Как английские подводники в 1941 году помогли защитить Мурманск
Во время Второй мировой войны страны антигитлеровской коалиции оказывали друг другу не только экономическую, но и военную поддержку. Примером тому служит отправка Великобританией субмарин в советское Заполярье в 1941 году, где они несколько месяцев воевали в составе Северного флота. 17 августа исполняется 80 лет со дня первой победы английских подводников в Арктике, ставшей их вкладом в защиту Мурманска и символом советско-английского военно-морского сотрудничества.
Черчилль Сталину
Переписка лидеров Великобритании и СССР началась 8 июля 1941-го с посланий английского премьера Сталину. В них Черчилль предлагал провести ряд военно-морских операций против немецкого судоходства в Арктике. В ответ Сталин попросил перебросить на Север хотя бы одну дивизию. На это английский премьер ответил отказом, но пообещал задействовать крейсеры, авианосцы и подлодки на морских коммуникациях северной Норвегии.
Выполняя распоряжение Черчилля, Адмиралтейство стремилось понять, как можно наладить эффективное взаимодействие с советским флотом. Чтобы в этом разобраться, в СССР был послан контр-адмирал Виан. Он доложил, что русские обеспокоены наращиванием германской армии в Северной Норвегии и Финляндии через порты Киркенес и Петсамо и опасаются, что враг скоро будет достаточно силен, чтобы захватить Мурманск. Поэтому Москва хотела бы, чтобы англичане атаковали вражеское судоходство на морском пути снабжения северной группировки вермахта, проходившем вдоль норвежского побережья.
Сила слова: как одна речь Черчилля определила ход Второй мировой войны
В конце июля авианосцы «Викториес» и «Фьюриес» нанесли удар по Петсамо и Киркенесу. Но результаты этой атаки оказались разочаровывающими, а потери самолетов серьезными. Стало ясно, что люфтваффе сильны в этом районе. Это означало, что рациональнее всего будет атаковать вражеские суда с помощью субмарин. В итоге Адмиралтейство решило отправить в Арктику две подлодки – «Тигрис» и «Трайдент». Они пришли на советскую базу Полярный 4 и 10 августа 1941-го.
На «Трайдент» выбор пал неслучайно. Это была единственная английская лодка, прежде уже бывавшая в тех водах. В январе 1940-го, во время советско-финской войны, Черчилль отправил ее на помощь финнам. Но начать боевые действия против СССР подлодка должна была лишь в случае высадки советских десантов в Петсамо. Так как до этого не дошло, «Трайдент» некоторое время патрулировала воды у Мурманска, после чего вернулась в Великобританию. Теперь же ее экипажу совместно с советскими моряками предстояло действовать против немцев и финнов.
Первые победы в Заполярье
Приход англичан стал хорошим подспорьем подводным силам Северного флота. На начало войны в его составе было 15 субмарин, лишь часть из которых использовалась для действий на вражеских коммуникациях. Остальные подлодки были задействованы для обороны советского побережья и Мурманска.
Советское командование настаивало, чтобы первые походы англичан были максимально долгими, но те отвергли эту идею, решив, что им для начала надо изучить будущий район действий. Любопытно, что обе английские субмарины смогли выйти в море лишь спустя неделю после прихода в СССР, так как их команды почти все это время присутствовали на официальных и дружеских встречах, организованных для них гостеприимными русскими.
Советская "волчья стая": успех и неудача подводников-североморцев
Первой на охоту отправилась «Тигрис» коммандера Боуна. Выйдя из Полярного 11 августа, спустя двое суток она заняла позицию у Порсангер-фьорда. Действиям в том районе погода не благоприятствовала – море было спокойным, что в условиях полярного дня делало субмарину заметной. Поэтому англичане вели себя осторожно, опасаясь быть обнаруженными с воздуха или берега. И лишь 17 августа «Тигрис» потопила норвежский сухогруз «Хакон Ярл», везший в Германию рыбу. Это был единственный успех британской лодки в том походе.
Куда большего добилась «Трайдент» коммандера Слейдена, вышедшая из Полярного 16 августа в район норвежского порта Хаммерфест. Слейден действовал очень агрессивно. 19 августа, после неудачного торпедного залпа, он повредил артиллерийским огнем немецкое судно «Леванте». Спустя двое суток «Трайдент» безуспешно атаковала торпедами немецкий военный корабль «Бремзе» и небольшой норвежский танкер. Несмотря на первые промахи, экипаж «англичанки» все еще был заряжен на успех. Удача улыбнулась «Трайдент» 22 августа. В тот день Слейден заметил немецкий конвой из четырех судов в охранении двух сторожевых кораблей. В этот раз он решил бить наверняка, атаковав противника с близкого расстояния. Замысел оказался удачен – на дно пошел немецкий рудовоз «Остпройссен», а лодка благополучно ушла от преследования.
