3 ноября 2024
USD 97.55 +0.11 EUR 106.14 +0.3
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Как пандемия влияет на вооруженные силы стран мира
Military армия коронавирус пандемия

Как пандемия влияет на вооруженные силы стран мира

Борьбу с эпидемией COVID-19 часто уподобляют войне. Сходств действительно хватает. И те, для кого война – призвание, уже включились в борьбу с распространением коронавируса. Военные развертывают дополнительные госпитали и участвуют в обеспечении карантина. А армейские специалисты помогают гражданским коллегам в изучении болезни. Но, как и на настоящей войне, военные несут и потери. Как именно COVID-19 повлиял на вооруженные силы разных стран мира, разбирался «Профиль».

©Shutterstock / Fotodom

Первые сигналы

В военной сфере первыми жертвами COVID-19 стали международные учения. В Норвегии в начале года должны были пройти маневры Cold Response 2020, цель которых – отработка действий в зимних условиях. Учения планировались масштабными – более 15 000 военнослужащих из семи стран НАТО – США, Великобритании, Нидерландов, Германии, Франции, Бельгии и Дании и двух нейтральных государств – Швеции и Финляндии. Подготовка к учениям началась в январе, когда в Норвегию перебросили первые подразделения, включая коммандос Королевской морской пехоты. Уже в конце февраля начались разговоры о возможной корректировке программы маневров. Значительная часть мероприятий была сначала отложена, а 11 марта норвежское правительство решило их и вовсе отменить.

Схожая судьба постигла и учения Defender Europe 2020. Запланированные как крупнейшие за последние 25 лет (более 20 000 военнослужащих), эти маневры должны были включать в себя как отработку собственно боевых действий (в первую очередь в Польше и Прибалтике), так и тренировки по переброске дополнительных американских военных формирований в Европу из США и из Западной Европы (Бенилюкс, Германия) в Восточную. Учения должны были продемонстрировать, что Америка может быстро развернуть крупные силы, если ей потребуется поддержать союзников.

Однако 11 марта Соединенные Штаты ввели 60-дневный запрет для военнослужащих на посещение стран, пораженных эпидемией, 12 марта президент Дональд Трамп объявил о прекращении перелетов между США и Европой, а 13 марта были остановлены все перевозки личного состава и военной техники. Вслед за главным мероприятием были отменены и связанные с ним маневры меньшего масштаба и более локального характера – Dynamic Front, Joint Warfighting Assessment, Saber Strike и Swift Response. Тех военнослужащих и технику, что уже успели на транспортных судах отправить в Европу, вернули домой, а учения, хоть и официально не отмененные, планируется провести в «ином формате и с меньшими силами».

Командующий EuCom генерал Уолтерс, впрочем, сообщил, что эпидемия «не сказалась на боевой готовности», а намеченные в рамках учений мероприятия все равно будут проведены, хоть и в меньшем объеме. По его оценке, к середине мая будет выполнено до 45% от исходных планов маневров.

©Shutterstock / Fotodom

Отступление перед вирусом

Во второй половине марта США и Франция начали сворачивать свою зарубежную военную активность. В частности, 26 и 29 марта американские войска покинули две базы на территории Ирака близ городов Мосул и Киркук.

27 марта в базу Апра на острове Гуам вошел авианосец «Теодор Рузвельт», прервавший боевую службу из-за заражения части команды коронавирусом. На тот момент болезнь была обнаружена у 25 моряков, но 31 марта разразился скандал: стало известно, что командир корабля Бретт Крозье запросил руководство о прекращении развертывания: число больных на борту превысило 100 человек. По данным газеты San Francisco Chronicle, сейчас их может быть уже вдвое больше. Командир корабля подчеркнул, что прямой военной угрозы, которой должен был бы противостоять «Теодор Рузвельт», сейчас нет, а раз так, то не стоит рисковать жизнями военнослужащих. Если бы такая угроза существовала, добавил Крозье, авианосец продолжил бы службу, борясь с распространением инфекции собственными силами.

Надо сказать, что авианосец представляет собой идеальную среду для распространения инфекции. Более 5000 человек, замкнутых в 320-метровом корпусе, физически не могут дистанцироваться друг от друга, а общая вентиляция переносит инфекцию между отсеками. Когда на борту уже сотня зараженных, бороться с распространением уже нет смысла – остается только проверить весь экипаж, отправив на берег всех заболевших.

Следы инфекции были обнаружены и на борту авианосца «Рональд Рейган», выполняющего роль «ядра» боевой группы сил передового развертывания ВМС США в Японии.

Жертвами COVID-19 стали не только американские авианосцы. 31 марта Нидерланды сообщили о досрочном прекращении боевой службы подлодки Dolfijn, у 15 из 58 членов экипажа которой обнаружились симптомы гриппа, а тесты показали наличие коронавирусной инфекции у восьми моряков. Лодка вернется на базу на две недели раньше запланированного срока, а экипаж отправят в карантин.

