- Главная страница
- Статьи
- Кто на самом деле обеспечил успех одной из самых дерзких операций Кригсмарине во время Второй мировой войны
Кто на самом деле обеспечил успех одной из самых дерзких операций Кригсмарине во время Второй мировой войны
История про немецкого шпиона, которому британский Королевский флот «обязан» одной из самых громких своих потерь в первые месяцы Второй мировой войны, а германские ВМС – такой же громкой победой, регулярно всплывает в прессе по поводу и без. «Профиль» решил разобраться в легенде, расставив точки над «ё».
Прорыв немецкой подлодки на главную стоянку британского флота в Скапа-Флоу – один из ярчайших эпизодов как летописи Второй мировой войны, так и морской истории. Субмарина U‑47 под командованием капитан-лейтенанта Гюнтера Прина проникла в святая святых «владычицы морей» Великобритании, потопила там линкор «Ройал Оук» и ушла целой и невредимой. Такое событие не могло не обрасти различными мифами. Одним из них является легенда о немецком шпионе, скрывавшемся под личиной швейцарского часовщика, который помог Прину осуществить план прорыва на якорную стоянку британского флота.
Смелый план Карла Деница
Еще во время Первой мировой Скапа-Флоу была заманчивой целью для кайзеровских субмарин. Британский флот избрал эту природную гавань на Оркнейских островах для своей якорной стоянки. Все попытки немецких подводников проникнуть в нее для нападения на английские корабли заканчивались неудачей. Но это не означало, что попасть внутрь гавани было невозможно. Служившие проходами проливы плохо охранялись, но об этом немцы узнали лишь после окончания войны.
Версальский мир лишил Германию права иметь подлодки, но в 1935 году они вновь появились в составе ее военно-морских сил. С началом Второй мировой немцы вернулись к идее атаковать британский флот прямо в его главной базе. Командующий подводными силами Кригсмарине Карл Дениц считал, что такая операция имеет шансы на успех. В случае ее реализации он рассчитывал не только нанести урон противнику в виде потопленных или поврежденных линкоров и авианосцев, но и поднять престиж подводников в глазах Гитлера. Поэтому Дениц решил действовать. Сначала к Скапа-Флоу на разведку была послана подводная лодка U‑14, которая добыла ценные данные о течениях, маяках и системе обороны английской базы. Авиаразведка люфтваффе обеспечила штаб подводных сил хорошими снимками всех препятствий в каждом из проливов–проходов в гавань. Изучив их, Дениц пришел к выводу, что оборонительная система главной стоянки британского флота имеет изъяны. Основные входы защищались противолодочными заграждениями и охранялись сторожевыми кораблями. Но небольшим проливам англичане не уделили должного внимания, рассчитывая на то, что субмарина сквозь них пройти не сможет. Это было ошибкой.
Командующий подводными силами решил, что подводная лодка проскользнет в гавань через пролив Холм-Саунд, не защищенный сетями: «Полагаю, что проход там возможен ночью во время прилива. Самой большой трудностью является навигация».
Оставалось найти исполнителя. Выбор Карла Деница пал на капитан-лейтенанта Гюнтера Прина, командира субмарины U‑47, опытного моряка, обладавшего всеми нужными качествами. Выслушав начальника, Прин взял паузу на 48 часов для изучения деталей операции и затем ответил согласием. Так как она требовала максимальной секретности, о ней знали лишь несколько человек. Командующий подводными силами лично доложил гросс-адмиралу Эриху Редеру о своем плане, хотя ему для этого пришлось ехать из Киля в Берлин. Получив «добро», Дениц приступил к осуществлению своего плана.
В этот момент U‑47 находилась на базе, в Киле. Субмарина приняла на борт боезапас из электрических торпед типа G7е, которые не оставляли следов во время хода, в отличие от парогазовых «угрей» (жаргонное название торпед в немецком флоте. – «Профиль»). Пока экипаж подводной лодки готовился к выходу в море, ее командир ознакомил с заданием своего первого вахтенного офицера Энгельберта Эндрасса и штурмана Вильгельма Шпара. Оба были удивлены, но сомнений в осуществимости полученного задания не высказали.
«Черная суббота» британского флота
Подлодка Гюнтера Прина покинула Киль утром 8 октября 1939 года. Она осторожно и медленно пересекала Северное море, двигаясь к северу Шотландии. Ее командир сознательно избегал контактов с любыми судами, даже если они представляли собой заманчивые цели. Секретность удалось сохранить. U‑47 достигла Оркнейских островов утром 13 октября. Положив лодку на дно, Гюнтер Прин решил дождаться темноты. С наступлением сумерек субмарина всплыла и перед полуночью вошла в Холм-Саунд. Из него она попала в пролив Кирк-Саунд, следуя по течению прилива. Хоть и с трудностями, но Прин смог проникнуть через этот пролив в Скапа-Флоу. Но там он испытал величайшее разочарование – якорная стоянка была пуста! Главные силы флота находились в море. Лишь спустя полчаса ему удалось заметить два корабля: линкор «Ройал Оук» и авиатранспорт «Пегасус». Последний, впрочем, был принят немцами за линейный крейсер «Рипалс». U‑47 несколькими торпедными залпами пустила на дно «Ройал Оук». Линкор взорвался, перевернулся и затонул. На нем погибли 835 членов экипажа.
Несмотря на поднявшийся в Скапа-Флоу переполох, Прину удалось выскользнуть из гавани незамеченным, пройдя тем же путем. Отойдя подальше, лодка легла на дно, где ее экипаж слушал разрывы глубинных бомб, которыми теперь англичане пытались уничтожить «субмарину» на якорной стоянке. Вечером 14 октября U‑47 всплыла и взяла курс на Вильгельмсхафен, куда прибыла спустя трое суток. После этого Прин и его экипаж улетели в Берлин, где их встретили как триумфаторов.
