75-летие легенды: сбежал ли Гитлер на подлодке в Аргентину?
И у мифов бывают дни рождения. В этом году свое 75-летие отмечает одна из ярких легенд Второй мировой – побег Гитлера в Южную Америку на подлодке. Возникла она не на пустом месте, а из-за того, что в 1945 году в Аргентину прибыли две немецкие субмарины, U-530 и U-977, капитулировавшие там 10 июля и 17 августа соответственно. Эти события до сих пор служат пищей для конспирологических теорий. Так что не грех напомнить, как все было на самом деле.
В мае 1945-го Третий рейх доживал последние дни. После суицида Гитлера его преемник гросс-адмирал Карл Дениц начал переговоры о локальной капитуляции на Западном фронте. Англо-американское командование согласилось, но потребовало, чтобы вместе с сухопутными частями вермахта капитулировал и флот Германии. В первую очередь это касалось его подводных сил. В результате 4 мая Дениц приказал командирам субмарин прекратить боевые действия и ждать дальнейших инструкций. Утром следующего дня условия капитуляции вступили в силу: всем немецким подлодкам, находившимся в море, предписывалось следовать в порты победителей, подняв черный флаг.
Операция «Радуга»: как немцы топили свои подлодки в мае 1945-го
Но, несмотря на приказ Деница, подводная война продолжалась еще два дня, так как не все лодки смогли принять его радиограмму вовремя. Из-за этого союзникам пришлось неоднократно ретранслировать ее. Сначала немецкие подводники решили, что это вражеская уловка. Однако вскоре стало понятно, что Берлин действительно приказал капитулировать, и «серым волкам» пришлось подчиниться. По данным союзников, в мае 1945-го капитулировали 174 немецких субмарины. Но не все подводники поступили так же. Некоторые экипажи затопили свои лодки, чтобы они не достались противнику. Были и те, кто предпочел сдаче попытку интернирования в нейтральной стране.
10 июля 1945-го в аргентинский порт Ла-Плата вошла подлодка U-530 Отто Вермута. Ее экипаж рассчитывал встретить там радушный прием, не зная, что Аргентина объявила войну Германии. Спустя месяц, 17 августа, туда же пришла и U-977 Хайнца Шаффера. Это взбудоражило Южную Америку. Пресса запестрела статьями о том, что, перед тем как капитулировать, подводники тайно высадили в Аргентине Гитлера и других нацистских бонз. Газетчики выдумывали небылицы одна другой краше. Вермута и Шаффера обвиняли в том, что они не только вывезли Гитлера из Европы, но и потопили по пути бразильский крейсер «Байя».
Разумеется, приход двух немецких лодок в Аргентину насторожил разведку союзников, решившую проверить, нет ли доли правды в сообщениях о доставке в Аргентину высокопоставленных нацистов. Экипажи U-530 и U-977 привезли в Вашингтон, где их обстоятельно допросили. Следователи выяснили, что никаких нацистских руководителей на борту субмарин во время их последнего похода не было. Мотивы, побудившие подводников отправиться в Аргентину, оказались просты – они поверили нацистской пропаганде, утверждавшей, что, если немцы проиграют войну, победители обойдутся с ними крайне жестоко. Ну а версия с торпедированием «Байи» была признана несостоятельной, так как к тому моменту стало известно, что гибель крейсера вызвана несчастным случаем.
Однако миф о бегстве Гитлера в Аргентину на борту субмарины уже пустил корни. Газеты Южной Америки продолжали мусолить эту тему, добавляя все новые подробности. Например, появилась версия, что U-530 и U-977 входили в «конвой фюрера» – секретный отряд подлодок для выполнения спецпоручений руководителей Третьего рейха. Вскоре речь уже шла о том, что «конвой фюрера» использовался для строительства в Антарктиде секретной нацистской базы.
Опровергать подобные небылицы – занятие неблагодарное. А вот объяснить, почему субмарины Вермута и Шаффера не могли выполнить приписываемую им миссию, можно.
Ненадежный офицер
Далеко не все подводники Деница поддерживали правящий в Германии режим. В кают-компаниях немецких субмарин порой царило вольнодумство, некоторые офицеры позволяли себе критически отзываться о фюрере и партии. Этому способствовало и отсутствие системы политработников в подводных силах кригсмарине. Одной из таких фрондирующих лодок была U-103 подводного аса Вернера Винтера, экипаж которой во время походов устраивал дискуссии, частенько критикуя власть. Особенно антинацистскими взглядами отличался вахтенный офицер Оскар-Хайнц Куш.