Помощь и поддержка

Тем не менее даже в условиях пандемии вооруженные силы остаются мощнейшими организациями, способными оказать весомую поддержку своим (и не только) странам в борьбе с COVID-19. Весьма показательно участие в этой борьбе Вооруженных сил России. В первую очередь это строительство 16 медицинских центров в 15 регионах страны, которые обеспечат более 1500 дополнительных мест для пациентов с коронавирусом. Кроме того, наращиваются мощности уже имеющихся военных госпиталей.

Отдельно следует отметить международные операции – в частности, командировку военных вирусологов в Италию с целью изучения природы активной вспышки инфекции в этой стране и переброску самолетом ВВС России груза медицинского оборудования в Соединенные Штаты.

Такие или схожие меры предпринимают и армии других стран. Так, ВМС США перебросили оба своих плавучих госпиталя с военно-морских баз Норфолк и Сан-Диего в ближайшие крупные города – Нью-Йорк и Сан-Франциско соответственно. Два плавучих госпиталя вместимостью по 1000 пациентов (с возможностью увеличения при необходимости) окажут поддержку системам здравоохранения этих мегаполисов, что особенно важно для Нью-Йорка, ставшего эпицентром заражения в США.

Вооруженные силы Франции начали операцию Resilience, цель которой – эвакуация в метрополию нуждающихся в сложных формах медицинской помощи людей из заморских департаментов – с Карибских островов, из Южной Америки, с островов в Индийском океане и т.д.

В некоторых странах, где введены жесткие карантинные режимы, военные обеспечивают их соблюдение оцеплением, патрулями, средствами наблюдения и контроля. Кроме того, там, где ситуация сложилась совсем плохая и смертность очень высока, как в итальянском Бергамо и ряде испанских городов, военные берут на себя вывоз тел, кремацию и захоронение.

Призыв и парад

В России, помимо всего прочего, вооруженным силам приходится искать ответы на еще два специфических вопроса: организация весеннего призыва на срочную службу и подготовка к параду Победы. В отношении призыва пока принято компромиссное решение: начнется он, как обычно, 1 апреля, но первые партии новобранцев отправятся к месту службы только 20 мая. Даты начала работы призывных комиссий при этом не оговаривались и, видимо, оставлены на откуп региональным властям: так, мэрия Ярославля сообщила, что комиссия начнет работу 13 апреля.

В то же время до сих пор не принято (или не обнародовано) решение о проведении парада в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Это весьма масштабное мероприятие – более 10 тысяч военнослужащих примут в нем участие только в Москве, а всего подготовку проходят несколько десятков тысяч человек и сотни единиц техники во многих городах и на военных базах в России и за ее пределами.

Если все же парад будет перенесен, то логичной датой представляется 24 июня – день проведения парада в 1945 году. Если же к этому времени ситуация с коронавирусом еще не будет нормализована, то парад можно сдвинуть на 2 сентября – день победы над Японией и окончания Второй мировой войны.

Перенос даты парада позволил бы, во-первых, снизить риск распространения коронавируса, а во-вторых, задействовать освободившиеся силы для обеспечения жесткого карантинного режима, если решение о вводе такового будет принято.

©TASS

Заказы и бюджеты

Когда закончится эпидемия, говорить пока рано, но сейчас можно сделать некоторые выводы о ее последствиях. Так, о сокращении оборонных расходов уже задумались многие страны мира, а военное производство было сокращено или остановлено. В частности, паузу взяли судостроительные компании Fincantieri (Италия) и Navantia (Испания). Учитывая, что в Европе эти две страны пострадали от COVID-19 сильнее всего, можно прогнозировать, что восстановление докризисных темпов будет небыстрым. Во Франции судостроение снизило активность, сосредоточившись на поддержании боеспособности французского атомного подводного флота и авианосца «Шарль де Голль».

Объемы работ вынуждены сокращать и судостроители других стран, равно как и переносить «вправо» запланированные мероприятия типа закладки новых кораблей и спуска на воду.

В авиакосмической сфере главный удар пришелся на гражданский сектор, где падение перевозок из-за эпидемии грозит массовым банкротством авиакомпаний и, как следствие, падением заказов на новые самолеты. В этой связи многим странам предстоит перераспределение военных бюджетов, в том числе ради спасения национальных авиапроизводителей, получавших с гражданского рынка значительную часть доходов. Для России эта проблема не так актуальна, поскольку серийного производства гражданской авиатехники, если не считать и так фактически дотируемый из бюджета SSJ-100, в стране просто нет. А спустя два-три года, к тому моменту как проходящий испытания авиалайнер МС-21 сможет выйти на линии, кризис так или иначе должен уже пройти наиболее острую фазу.

Прогнозировать долгосрочные последствия эпидемии в этой части довольно сложно, так как они начинают сливаться с последствиями собственно экономического кризиса, одним из проявлений которого стал обвал цен на нефть. Но, скорее всего, крупные государства с собственной развитой военной промышленностью будут использовать ее для поддержания национальных экономик через государственные расходы, в том числе на вооружение. А вот военным державам второго эшелона, оборонка которых критически зависит от поставок из-за рубежа, придется серьезно урезать свои планы – импорт военной техники грозит стать роскошью даже для тех стран, которые не очень сильно пострадали или пострадают от эпидемии. От кризиса гарантированно пострадают все.

Подписывайтесь на все публикации журнала "Профиль" в Дзен, читайте наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль