Наверх
21 октября 2020

Будущее российской стратегической авиации: что известно о ПАК ДА?

Один из возможных обликов стратегического бомбардировщика ПАК ДА

©Vostock Photo/ Vostock Photo

Стратегический бомбардировщик нового поколения, известный как ПАК ДА – Перспективный авиационный комплекс дальней авиации (также этот проект известен под индексом «изделие 80»), – один из наиболее значимых и широко обсуждаемых проектов российской оборонки. В то же время проект этот предельно засекречен, и составить полное представление о нем на основе открытых источников невозможно. Имеется лишь ряд крайне обрывочных сведений, зачастую противоречащих друг другу, и предельно скупые заявления представителей военного руководства России относительно характеристик и ключевых особенностей этой машины. Тем не менее, проанализировав все, что уже известно, мы попробуем разобраться, каким будет перспективный российский стратегический бомбардировщик и какие задачи ему предстоит решать.

Россия и Соединенные Штаты – по сути, единственные страны, имеющие на вооружении стратегические бомбардировщики. Лишь передовым военным державам под силу создание таких машин. Китай к числу стран, обладающих стратегической авиацией, можно отнести лишь с натяжкой.

Парк стратегической авиации как Америки, так и России состоит из нескольких типов бомбардировщиков, созданных в разные периоды холодной войны (их конструкция несет на себе отпечаток соответствующих этим периодам концепций применения). Российский парк стратегической авиации, сведенный в дальнюю авиацию, включает бомбардировщики Ту-95МС, сверхзвуковые бомбардировщики Ту-160 и дальние сверхзвуковые бомбардировщики Ту-22М3. Американский флот стратегической авиации состоит из бомбардировщиков В-52H, сверхзвуковых бомбардировщиков В-1В и малозаметных бомбардировщиков В-2 (выполнены по технологии снижения радиолокационной заметности Stealth).

Сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22М3

Russian Defense Ministry Press Service/AP/TASS_

Бомбардировщики В-52 и Ту-95 созданы еще в 1950-е годы и в ту пору были главным средством доставки ядерного оружия на территорию противника. Но с массовым появлением межконтинентальных баллистических ракет (МБР) уже в начале 1960-х эта задача утратила актуальность. Однако первое поколение стратегических бомбардировщиков не только не отправилось на покой, но, напротив, получило новый импульс к развитию. Возможность использования крылатых ракет большой дальности превратило бомбардировщики в своеобразные платформы, обеспечивающие доставку ракет в точку пуска, находящуюся не только за пределами средств противовоздушной обороны (ПВО) противника, но и радиуса действия его истребителей-перехватчиков.

Пентагон запросил перевооружение любой ценой

Хотя российские и американские стратегические бомбардировщики в первую очередь являются элементом ядерной триады, они также крайне эффективны как в локальных конфликтах, так и в крупных неядерных конфликтах. Благодаря огромному радиусу действия современные стратегические бомбардировщики могут нанести ракетный удар по противнику в любой точке Земли. При этом огромная масса полезной нагрузки позволяет решать самые разные задачи – от нанесения массированного высокоточного ракетного удара до ковровых бомбардировок. Поэтому, несмотря на зачастую крайне почтенный возраст, существующие стратегические бомбардировщики еще долго будут оставаться в строю, а огромный ресурс планера обеспечивает возможность модернизаций, постоянно расширяющих возможности самолета. К примеру, самому «молодому» американскому В-52 в этом году исполнилось 58 лет, но, несмотря на столь солидный возраст, весь парк этих бомбардировщиков прошел множество модернизаций, благодаря чему они имеют современное бортовое радиоэлектронное оборудование и могут применять весь спектр современного американского высокоточного оружия. B-52 будут оставаться в строю по меньшей мере до 2040-го. Схожие планы имеет и российское военное руководство относительно Ту-95МС. Самолеты этой модели изначально создавались как носители крылатых ракет и произведены в 1980-х, а не являются модернизацией базовых строевых бомбардировщиков Ту-95, произведенных в 1950-х, как американские В-52. В настоящий момент ведется модернизация российских Ту-95МС в вариант Ту-95МСМ.

Помимо модернизации старых дозвуковых самолетов активно модернизируются и сверхзвуковые бомбардировщики – американские В-1 и российские Ту-160. При этом Россия помимо модернизации парка Ту-160 развертывает производство новейшей версии этого самолета – Ту-160М2. Ту-160М2 и Ту-95МСМ составят основу парка стратегической авиации России на ближайшие 20–30 лет. Заменить их в весьма далеком будущем предстоит перспективному стратегическому бомбардировщику.

С учетом того, что известно о ПАК ДА, а также о работах по созданию подобных самолетов в Соединенных Штатах и Китае, можно выделить следующие неотъемлемые черты, которыми должен обладать стратегический бомбардировщик нового поколения:

– Фактически главное требование к бомбардировщику нового поколения – малая заметность в радиолокационном и инфракрасном диапазонах (противнику сложно обнаружить самолет с помощью радиолокационных станций и тепловизоров). Для этого должны максимально использоваться все известные Stealth-технологии и компоновочные решения.

– Дозвуковая скорость полета. Это на первый взгляд выглядит шагом назад, ведь еще с 1960-х одним из основных требований к дальним и стратегическим бомбардировщикам была максимально высокая сверхзвуковая скорость, а концепция их применения предполагала так называемый высотно-скоростной прорыв системы противовоздушной обороны противника. В современных условиях благодаря огромному росту дальности применения авиационных крылатых ракет (к примеру, для российской ракеты Х-101/102 в ядерной и конвенциональной версиях максимальная дальность полета превышает 3000 км) и прочих средств поражения необходимость преодоления ПВО противника по большей части утратила актуальность.