Благородные воины: как изменился имидж немецких подводников после войны
Когда Куша повысили, назначив командиром U-154, он решил установить там порядки такие же, как и на субмарине Винтера. Со словами «здесь не будет идолопоклонничества» он снял портрет фюрера, висевший в кают-компании. Самого Гитлера Куш называл «сумасшедшим преступником, ведущим Германию к гибели». Все это сходило ему с рук, поскольку экипаж U-154 был на его стороне. Но ситуация изменилась, когда у Куша возник конфликт с вахтенным офицером Ульрихом Абелем.
Абель был лояльным режиму карьеристом. Он пришел на подплав с тральщиков уже героем. В основе фильма «Командир счастливой щуки» лежит случай с пленением в 1942 году командира Щ-403 Семена Коваленко. Именно тральщик Абеля атаковал «щуку» Коваленко и взял его в плен. Поэтому после перевода на подводные лодки этот немец хотел поскорее стать командиром боевой субмарины, чтобы вновь иметь возможность отличиться. Однако Куш невысоко оценил его как подводника. Озлившись, Абель написал донос на своего командира, обвинив того в пораженчестве. В итоге Куш был предан суду, приговорен к смерти и расстрелян.
Для нас важно, что Куш и Отто Вермут были знакомы. И очевидно, что Вермут знал о политических взглядах Куша, однако не стал доносить на него. Это, в свою очередь, говорит о том, что Вермут не был убежденным нацистом, а значит, ему вряд ли бы доверили жизнь фюрера.
Ненадежная лодка и неопытный командир
Об отношении к нацистскому режиму командира U-977 Шаффера известно немного. Но в его биографии есть другие факты, говорящие о том, что этот офицер плохо подходил на роль спасителя Гитлера. Но прежде обратим внимание на его корабль.
Могли ли немцы победить во Второй мировой с помощью 300 подлодок?
U-977 была обычной лодкой VII серии – самой многочисленной в морской истории. Ее построили и спустили на воду в Гамбурге весной 1943-го. Однако, в отличие от своих «сестер», этой «семерке» не было суждено отправиться на фронт. Еще во время учений она несколько раз попадала под удары форштевней кораблей, повредивших ей прочный корпус. В результате после ремонта U-977 признали негодной для боевых флотилий и оставили на Балтике, как учебную лодку.
Ее статус был пересмотрен в конце войны. Тогда кригсмарине, испытывая недостаток подлодок для боевых действий, начали переброску на фронт субмарин из учебных флотилий. U-977 вновь отремонтировали, установив на ней «шноркель» – устройство для хождения под водой на дизелях. В конце апреля 1945-го она прибыла в Норвегию, где ожидала приказа выйти в море.
Хайнц Шафер стал командиром U-977 в декабре 1944-го. Этот подводник ничем не выделялся среди своих коллег. Он имел боевой опыт, совершив на другой лодке четыре похода в Атлантику как вахтенный офицер, но никогда прежде не командовал боевой субмариной. Поэтому 2 мая 1945-го, когда Шаффер вывел U-977 в море, стало началом его первого боевого похода как командира подводной лодки.
Получив сообщение о капитуляции, экипаж «семерки» начал дебаты о том, что делать дальше. Вспомнив страшилки Геббельса о «порабощении и стерилизации немцев» в случае поражения в войне, подводники решили идти в Аргентину. К этому моменту Шаффер уже не считал свою субмарину боевым кораблем, а видел в ней лишь средство спасения для себя и своего экипажа. Высадив на берег желавших остаться в Германии, U-977 начала переход в Южную Америку, длившийся 108 дней, из которых 66 суток она шла под водой, не всплывая.
То, что этой технически ненадежной лодке и ее неопытной команде удалось дойти до Аргентины – большая удача. Поэтому выбор этой субмарины для столь важной миссии, как спасение фюрера, выглядел бы, мягко говоря, странно.
«А был ли мальчик?»
Разумеется, рассуждения о побеге Гитлера – чистой воды спекуляция. Нацистский лидер покончил с собой в берлинском бункере. Но если он и хотел сбежать в Южную Америку на субмарине, то упомянутые выше лодки совершенно не подходили для этого.
Кроме того, известно, что Гитлер страдал морской болезнью. Так что, как полагает американский историк К. Блэйр, он вообще вряд ли бы смог перенести путешествие на подлодке под «шноркелем». А если бы и решился на это, то к его услугам были большие и комфортабельные субмарины разных типов, включая и чудо-лодки XXI серии. На роль своего спасителя фюрер мог бы выбрать кого-нибудь из опытнейших подводных асов. Например, преданного ему Вольфганга Люта – обладателя всех степеней Рыцарского креста. Это выглядело бы более разумно, чем бегство на лодках Вермута или Шаффера.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".