Лучшая атака в Арктике
Немцы тем временем готовились продолжить наступление в Заполярье, перебрасывая морем к Мурманску из Норвегии 6-ю горнострелковую дивизию. Конвои с войсками хорошо охранялись. Когда 30 августа Слейден встретил один из них, то увидел, что четыре транспорта сопровождали эсминцы, сторожевики и самолеты. Но англичан это не остановило. Заняв удобную позицию для стрельбы, «Трайдент» двумя последними торпедами потопила суда «Донау II» и «Байа Лаура».
Эту атаку справедливо называют самым удачным нападением подлодки союзников на Северном морском театре в годы Второй мировой войны. «Донау II» и «Байа Лаура» перевозили свыше полутора тысяч немецких военнослужащих, из которых, по различным оценкам, погибли от 300 до 500 человек. Кроме того, вместе с потопленными транспортами немцы лишись ценного военного имущества, в том числе 177 лошадей, 16 автомобилей и повозок.
А спустя неделю вермахт снова получил удар на море, когда английские крейсеры атаковали другой конвой с войсками. В этом бою британцы потопили охранявший конвой учебно-артиллерийский корабль «Бремзе», а судам лишь чудом удалось от них ускользнуть. Чтобы избежать дальнейших потерь, немецкое военно-морское командование было вынуждено временно прекратить переброску войск морем. Это привело к тому, что 6-я горнострелковая дивизия сосредоточилась на советском фронте лишь к концу сентября, так как горным егерям пришлось добираться туда по суше. Все это сказалось на третьем и последнем наступлении вермахта на Мурманск, завершившемся неудачей.
Смена караула
Осенью английские подлодки продолжили охоту у побережья Норвегии. 13 сентября «Тигрис» потопила норвежский пароход «Рихард Вит», а спустя четыре дня неудачно атаковала немецкий конвой. «Трайдент» повезло еще меньше. В сентябре она совершила три торпедных атаки, результатом которых стало лишь повреждение немецкого противолодочного корабля UJ 1201.
В октябре действовала только «Тигрис», несколько раз неудачно напав на конвои. Расстреляв все торпеды, лодка вернулась в Полярный, после чего отправилась в Великобританию.
«Трайдент» вышла в третий поход 30 октября. 3 ноября она атаковала у Порсангер-фьорда немецкий конвой, потопив корабль ПЛО UJ 1213. Прочие атаки конвоев были неудачными, и 9 ноября «Трайдент» вернулась в Полярный, после чего отправилась на родину. Обе подлодки вынуждены были уйти домой, поскольку у них кончились торпеды, а английские конвои не привезли обещанное пополнение боезапаса.
В ноябре 1941-го Адмиралтейство прислало в Полярный еще две субмарины: «Сиволф» и «Силайон». Обе совершили в ноябре–декабре по два похода, но успеха добилась лишь «Силайон». 18 ноября она потопила артиллерией норвежский танкер «Веско», перевозивший авиабензин. А 5 декабря она потопила торпедами норвежский транспорт «Исланд». В конце декабря 1941-го – начале января 1942-го обе субмарины были отозваны Адмиралтейством на родину, и больше английские подводники с советских полярных баз не действовали.
Сравнение результатов
За те несколько месяцев, что англичане воевали в составе Северного флота, четыре их субмарины провели 27 атак, потопив торпедами и артиллерией семь судов общим тоннажем 17 888 брт, один военный корабль, а также повредив еще один корабль и один транспорт. Этот результат превосходит успехи 1941 года подводников каждого из советских флотов в отдельности и лишь немного уступает общему результату советских подводных лодок в 1941-м, произведших 105 торпедных и артиллерийских атак, жертвами которых стали девять транспортов на 25 974 брт и три боевых корабля.
"Малютки" в Линахамари: как советские подводники прорывались во вражескую гавань
Безусловно, в подводном деле британцы превосходили русских в технике, тактике и боевом опыте. Как отмечает исследователь М. Морозов, знакомство с их техникой и наблюдение за их действиями способствовали совершенствованию тактики советских подводников, наметили направления работы конструкторов в области развития систем подводного вооружения, обнаружения и связи.
Если за июнь–август 1941-го подлодки Северного флота совершили 20 походов на вражеские коммуникации, произведя 13 торпедных и две артиллерийские атаки, но не добившись успеха, то уже вскоре ситуация изменилась. Североморцы открыли боевой счет 12 сентября, когда «Щ-422» потопила первый транспорт. После этого они до конца года пустили на дно торпедами и снарядами еще два судна и военный корабль. Можно сказать, что вкус к победам им был привит подводниками Королевского флота.
Преувеличением будет утверждать, что англичане «спасли» Мурманск. Но их успехи всерьез обеспокоили немецкое военно-морское командование. Сначала немцы полагали, что их потери – результат действий советских подлодок, и некоторое время опасались ходить у мыса Нордкап. Конечно, Красная Армия защищала Мурманск, но английские подводные лодки существенно ей помогли. Дополнительным бонусом стало то, что советские подводники учились у союзника, и их эффективность стала выше.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".