Наверх
19 октября 2019
USD EUR
Погода

Время быстрых решений

Лизинговые компании активно предлагают клиентам коробочные продукты и оперативный лизинг

Усиливающаяся конкуренция заставляет лизинговые компании улучшать сервис и упрощать процедуры для клиентов. При этом расширяется использование скоринговых моделей и растет предложение коробочных продуктов или лизинга без оценки финансового состояния (БОФС), а также оперативного лизинга и лизинга для физических лиц. В условиях снижения инвестиционного спроса эти продукты могут стать важными направлениями развития лизингового бизнеса.
«Скоринговая оценка обеспечивает высокую скорость обработки данных, она достаточно проста и универсальна, — говорит генеральный директор ЗАО «Газпромбанк Лизинг» Максим Агаджанов. — В то же время она нуждается в постоянной настройке, а также значительно повышает риски лизинговой компании». В то же время эксперт отмечает, что без скоринговой модели невозможно работать с большим потоком заявок, в связи с чем на ее основе строятся «розничные фабрики». Таким образом, если бизнес-модель компании предполагает работу в рознице, то без скоринга не обойтись.
В современных условиях рынка розничного лизинга уже не стоит вопрос применения скоринговых моделей, без этого просто невозможно проанализировать большой объем заявок в опреде-
ленный срок. Скоринговая оценка существенно уменьшает затраты лизингодателя на экспертов по рискам. Такая система оценки не требует специальных знаний, и ее может использовать любой сотрудник, в том числе клиентский менеджер.
Скоринг может включать в себя не только шаблонный анализ финансовых документов лизингополучателей, но и заключение службы безопасности. Как правило, для этого необходима анкета, в которой указаны все основные данные организации и бухгалтерская отчетность. В некоторых случаях требуется справка из обслуживающего банка. Эту информацию лизингодатель обрабатывает с помощью специальной формы в Excel или CRM-системе. Далее, если финансовое состояние удовлетворяет заданным параметрам, остается дело за службой безопасности. На практике это может занять от одного до трех рабочих дней. Главная трудность в скоринге как раз и заключается в стандартном, негибком подходе. Любые отклонения от заданных параметров влекут за собой дополнительные затраты времени и сил с обеих сторон. Основной проблемой построения корректной скоринговой модели является определение ключевых факторов, влияющих на благополучное завершение сделки и определение их весов в общей модели. Построить сбалансированную модель оценки рисков могут крупные лизинговые компании, которые располагают большой ретроспективной базой лизинговых сделок и могут провести анализ факторов, повлиявших на появление проблемных сделок.
Другим проявлением тенденции к стандартизации лизинговых операций являются коробочные продукты. В ходе исследования условий лизинга, проведенного агентством «Новые маркетинговые решения» (НМР) в 2014 году, мы задали участникам рынка вопрос, в каких сегментах применимы такие продукты. По словам начальника управления автолизинга «Москва» ООО «РЕСО-Лизинг» Юрия Черепенкова, коробочные продукты — это более рискованный вид финансирования, поэтому хорошо, если предмет лизинга нивелирует значительную долю рисков. В этой связи предпочтение, как правило, отдается высоколиквидному имуществу, а в зависимости от сегмента рынка, в котором работает лизингодатель, он выбирает понятный для себя объект финансирования, оптимальный для формирования лизингового портфеля. Наиболее распространенным для различного рода универсальных программ является лизинг легкового и коммерческого транспорта. Здесь традиционно сконцентрированы усилия не только лизинговых компаний, но также банков и финансовых подразделений самих автопроизводителей. Неудивительно, что, по данным нашего исследования, 44% опрошенных лизингодателей предлагают коробочные продукты для лизинга легковых автомобилей и лишь 19% — для лизинга спецтехники на колесах (самосвалов). «В рамках нашей линейки экспресс-продуктов клиенты могут быстро и на выгодных условиях приобрести легковой и легкий коммерческий транспорт, грузовой транспорт, автобусы и специальную технику — дорожную, строительную, складскую и прочую», — рассказывает начальник управления ЗАО «Сбербанк Лизинг» Денис Богданович.
Безусловно, коробочные лизинговые продукты обладают рядом преимуществ для клиента. Основной упор при формировании таких продуктов делается на максимальную скорость принятия решения и вхождения в сделку, на упрощенную систему документооборота и удобные для клиентов условия финансирования. Например, малому бизнесу «Сбербанк Лизинг» готов обеспечить финансирование в объеме до 24 млн рублей, запросив всего шесть документов, и принять решение всего за два рабочих дня, а среднему бизнесу — до 300 млн рублей, приняв решение за двенадцать рабочих дней.
По сравнению с обычным лизингом коробочные продукты — это более быстрый и простой процесс оформления сделки и получения финансирования. Однако ставки при этом могут быть несколько выше, чем при анализе по полному пакету документов. Впрочем, Юрий Черепенков отмечает, что клиенту, выбирающему коробочный продукт, может быть важна не только скорость одобрения и простота оформления сделки, но и сама возможность получения имущества в лизинг. Ведь зачастую клиентами выступают совсем небольшие предприятия, у которых при традиционном лизинге просто нечего оценивать.
Еще одним актуальным направлением лизингового бизнеса является оперативный лизинг, позволяющий брать технику на время, не приобретая ее в собственность, что актуально в условиях экономической неопределенности. Сегодня оперативный лизинг — это очень неоднородное явление. Большинство сделок осуществляется в рамках законодательства об аренде, соответственно, предметом аренды могут выступать самые разные активы. Наиболее крупными сегментами оперативного лизинга стали лизинг легковых и грузовых автомобилей (от обычного проката до аренды и управления целыми автопарками) и оперативный лизинг спецтехники (строительные работы зачастую могут быть разовыми или сезонными). По данным НМР, 38% опрошенных лизингодателей предлагают сейчас оперативный лизинг как легковых автомобилей, так и самосвалов.
Отдельное направление оперативного лизинга — это лизинг дорогостоящих активов, например, услуги оперативного лизинга в таких капиталоемких отраслях, как авиация и железнодорожный транспорт. «Сбербанк Лизинг» является ведущим игроком российского рынка в сегменте оперативного лизинга воздушных судов, — рассказывает Денис Богданович. — В дальнейшем мы планируем расширять линейку продуктов по операционной аренде». По словам представителя компании, пока условия в данном секторе индивидуальны для каждого клиента. Однако в перспективе здесь вполне возможно применение упрощенных моделей принятия решения и стандартных условий, особенно в отношении высоколиквидного имущества, на которое ляжет основной объем риска.
На рынке развиваются и новые направления оперативного лизинга. Так, «Газпромбанк Лизинг» запустил в прошлом году уникальный для отечественного рынка продукт — оперативный лизинг буровых установок и систем верхнего привода. Данная услуга нашла своего потребителя: обычно на складах производителя есть только типовое оборудование, а срок изготовления, например, несерийной тяжелой буровой установки может доходить до девяти месяцев, не считая времени на транспортировку комплектующих до места бурения, монтаж и ввод в эксплуатацию. Таким образом, во избежание простоя добывающим компаниям намного выгоднее пользоваться взятыми в оперативный лизинг типовыми установками, ожидая заказанную несерийную машину.
Максим Агаджанов отмечает, что помимо крупных инвестиционных проектов, например, недавней Олимпиады, в последние годы в России реализуются и краткосрочные. Для них требуется большой объем техники на конкретный промежуток времени. По мнению эксперта, оптимальным продуктом для компаний, работающих на таких проектах, является именно оперативный лизинг, так как он позволяет в кратчайшие сроки приступить к выполнению условий контракта без отвлечения существенных средств из фондов компании, а после окончания работ просто вернуть актив, избежав дополнительных расходов на хранение, страхование и прочее.
Еще одним многообещающим направлением является лизинг для физических лиц — он позволяет увеличить долю лизинга в продажах легковых автомобилей (сейчас — не более 5%). Скажем, в Германии и в США ежегодные объемы лизинга для физлиц составляют десятки миллиардов долларов. В России же до недавнего времени это был узкоприменяемый продукт, который позволял дальнобойщикам, не имеющим юридического лица или ИП, получить грузовой транспорт. С 2013 года ситуация начала меняться: о программах лизинга для физических лиц заявили многие лизингодатели, в том числе такие лидеры рынка как «Европлан», «ВЭБ Лизинг», «Каркаде» и другие. По данным НМР, лизинг легковых автомобилей, к примеру, предлагают физическим лицам 15% опрошенных лизингодателей.
Однако многие лизингодатели пока осторожно относятся к новому продукту. По словам Дениса Богдановича, на данный момент традиционный финансовый лизинг не слишком интересен физическим лицам в силу действующей в России системы налогообложения лизинговых платежей, а именно: начисления НДС на всю сумму лизингового платежа. По сравнению с условиями автокредитования лизинг для физического лица является более дорогим способом приобретения машины.
В настоящее время «Сбербанк Лизинг» не предлагает лизинг для физических лиц. В то же время Денис Богданович отмечает перспективу развития в данном сегменте операционного лизинга. По его словам, это связано с такими преимуществами по сравнению с кредитом, как простота смены автомобиля на новую модель по истечении срока договора лизинга, наличие включенного в стоимость полного пакета услуг по обслуживанию автомобиля, меньший размер ежемесячных платежей в абсолютном выражении. За счет этих преимуществ операционный лизинг может успешно конкурировать с автокредитованием у граждан, заинтересованных в приобретении дорогостоящих автомобилей с максимально включенным в стоимость сервисом. При этом клиент будет избавлен от необходимости постоянного переоформления договора, как в случае с арендой, поскольку в настоящее время арендные компании, как правило, не заключают сделки на срок более одного года.
 

