28 марта 2024
USD 92.59 +0.02 EUR 100.27 -0.14
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Россия. Ключи к будущему
Юрий Мамлеев

Россия. Ключи к будущему

Статья Юрия Мамлеева о будущем России

Россия находится сейчас в сложном положении. Впрочем, как и весь мир. Но прежде чем говорить о будущем, необходимо совершенно четко осознать, что если в России не будут решены в течение ближайших, скажем, 10 лет те глубоко насущные больные проблемы, которые, кстати, хорошо известны, то говорить о достойном, лишенном смертельных опасностей будущем будет трудно. Поэтому на современном руководстве страны лежит огромная, даже в чем-то небывалая ответственность за судьбу страны и ее народа. Тем более в самом ближайшем времени могут возникнуть весьма неожиданные ситуации, последствия которых мало предсказуемы. Речь идет о мировой ситуации в целом, следовательно, прежде чем перейти к будущему, надо все-таки остановиться на этих насущных проблемах.

Россия. Ключи к будущему

©Коллаж / Shutterstock/Fotodom

Сложно писать о том, о чем говорилось много раз, но все-таки… Устоять в этом довольно жутком современном мире Россия, фактически попавшая в ловушку в 90-е годы XX века, может лишь при следующих условиях:

  1. Абсолютная обороноспособность и ее проекция в будущие времена. Без этого нечего и думать о существовании России вообще.
  2. Продовольственная и лекарственная безопасность.
  3. Научно-технологическое и экономическое развитие.
  4. Высокий уровень образования.
  5. Особо следует остановиться на демографической проблеме. Ясно, что необходимо добиться превышения рождаемости над смертностью. Но есть еще один важнейший момент.

Исторически доказано, что государство и страна могут стабильно существовать при следующих условиях:

а) когда государствообразующий народ значительно превышает половину населения страны и находится в активном жизненном состоянии;
б) когда другие народы, имея равные права, живут в эффективной гармонии с государствообразующим народом и принимают язык и культуру данной страны, сохраняя при этом право и на собственную культуру и язык. Но если государствообразующий народ находится в плачевном состоянии, и его численность постоянно уменьшается, и моральный дух падает, распад страны неизбежен и центробежные силы сделают свое дело. Если же, наоборот, другие народы данной страны чувствуют себя ущемленными, то национальные противоречия на этой почве проявятся и конфликты той или иной степени неизбежны.

Дальнейшие комментарии, думаю, излишни.

Все перечисленные условия – от обороноспособности до решения демографической проблемы – образуют тот минимум, при котором возможно сохранение национальной безопасности страны и ее суверенитета. Последнее тоже исключительно важно, и никакого компромисса здесь быть не может. Сотрудничество всякого рода со всем миром, экономическое и политическое, вполне совместимо с сохранением суверенитета. Россия настолько самобытная страна, что потеря суверенитета, даже частичная, может иметь необратимые разрушительные последствия.

Исполнение вышеперечисленных условий, несомненно, поможет выйти из кризиса. Но есть одно обстоятельство, которое может свести на нет все усилия, направленные на реализацию этих условий. Это обстоятельство – моральный кризис в обществе. В 90-е годы СМИ много поработали, особенно на телевидении, чтобы вызвать этот кризис.

Исторически Россия всегда держалась на великой идее, на нравственных началах православной цивилизации, на отношении к человеку как образу и подобию Божию и не связывала достоинство человека с его, например, социальным успехом и т. д. В середине XIX века преступность в России, согласно документам, была на редкость низкой, двери в деревенских домах не запирались. Конечно, и тогда совершались преступления, но по человеческой слабости такое всегда неизбежно. Лишь с конца XIX века всё стало меняться. Но даже после Октябрьской революции, в советский период, сохранялась общечеловеческая мораль, несмотря на политический деспотизм системы. Это был парадокс, но это так. Поэтому резкий переход в 90-е годы к разгулу и пропаганде дикого индивидуализма, даже не индивидуализма, а просто животного эгоизма, культа наживы практически любыми средствами, осмеяния любви к Родине, всех достойных человеческих чувств вообще нанес труднопоправимый удар по психическому состоянию народа – настолько эта неистовая пропаганда была ошеломительной и бесчеловечной. Молодежи был нанесен огромный духовный ущерб. Свободой во имя истины и разума воспользовались немногие. Другие понимали свободу как свободу джунглей, ибо свобода бывает очень разной.

С начала XXI века шабаш стал утихать, ситуация менялась, но воздействие 90-х годов еще оставалось. Короче говоря, мы и сейчас во многом имеем то, что несовместимо с российской нравственной и духовной традицией и с человеческим миром вообще. Обычно эта ситуация оправдывалась необходимостью перехода к первоначальному капитализму с его принципами социального дарвинизма. Но, во-первых, этот процесс слишком затянулся; во-вторых, предпринимательство и стремление к выгоде не обязательно должны принимать (и не всегда принимают) такие дикие формы отчуждения человека от его собственной сущности – человеколюбия, любви к ближнему и других проявлений, без которых нормальное человеческое общество немыслимо. Предпринимательство может и должно иметь моральный аспект, чтобы служить стране и людям. Подтверждение этому мы найдем, если обратимся к истории нашей страны и других стран. Невозможно строить общество по принципу абсолютного эгоизма. И это настолько противоречит русской традиции, что может вызвать и вызывает серьезный нравственный слом в обществе.

Правда, в последнее время многое делается для того, чтобы вытравить из сознания людей этот кошмар. Даже телевидение резко изменилось, но не до конца. Но здесь необходимо продолжить это очищение. Исключительно опасно то надругательство над патриотическим чувством, которое наблюдалось в 90-е годы. Это делалось под разными, обычно нелепыми предлогами. Исторической наукой доказано, что если у того или иного народа разрушается любовь к Родине, к своему народу, т. е., по существу, к себе, то такой народ, как правило, или ассимилируется, или просто завоевывается, захватывается тем или иным путем, и его государственность и суверенитет гибнут. Нельзя жить, испытывая неприязнь к самому себе. Но именно это тщательно, продуманно и настойчиво, ссылаясь на необходимость «критики» (в сущности, это была не критика, а клевета и ложь по поводу нашей истории и культуры), пытались нам внушить в 90-е годы.

Разумеется, сейчас много сделано для восстановления естественного патриотизма, любви к Родине. Но патриотизм бывает всякий, бывает даже казенный, слишком официозный патриотизм. На самом деле патриотизм, как всякая любовь, – это глубокое духовное чувство, оно может углубляться и становиться довольно сложным, многослойным, задевающим самые глубины человеческого бытия и потому быть еще более мощным и определяющим. И, конечно, подлинный патриотизм никак не связан с негативизмом по отношению к другим народам. Но в случае внешней агрессии и т. п. он незаменим в борьбе за жизнь нации.

Надо отметить, что в России углублению и глубокому становлению этого чувства в высшей степени способствует прочтение русской классической литературы. Следует особо подчеркнуть, что углубление в русскую классику, в русскую культуру, особенно в смысле познания духовной сущности России, приводит к подлинному преображению сознания. Тогда в душе российского человека создается образ внутренней России, Россия становится частью его души. Следовательно, человек становится неотделимым от России, а его любовь к Родине приобретает глубочайший онтологический статус. Предназначение России становится его собственным предназначением (всё это подробно изложено в одной из глав моей книги «Россия Вечная»). Я уже не говорю о том, что русская классика навеки прославила Россию во всем мире. Я сейчас имею в виду, что если, например, собрать воедино то, что содержится в русской классике (прозе и поэзии) относительно России, глубинного раскрытия ее сущности, ее образа, неисповедимой любви к ней, то мы получим более чем ошеломляющую картину, невиданную в мировой литературе. Это может служить источником духовно несокрушимой любви к Родине.

Между тем преподавание отечественной литературы в школе ведется, как и в советские времена, на чрезвычайно низком уровне, ибо изобилует штампами, ориентировкой на чисто внешние или социальные моменты, которые в настоящее время отнюдь не актуальны, и не выделяется самое ценное, а именно – человек во всей сложности и многослойности своей души. Не отделяется самое важное от второстепенного. Конечно, в школе трудно преподавать философские глубины русской литературы, но любовь к родине и понимание человека как духовного существа, а не как биоробота там лежат на поверхности и открыты для школы.

Но гуманитарное образование в школе (литература и история) у нас сейчас оттеснено на задний план, и это большая ошибка. Точные науки делают спеца, а гуманитарные – человека. И поэтому какая-то степень религиозного образования в нашей стране с глубокой православной традицией тоже необходима. Тенденция современной цивилизации к превращению человека в некий вид биоробота для России с ее духовной традицией, которая как раз способствовала ее возвышению, совершенно неприемлема, как и для человечества в целом.

Следует отметить, что именно страны с мощным духовным потенциалом (и великой национальной идеей) выживали тысячелетиями и оставили неизгладимый след в истории. Весьма разительный пример – Китай, где наряду с чисто духовной трансцендентной традицией (даосизм, буддизм) существовала и мощнейшая национальная идеология в лице прежде всего конфуцианства, да и всей китайской культуры в целом.

Национальная идея, действительно, играет важнейшую роль. Она может носить религиозный, даже метафизический оттенок (как в великой Индии), может – чисто социальный. Она может и меняться на протяжении истории той или иной страны. В конце концов, ее может и не быть. Серьезнейшая проблема России состоит в том, что она по-настоящему живет только тогда, когда у нее есть великая идея. Не будем углубляться в прошлое, но ясно, что идея триединства (Бог, царь и Отечество) сыграла определяющую роль в дореволюционной России. Без нее немыслимо было бы то укрепленное единство и мощь России на протяжении столетий ее существования.

Одной из самых таинственных черт русского самосознания является потребность великой идеи, всеохватывающей, национальной, отвечающей запросам даже самых глубоких тайников души и наполняющей жизнь человека высшим смыслом. Сейчас такой идеи нет. Ее отсутствие может парализовать до какой-то степени волю к сколько-нибудь значительному созиданию, породить апатию и равнодушие в обществе. До какого уровня безразличие может дойти, показал мне характерный случай, произошедший недавно в подъезде дома, где находится моя квартира в Москве. Я, возвращаясь с дачи, заметил одному жильцу, мужчине еще достаточно молодому, лет около 40, о том, что в подъезде нашем невыносимая грязь. Он пожал плечами и ответил: «Идеи нет». То есть если нет какой-то большой, вдохновляющей идеи, то, оказывается, можно вообще ни на что не обращать внимания, в том числе на «мелочи». Зачем? По его мнению, выходит, что если нет ничего великого в жизни, то зачем напрягаться? Спрашивается, а как же «деньги», ведь «презренный металл» овладел всем миром? Но выясняется, что в России не совсем так. Есть и другие поразительные факты в этом отношении. Одно дело – просто обеспечить свою жизнь, другое дело – определить вообще, зачем жизнь нужна, что в ней есть сверхценного. Конечно, религия отвечает на эти вопросы, но, к сожалению, в современном мире человек слишком погружен в стихию чисто материальных интересов, и общество потребления с его механизмами воздействия подогревает эти интересы до такой степени, словно, кроме них, ничего другого не существует.

… Тот несомненный факт, что российский человек всегда испытывает потребность в великой идее, доказывает, что Россия предназначена к какому-то великому будущему. Конечно, если это будущее не будет сорвано какими-то трагическими обстоятельствами. Апатия, недоверие к государству преодолевается, если присутствует национальная идея, охватывающая как верхи, так и низы общества, и тогда пробужденная народная энергия сможет идти в нужном направлении. Проблема состоит в том, что национальная идея не может быть создана искусственно, она должна вытекать из самых глубин народного самосознания, истории страны и ее духовной культуры. Наиболее мощным примером воздействия национальной идеи на формирование нации и государства является, конечно, история Поднебесной, сохранившей себя на протяжении тысячелетий.

К сожалению, современный мир лишен великих идей. Идея гармоничного, идеального социального устройства полностью дискредитирована. Социализм провалился, а лозунг «умереть за капитализм» может насмешить даже идиота.

Что касается России, то единственное, что имеет шанс, единственное, от чего могут дрогнуть многие сердца, – это чувство Родины. Но простой патриотизм при всей его важности не может стать национальной идеологией, для этого он должен превратиться в серьезное мировоззрение, охватывающее все главнейшие стороны человеческого бытия. Эта проблема обсуждается в моей книге «Россия Вечная».

Итак, мы описали современные трудности. Они чреваты большими опасностями не только для России, но и для всего мира в целом. Поэтому здесь от руководства страны требуется на международном уровне сочетание гибкости и твердости, высшая политическая мудрость, умение предугадывать неожиданные повороты событий на мировой арене, многовариантность реагирования на них, чтобы последний выбор был наилучшим.

Если России удастся решить все проблемы, главная из которых – сохранение здоровья нации и демографическая ситуация в целом, тогда можно говорить о будущем в смысле создания проекта новой России, уже освобожденной от угроз и опасностей переходного периода. Мое видение этого проекта заключается в следующем. Назовем этот проект «Великая Россия». Главные характеристики, черты великой России можно перечислить:

  1. Россия становится мощным государством, ее суверенитет незыблем.
  2. Ее мощь направлена только на защиту национальных интересов страны. Россия является неагрессивным, миролюбивым государством, заинтересованным в стабильности во всем мире.
  3. Россия образует собственную уникальную самобытную цивилизацию (как Индия, Китай, западный мир).
  4. Политически и социально Россия является демократической страной, развитой в промышленном, научном, технологическом отношении и т. д., соответствующем данному времени. Направленность – социально ориентированное общество, в котором достойная жизнь обеспечивается каждому человеку. Ясно, что построение социально ориентированного общества в его полном объеме требует больших затрат, сведения к минимуму социальной несправедливости, и поэтому оно возможно только после выхода России из переходного периода.
  5. Особая роль отводится духовной составляющей. Она включает не только религию, национальную идею, но и духовное развитие человека в целом. Значение русской культуры в ее высоком выражении здесь неоценимо, об этом мной уже написано выше. Также очевидно, что без сильной духовной составляющей страна не может называться великой, а перед лицом не истории, а Бога – это единственная ценность, которая интересует высшие силы. Относительно религии можно утверждать уже сейчас, что если введения религиозного воспитания в школе опасаются из-за того, что в России существует множество религиозных конфессий, то уже сейчас это преодолимо, если на первом этапе ввести общее религиозное образование (без акцента на той или иной религии), которое хотя бы даст общее представление о Боге, бессмертии души, невидимом мире, нравственности, что является основой всех религий. Но, конечно, это только первый этап в преодолении того невежества, которое осталось нам в наследство от атеистического воспитания. Православие исповедует подавляющее большинство наших граждан, и хотя бы поэтому ему должен быть отдан приоритет. Я уже не говорю об исторических корнях…
  6. Огромное значение в духовной составляющей имеет момент нравственный, касающийся отношений между людьми. Тот страшный разгул безнравственности, уголовщины, обмана и насилия, который существует сейчас в обществе, совершенно подрывает нормальные отношения между людьми, подрывает доверие к власти и ведет к развязыванию самых худших черт и пороков в человеке. Человек не может жить в обществе, где человек человеку враг. Конечно, до этого не дошло, но удар по основам человеческого существования, а именно любви к человеку как к ближнему, нанесен весьма серьезный. Такая ситуация, если она продлится достаточно долго, может значительно разрушить психическое здоровье людей, всего народа. Особенно тяжело такой мрак переживают женщины, а ведь они – источник жизни, продолжения ее. Алкоголизм в значительной мере тоже порожден такой ситуацией, неверием в саму жизнь из-за постоянного надругательства над ней (наиболее зверские случаи тоже показываются по телевидению). Такая ситуация не может продолжаться бесконечно. Самое естественное человеческое чувство – это любовь, и если люди будут любить друг друга, уважать и видеть в другом человеке самого себя, то зло отпадает само по себе. Конечно, этого непросто достигнуть в современном мире, но надо, хотя бы в какой-то степени. Изначально наш народ отличался именно добротой, христианскими качествами – и это давало свои результаты. И сейчас в большинстве случаев, после всех сюрреалистических изгибов нашей истории народ остается в основе своей добрым, отзывчивым, чутким, но эти качества надо реализовывать до конца, в том числе и силами СМИ. Важно, чтобы эти качества не угасали в огне хищничества и обмана. Я думаю, что в течение переходного периода это зло в значительной мере может быть преодолено. И в великой России отношения между людьми будут иными: светлыми, радостными, чистыми, исполненными доброты, нежности, бережности; и общение между людьми, даже простая встреча, будет доставлять радость. Человек человеку должен приносить радость. Тогда жизнь будет другой, даже независимо от социальных условий. Это не утопия, потому что сочувствие, сострадание, доброта заложены в природе человека. Но нужно воспитание, религиозное в том числе, чтобы всё это проявлялось, а негативное в человеке хотя бы приглушалось. Любовь и мудрость – вот что должно лежать в основе человеческих отношений. В великой России мудрость заключается в том, чтобы видеть в человеке великую духовную сущность, пусть далеко еще не совсем проявленную. Одним словом, мудрость здесь означает человекопознание.
  7. Наконец, нельзя не остановиться на всё более возрастающей в мире, по мере развития соответствующей технологии, возможности самоуничтожения человечества путем войн. Может наступить период (если он еще не наступил), когда необходимость «вечного мира», о котором писал еще Кант, станет просто жизненной необходимостью. Как никогда вопрос об абсолютном запрещении агрессии станет актуальным. Россия крайне заинтересована в таком запрещении не только по моральным соображениям, но и в том смысле, что это полностью соответствует ее национальным интересам (у нас есть всё, что нужно для развития). Поэтому Россия в будущем может выступить как одна из главных инициаторов действительной реализации проекта «вечного мира», хотя, учитывая современную ситуацию, путь к этому тяжел и долог.

В заключение хотелось бы обратить внимание на следующие обстоятельства, точнее, на нечто новое. Несомненно, поскольку всё меняется, одна эпоха сменяет другую, будущее чревато огромными изменениями, которые могут достаточно глубоко и тотально изменить современные представления человека о самом себе, своем происхождении и о мире. Это, видимо, будет связано с целым комплексом причин разного характера – здесь и сфера исторического процесса, войны, природные катаклизмы, но и целый ряд глобальных открытий, которые приведут к разрушению прежних наивных, по существу, материалистических представлений. Эти открытия могут нести в себе определенную опасность, но они могут тотально изменить сознание человека, направленность его воли и действий (но в целом всё это будет способствовать выходу человечества из тупика, в который оно зашло). К тому же духовная деградация не может продолжаться бесконечно.

Однако ко всем этим изменениям, которые могут носить неожиданный, даже парадоксальный характер, никак не укладывающийся в уме современного среднего человека, надо быть готовым. Но все эти изменения в историческом процессе, открытия и т. д. – тема совершенно другой статьи.

Что касается непосредственно текущего времени, то Россия находится, конечно, в очень сложном положении (как и весь мир). Будем надеяться, что Россия, выходившая из стольких критических ситуаций, одержавшая столько блистательных и великих побед на кровавом поле человеческой истории, спасшая Европу от фашизма, найдет выход и из современной ситуации – грозной и плохо поддающейся определению. Мы не можем погубить то, что оплачено кровью прежних поколений, породивших нас.

Россию действительно может ждать блистательное, необыкновенное будущее, в чем-то загадочное, несомненно, связанное с судьбой этого мира, но не только. Конечно, для этого необходимо задействовать все духовные и материальные силы, отстаивать национальный суверенитет, суверенную демократию. Надо учитывать определенные тенденции в мировой политике, направленные на разрушение национально-государственных суверенитетов, и противостоять им. Если Россия отдаст существенную часть своего суверенитета, она может погибнуть. И если Бог хранил нас, то именно потому, что мы хранили себя.

Постскриптум

А теперь несколько слов о другом будущем, весьма отдаленном от нас, скажем, на несколько столетий, но, может быть, и меньше.

В одном из замечательных рассказов Набокова говорится о человеке, который умолил своего друга открыть ему секрет мироздания, поскольку его друг хранил эту тайну, скрывая ее от людей. И тогда он раскрыл, нашептал герою рассказа про это. Выслушав, тот умер от удивления.

Боюсь, что если современному человеку удалось бы заглянуть в более или менее отдаленное будущее, то его постигла бы та же участь.