– Главными факторами, от которых зависит эффективность перспективного авиационного комплекса бомбардировочной авиации, служат возможности бортового радиоэлектронного оборудования и возможности применяемых авиационных средств поражения. Возможности комплекса радиоэлектронного оборудования должны быть максимально интеллектуальны и при необходимости обеспечивать выполнение задачи в беспилотном режиме. Самолет должен оснащаться максимально возможной номенклатурой авиационных боеприпасов – управляемые и планирующие бомбы, ракеты класса «воздух–поверхность», крылатые ракеты различных типов.

Чему российские вооруженные силы научились в Сирии

За счет широчайшей номенклатуры авиационных боеприпасов стратегический бомбардировщик нового поколения должен обеспечивать выполнение любых задач – от непосредственной поддержки войск до противокорабельных действий и нанесения ядерных ударов. Прорыв ПВО противника должен осуществляться за счет полета на предельно малых высотах в сочетании с низкой радиолокационной заметностью, а при необходимости и огневым поражением средств ПВО противника противорадиолокационными ракетами и прочими ракетами «воздух–поверхность». В свою очередь, комплекс бортового радиоэлектронного оборудования должен обеспечивать интеграцию борта с любыми авиационными боеприпасами.

С учетом вышеперечисленных требований и создается российский ПАК ДА. Как уже было сказано, практически все данные о нем засекречены и точно неизвестен даже облик самолета. Однако, исходя из заявлений различных представителей российских минобороны и военно-промышленного комплекса, а также информации из открытых зарубежных источников, можно однозначно сделать вывод, что ПАК ДА будет иметь дозвуковую скорость полета, а фюзеляж выполнен по аэродинамической схеме «летающее крыло». Самый известный самолет, выполненный по этой схеме, – американский бомбардировщик-«невидимка» В-2 Spirit.

Бомбардировщик В-2 Spirit

Stocktrek Images/ Vostock Poto

У летательных аппаратов, построенных по этой аэродинамической схеме, подъемную силу обеспечивает вся поверхность самолета, что позволяет существенно увеличить массу полезной нагрузки. Кроме того, такая форма практически идеальна с точки зрения уменьшения эффективной отражающей поверхности для обеспечения малозаметности в радиолокационном диапазоне (излучение радара противника практически не отражается обратно, рассеиваясь в других направлениях). Также на летающем крыле успешно решается задача снижения теплового излучения двигателя, что, соответственно, обеспечивает уменьшение заметности в инфракрасном диапазоне.

Предположительно, максимальная взлетная масса ПАК ДА составит 145 тонн, а максимальная масса полезной нагрузки – до 30 тонн. Дальность полета без дозаправки в воздухе будет составлять порядка 15 тысяч километров. Основным вооружением ПАК ДА станут перспективные крылатые ракеты большой дальности, гиперзвуковые ракеты и различные высокоточные боеприпасы. Также, как сообщается, ПАК ДА получит средства радиоэлектронной борьбы нового поколения.

Форум «Армия-2020»: самые интересные новинки

Согласно заявлению замглавы Министерства обороны Алексея Криворучко, двигатель для ПАК ДА разрабатывает ПАО «Кузнецов», а его прототип для стендовых испытаний будет готов уже в нынешнем году. Одновременно с этим АМНТК «Союз» представил на Международном военно-техническом форуме «Армия-2020» справочную информацию о прототипе двигателя Р119-300, изначально разработанного для давно закрытого проекта тактического бомбардировщика Т-60. Теперь разработчик продвигает возможность применения этой силовой установки на ПАК ДА. Данный двигатель имеет максимальную тягу на форсаже  19 800 кгс при крейсерской тяге  11 100 кгс. Эти показатели заметно ниже таковых у существующего двигателя НК-32, применяемого на Ту-160 (максимальная тяга на форсаже 25 000 кгс и 14 000 кгс на крейсерском режиме). Соответственно, двигатель АМНТК «Союз» вряд ли сможет навязать конкуренцию «Кузнецову» (разработчик НК-32, на базе газогенератора которого ведется разработка двигателя ПАК ДА), хотя в любом случае такие попытки полезны и повышают эффективность промышленности.

Также известно, что на одном из предприятий Объединенной авиационной корпорации (ОАК) началась постройка первого прототипа так называемого «изделия 80». Рабочая документация полностью подготовлена, но строительство планера самолета пока находится в начальной стадии. По плану изготовление прототипа будет завершено в 2021 году. Всего предполагается построить три прототипа перспективного бомбардировщика, а с 2023 года должны начаться их испытания. Как сообщалось в СМИ, в 2025 году должны начаться государственные испытания. Однако данная дата крайне условна и чрезмерно оптимистична. Учитывая колоссальную сложность создания подобного авиационного комплекса, а также то, что многие компоненты бортового радиоэлектронного оборудования, как и перспективные авиационные боеприпасы, еще только предстоит создать, едва ли стоит ожидать появления на вооружении ПАК ДА ранее начала 2030-х. Впрочем, это совершенно некритично, учитывая, что ПАК ДА – это самолет весьма отдаленного будущего, а на ближайшие десятилетия с поставленными задачами с успехом смогут справиться прошедшие модернизацию существующие дальние и стратегические бомбардировщики.

Читать полностью (время чтения 5 минут )
Избранные статьи в telegram-канале ProfileJournal
Больше интересного на канале Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK
21.10.2020