В Лондоне настроения были совсем иные. Весть о торпедировании «Ройал Оука» подлодкой вызвала у англичан шок. Однако они отдали должное мужеству и мастерству команды U‑47. В своих мемуарах Уинстон Черчилль назвал действия ее командира «воинским подвигом». То же самое отметил историк адмиралтейства Стефан Роскилл в официальном труде о войне на море: «Теперь известно, что это действие было тщательно спланировано адмиралом Деницем, который был правильно информирован об относительно слабом состоянии защиты восточных проходов. Необходимо отдать должное и капитан-лейтенанту Прину за хладнокровие и целеустремленность, с которыми он реализовал план Деница».
Шпион в Скапа-Флоу?
Разумеется, действия Гюнтера Прина привлекли к себе внимание прессы, породившей немало мифов о его проникновении в Скапа-Флоу. Одним из них стала история о немецком шпионе, который помог U‑47 выполнить задуманное. Как писал исследователь Александр Корганов, 24 декабря 1947 года берлинская газета Die Kurier опубликовала статью «Человек, потопивший «Ройал Оук». В ней все лавры победителя приписывались вовсе не Прину, а некоему Альфреду Вехрингу – герою Ютландского сражения и офицеру немецкой морской разведки.
Согласно этой публикации, Вехринг сначала обучился часовому делу в Швейцарии, а в 1927 году прибыл в Англию как швейцарец Альфред Ортель. Под этим именем немцу удалось открыть часовую мастерскую и ювелирный магазин в городе Керкуолл на Оркнейских островах. Как отличный мастер, скромный и тихий человек, Ортель сумел завоевать уважение англичан, не подозревавших, у кого они ремонтируют свои часы.
Каждый месяц часовщик посылал письма в Цюрих своему отцу, которые на самом деле внимательно изучали в управлении военно-морской разведки в Берлине. В них Ортель детально описывал состояние британского флота, береговой обороны и пр. Одновременно с этим «швейцарец» собирал данные о базе в Скапа-Флоу. Перед самым началом войны он узнал о «дырке» в ее обороне – наличии прохода в ее восточной части. Ему удалось отправить сообщение с помощью радиопередатчика, которое принял военно-морской атташе в Гааге. В результате к Оркнейским островам отправили лодку Гюнтера Прина. Подойдя к Скапа-Флоу 13 октября 1939 года, Прин принял на борт часовых дел мастера с рулоном карт. Шпион виртуозно провел субмарину через все препятствия и вывел ее в гавань, где находился весь британский флот. Целью был выбран «Ройал Оук», стоявший последним в линии кораблей. Субмарина торпедировала этот линкор, который был ненавистен Вехрингу еще с Ютландского сражения. После этого она покинула Скапа-Флоу, увозя немецкого разведчика в Германию. Прибыв на родину, Альфред Вехринг встретился с адмиралом Канарисом и, доложив ему о выполнении задания, исчез. А куда он пропал, никому неизвестно.
Часовщик, которого не было
Эта статья в берлинской газете не имела автора и не содержала ни слова правды. Как писал Корганов, поначалу сей опус развлекал немецких морских офицеров. Но только не тех, кто имел отношение к реальной операции по проникновению U‑47 в Скапа-Флоу. Газетная утка бросала тень на разработчика плана действий Прина – гросс-адмирала Карла Деница, отбывавшего в это время тюремный срок по приговору Нюрнбергского трибунала. Вскоре бывшие офицеры его штаба стали получать письма от своих коллег из Кригсмарине с требованием объяснений на тему: а был ли шпион Альфред Вехринг?
Чтобы прекратить шумиху вокруг статьи, бывший начальник штаба Деница контр-адмирал Годт написал письмо в Die Kurier с осуждением публикации. Ответа не последовало. Но только скандал начал утихать, как 8 января 1949 года тему со шпионом подхватила английская газета Saturday Evening Post. В статье «Тайна германских подлодок в Скапа-Флоу» некто Берк Уилкинсон утверждал, что часовщик реально существовал. Автор статьи был лучше подготовлен и даже читал мемуары Прина и журнал боевых действий U‑47, опубликованный после войны. В результате ему удалось создать настоящую смесь правды и вымысла о действиях U‑47 в ночь с 13 на 14 октября 1939 года.
Статья Уилкинсона возродила интерес к загадочному шпиону, и вскоре европейские газеты запестрели заголовками о нем. Интересно, что, пока кипели страсти, британское адмиралтейство хранило молчание. Лишь в 1954 году вышел первый том официального труда об истории войны, написанный Стефеном Роскиллом, где впервые было изложено мнение адмиралтейства о прорыве Прина и потоплении «Ройал Оук». Разумеется, никаких немецких шпионов Роскилл не упоминал. Но поднятая на копье Уилкинсоном история о загадочном часовщике продолжала мелькать в западной прессе аж до 1958 года.
Конец этому мифу положили два журналиста, опубликовавших книги о Прине и Скапа-Флоу. В 1958 году в Германии вышла книга Вольфганга Франка «Бык Скапа-Флоу», а в 1959‑м в Великобритании увидела свет книга Александра Макки «Черная суббота». Последний посвятил истории загадочного Альфреда Вехринга целую главу, рассказывая в ней о возникновении мифа и давая ему детальное и подробное опровержение. После этого легенда о часовщике, потопившем «Ройал Оук», перешла в разряд военно-морских баек.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".