НАШ ЭКСПЕРТ

Юрий Черепенков, начальник управления автолизинга «Москва» ООО «РЕСО-Лизинг»:

«С начала года наша компания запустила программу «РЕСО-Экспресс» без оценки финансового состояния на легковые автомобили и коммерческий транспорт категории В. Этот продукт, конечно, не первый на рынке, поэтому мы постарались максимально удовлетворить потребности наших клиентов. В результате он получился массовым и набирает обороты в нашем лизинговом портфеле. Основными потребителями являются представители малого бизнеса или начинающие предприниматели, у которых еще не сформировалась финансовая отчетность для оценки стандартными методами. Много запросов и от представителей среднего бизнеса, если речь идет о том, что автомобиль нужен вчера. Здесь «РЕСО-Экспресс» полностью оправдывает свое название. Программа также идеальна при дроблении бизнеса и открытии нового направления, в том числе когда поручительство основной организации получить затруднительно. Условия по БОФС всегда несколько более суровые, чем при обычном лизинге, но это вполне оправданно, ведь риски ложатся исключительно на предмет лизинга. В рамках программы «РЕСО-Экспресс» мы финансируем только легковой и коммерческий транспорт категории В в зоне покрытия нашей филиальной сети. При этом стоимость автомобиля ограничена 3 млн рублей, а клиент должен находиться в пределах 200 км от ближайшего офиса ООО «РЕСО-Лизинг». Это определено тем, что в труднодоступных регионах сложно осуществлять мониторинг имущества, а его низкая ликвидность может осложнить ситуацию в случае дефолта лизингополучателя. В части условий лизинга ограничения распространяются только на размер аванса, он начинается от 40%. У «РЕСО-Лизинг» 26 филиалов по всей России, что значительно упрощает территориальную проблему. А для получения финансирования достаточно иметь действующий договор аренды либо свидетельство на право пользования коммерческой недвижимостью. Очень важное наше преимущество — отсутствие ограничения даты регистрации компании клиента, за лизингом к нам могут обратиться даже те, кто зарегистрировал организацию или ИП буквально вчера».

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK