыв крайне правых.

Результатом явилось прежде всего фиаско президента Олланда. После недавнего позора на местных выборах социалист назначил новым премьер-министром Мануэля Вальса. Такая замена во главе кабинета должна была сигнализировать динамику и реформаторский пыл, а налоговые послабления — умиротворить разочарованный левый лагерь. Но вместо приятного сюрприза, который рассчитывал преподнести Олланд своим сторонникам, последовала трагический провал: полученные 14% — это самый плохой результат социалистической партии на выборах в Европарламент. Вальс подводит удручающий вывод: «Это серьезный момент для Франции и Европы, это неудовлетворительный результат для большинства и для всего левого лагеря».

Но и консерваторы из «Союза за народное движение» (СНР), оказавшись на втором месте и набрав около 20% голосов, получили «оглушительную оплеуху», как писала газета Le Nouvel Observateur. Самая влиятельная оппозиционная партия в национальном собрании, которая на местных выборах, благодаря непопулярности социалиста Олланда в большинстве крупных городов одержала победу, потеряла целых 5%.

Разумеется, СНР объявила социалистов истинными проигравшими НФ. Но консерваторы, репутация которых в последние недели была подорвана финансовыми и иными скандалами, не смогли извлечь выгоды из мести избирателей своему президенту. Даже громкий призыв бывшего премьера Николя Саркози за три дня до выборов не смог спасти ситуацию; всеобщее недовольство лишь мобилизовало электорат Марин Ле Пен.

Не больших успехов достигли и французские «Зеленые», которые без своего популярного ключевого кандидата Даниэля Кон-Бендита, получил всего около 10% голосов. А что с крайне левыми? Разбитые на группки и фракции они смогли сподвигнуть к походу на избирательный участок разве что своих постоянных сторонников — а этого недостаточно, чтобы обеспечить разочарованным массам евроскептиков дополнительные голоса. Еще печальнее другое, «Национальному фронту» удалось рекрутировать новых избирателей именно среди молодежи и рабочих. Речистый народный трибун «Левого фронта» Жан-Люк Меланшон в связи с победой крайне правых заявил: «Франции грозит извержение вулкана, кислотный дождь уже начинается».

Президент Олланд, истинный проигравший на выборах в Европарламент, укрылся за стеной молчания. «Из столь важных результатов должны быть сделаны выводы», — вот все, что говорилось в заявлении Елисейского дворца. График президента на утро понедельника претерпел изменения: к половине девятого утра французский глава вызвал к себе премьер-министра и ключевых министров. «Двор открыт».

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».