- Главная страница
- Статьи
- Летающие бомбы Киева: какие беспилотники использует ВСУ для нанесения ударов по российской территории
Летающие бомбы Киева: какие беспилотники использует ВСУ для нанесения ударов по российской территории
Десятки украинских дронов регулярно пытаются атаковать военные и гражданские объекты на территории России. Большинство из них не достигает цели, и все же мы то и дело видим сообщения о взрывах и пожарах на нефтеперерабатывающих заводах и нефтебазах, «прилетах» в жилые дома. Под ударами давно уже не только прифронтовые территории, но и Тульская, Ярославская, Московская и даже Ленинградская области. «Профиль» выяснил, какие системы использует противник для нанесения ударов в глубь страны, какой урон они способны наносить и как с ними бороться.
Кто прилетел
С января 2024 года на объектах нефтяной промышленности по всей РФ отмечено не менее двух десятков инцидентов – хлопков, пожаров и пр., которые центральные и местные СМИ связывали с возможными атаками украинских БПЛА (беспилотный летательный аппарат). Новые инциденты случаются каждую неделю, а география событий – от Брянска до Череповца, от Ростова до Ленинградской области. Сообщалось также, что удары дронов стали одной из причин, по которым производство бензина в стране за одну неделю – с 13 по 19 марта – снизилось почти на 4%. Из-за сокращения производства мы вынуждены закупать топливо у белорусских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ).
Западные ресурсы называли удары по российской «нефтянке» элементом «асимметричной войны», ставку на которую Киев сделал после провала летнего контрнаступления. Министр цифровой трансформации Украины Михаил Федоров в интервью германской Die Welt заявил, что украинские заводы в 10 раз по сравнению с прошлым годом нарастили производство БПЛА-камикадзе с дальностью полета от 700 до 1 тыс. км. Ранее официальные представители киевского режима анонсировали планы по выпуску 20 тыс. самолетов-снарядов дальнего действия.
Когда киевский режим впервые атаковал российские объекты, находящиеся за сотни километров от границы, у многих возникли вопросы. Откуда летят вражеские «беспилоты» – их запускают диверсанты с нашей территории или противник умеет строить БПЛА, способные преодолеть сотни километров? И почему российская ПВО позволяет украинским дронам спокойно летать через всю страну?
В действительности сделать тихоходный (скорость порядка 120–150 км/ч) «дальнолет», покрывающий тысячу километров, не так уж сложно. Ведь современный легковой автомобиль с бензиновым двигателем без особого труда «делает тысячу» на одной заправке. Так и легкий самолетик с хорошей аэродинамической схемой, выполненный из композитных материалов и оснащенный, скажем, двухтактным бензиновым мотором, на одной заправке может пролететь и 500 км, и тысячу, и даже больше. Боевая нагрузка таких аппаратов, как правило, невелика – до нескольких десятков килограммов. Причем чем дальше летит беспилотник, тем меньше взрывчатки он несет. Именно поэтому атаки на здания в Москве в августе прошлого года не имели сколь-нибудь серьезных последствий.
Система наведения самолетов-снарядов (иногда их ошибочно называют барражирующими боеприпасами) тоже предельно проста. В большинстве случаев у них отсутствует дистанционное управление, нет систем распознавания цели, головок самонаведения – только автопилот с загруженными координатами, к которым самолет-снаряд следует по GPS. С точки зрения функционала такие БПЛА – это крылатые ракеты «на минималках»: они летят в заданную точку и поражают статические объекты – крупные здания, заводы, взлетные полосы. К слову, примерно по такому же алгоритму работают и наши «Герани-2». Вот только ВСУ, по признанию украинской службы Би-би-си, стремятся разнообразить ассортимент своих самолетов-снарядов, чтобы затруднить их перехват российскими системами ПВО.
Разберем основные модели БПЛА, которые противник использует для нанесения ударов в глубь нашей территории.
Чем отличаются дрон-камикадзе и барражирующий боеприпас
Любой барражирующий боеприпас является БПЛА-камикадзе, но не всякий дрон-камикадзе можно назвать барражирующим боеприпасом. Это зависит от того, сколько времени аппарат способен находиться в воздухе и оснащен ли он системами наблюдения и распознавания цели.
Барражирующий боеприпас совмещает функции разведчика и БПЛА-камикадзе. Классический пример – израильский беспилотник IAI Harop, который находится в воздухе до 9 часов и пролетает 1100 км. На Harop стоит оптика, позволяющая наблюдать, искать цель и наводиться на нее. Беспилотник заранее направляется в заданный район и часами патрулирует его (барражирует), ведя разведку и осуществляя поиск. При обнаружении цели он атакует ее.
Российский «Ланцет» тоже оснащен оптикой, но назвать его барражирующим боеприпасом нельзя прежде всего из-за малого времени полета – всего 30–40 минут. Разведкой и поиском цели для «Ланцета» занимаются другие БПЛА или люди. Когда цель найдена, ее координаты передаются расчету «Ланцета», и тот производит пуск. Пока «хирургический инструмент» летит в заданный район, наблюдение за объектом ведет дрон-разведчик, он же при необходимости корректирует «Ланцет».
Еще один пример – российская «Герань-2», изначально иранский Shahed 136, который, в свою очередь, является упрощенной версией израильского БПЛА Harpy. «Герань-2» – это типичный самолет-снаряд, летящий по заданным координатам. Может преодолеть 2 тыс. км, но, в отличие от Harop, на нем нет систем наблюдения и поиска. Опции патрулирования «Герань» не имеет, следовательно, барражирующим боеприпасом не является.
«Лютый», «Бобер», «Рубака»
Пожалуй, самый известный у нас украинский самолет-снаряд – это БПЛА дальнего действия «Бобер» («Бобр», Beaver), выпускаемый компанией «Укрджет» (UkrJet). Впервые он был представлен в мае 2023-го. Именно «Бобры» врезались в небоскребы «Москва Сити» в августе прошлого года, когда ВСУ предприняли первую масштабную атаку по объектам в Белгородской, Брянской, Воронежской, Калужской, Орловской, Рязанской, Тульской, Псковской, Московской областях. Во Пскове тогда были повреждены четыре военно-транспортных самолета Ил-76.
Как самодельные FPV-дроны стали самым большим кошмаром для людей и техники в зоне СВО
«Бобер» – это БПЛА самолетного типа, выполненный по схеме «утка», когда рули высоты находятся в носовой части. Такое решение обеспечивает аппарату вертикальную маневренность и позволяет в нужный момент легче пикировать на цель. Длина аппарата – 2,5 м, размах крыла – 3 м, максимальная дальность – до 1 тыс. км. Взлетная масса – 150 кг, боевая часть – до 20 кг («Бобры», долетевшие до Москвы, несли заряды до 2 кг). Стоимость одного БПЛА, по украинским данным, – около $100 тыс.
«Бобер» считался довольно продвинутым аппаратом, что признавали и наши эксперты, однако система наведения по GPS сделала эти самолеты весьма уязвимыми к средствам радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Достаточно на определенной территории «заглушить» сигнал GPS, чтобы «Бобер» потерял ориентацию и рухнул не на цель, а «куда-нибудь». Правда, этим «куда-нибудь» вполне может оказаться жилой дом.
Одноклассник «Бобра» – БПЛА самолетного типа UJ-22 Airborne, также участвовавший в августовском налете на Москву, очень похож на беспилотник, атаковавший на прошлой неделе общежитие рабочих в Елабуге (возможно, это модификация UJ-22).
UJ-22 создан все той же «Укрджет» еще в 2021 году, используется в качестве разведчика, бомбардировщика и камикадзе. Имеет классическую самолетную схему (очертаниями напоминает винтовой самолет Cessna). Его длина – 3,3 м, размах крыльев – 4,6 м, максимальная взлетная масса – 85 кг. Используется двухтактный бензиновый двигатель, дальность управляемого полета – 100 км, на автопилоте может пролететь до 800 км, скорость – до 160 км/ч, максимальное время нахождения в воздухе – 7 часов. В качестве бомбардировщика UJ-22 несет неуправляемые авиационные бомбы, выполненные из 82-миллиметровых минометных мин.
Эти беспилотники не раз применялись для атак на объекты в центральных регионах России. Сообщалось о перехвате UJ-22 в Курской, Брянской и Смоленской областях, в районе Коломны и в Подмосковье.
Относительно новый и самый крупный из украинских «дальнолетов» – Liutyi («Лютый»). Использовался для нанесения ударов по российским НПЗ и нефтебазам в 2024-м, участвовал в атаке на город Энгельс в Саратовской области (там находится база ВКС Энгельс-2) в марте этого года. По дизайну «Лютый» напоминает турецкий «Байрактар», а также опытный украинский беспилотник АН БК-1 «Горлица». Длина самолета – 4,4 м, размах крыльев – 6,7 м, общая масса – до 300 кг, масса боевой части – до 75 кг, дальность полета – до 1 тыс. км, стоимость – около $200 тыс. Российские эксперты, анализируя видеозапись с атакой «Лютого» на НПЗ, высказывали предположение, что он может быть оснащен системой дистанционного управления.
Еще одна украинская новинка – компактный БПЛА «Рубака», представлен в августе 2023-го. Зафиксирована попытка атаки этого дрона на Брянскую область. Сообщается, что по своим характеристикам «Рубака» приближается к китайскому коммерческому беспилотнику Mugin-5 Pro. Дальность полета – 500 км, масса боевой части – от 2 до 15 кг, стоимость – порядка $35 тыс.
В конце прошлого года в украинских СМИ и Telegram-каналах появилась информация о создании нового БПЛА-камикадзе дальнего действия под названием AQ 400 Scythe («Коса»). Он позиционируется как ответ российской «Герани», хотя и выглядит совершенно иначе. Судя по доступным фото, это довольно угловатый самолет с толкающим винтом, скомпонованный по схеме «утка». Сообщается, что он способен доставить 32 кг взрывчатки на расстояние до 750 км, при сокращении дистанции боевая нагрузка может увеличиваться до 70 кг. Скорость БПЛА – чуть больше 140 км/ч, основная часть полета проходит на высоте порядка 3000 м, а при подлете к цели «Коса» опускается на 30 м, что затрудняет ее перехват средствами ПВО.
И о недавней атаке на ОЭЗ «Алабуга». Высказывалось предположение, что для удара мог использоваться беспилотный вариант сверхлегкого самолета А-22 Foxbat («Летучая лисица») украинской компании «Аэропракт». Он имеет длину 6 м, размах крыльев 9,5 м, вес пустого – 300 кг, максимальный взлетный вес – 450 кг. «Любой самолет можно сделать беспилотным», – прокомментировал атаку российский Telegram-канал «Разработчик БПЛА». Пилотируемый вариант А-22 имеет дальность полета менее 600 км, БПЛА, атаковавший «Алабугу», должен был пролететь около 1200 км.
Почему не все сбивают
Все перечисленные аппараты довольно легко сбиваются зенитными комплексами ближнего действия вроде «Тора» и «Панциря-С1». Проблема в том, что тот же «Панцирь» – штука весьма дорогая, а объемы его производства, скажем так, ограниченны. Если ориентироваться на экспортные контракты, стоимость одного комплекса варьируется от $13,15 млн до более $14,5 млн. По данным журнала The Military Balance, в 2022 году российские ВКС, ВМФ и войска ПВО имели в общей сложности менее 120 «Панцирей», при том что выпускаются они с 2008-го.
Разгоняющие туман: беспилотники в зоне СВО показали, какими будут войны будущего
Впрочем, до начала СВО много комплексов производилось на экспорт, сейчас поставки в войска должны быть значительнее. Осенью прошлого года представитель ГК «Ростех» Бекхан Оздоев заявил СМИ, что производство ракетных комплексов «Искандер» и ЗРК «Панцирь» увеличилось, но конкретных цифр не назвал.
Именно потому, что самолеты-снаряды эффективно перехватываются ПВО, противник старается не использовать их в зоне боевых действий, где концентрация средств противовоздушной обороны максимальна, а отправляет на объекты в глубь страны. А каждый НПЗ на российских просторах «Панцирем» и даже средствами РЭБ, увы, не прикроешь.
Но, как уже говорилось, «дальнолеты», атакующие объекты в глубине России, несут сравнительно маленькую боевую нагрузку – как правило, несколько килограммов. Для сравнения: боевая часть ракеты «Калибр» весит от 200 до 450 кг. Самая легкая из применяемых нашими ВКС фугасных авиабомб – ФАБ-100 – содержит 70 кг взрывчатки, плюс чугунный корпус, который позволяет пробивать небронированные цели.
Понятно, что ни «Бобер», ни UJ-22, ни «Лютый» с нашими ФАБами и «Калибрами» соперничать не могут. Попадания «Бобров» в высотки «Москва Сити» привели лишь к повреждениям фасада, но несущие конструкции, инженерные и технические системы не пострадали. Примерно такой же результат был от «прилетов» по многоэтажкам на Ленинском проспекте и на Профсоюзной улице. Повреждены фасады, выбиты стекла, но проломов или пробоин, какие остаются при попадании артиллерийских снарядов, нет.
Поэтому неприятель и выбирает в качестве целей для самолетов-снарядов «легковоспламеняющиеся» объекты – нефтеперерабатывающие заводы, топливные склады, аэродромы. И если брать в расчет планы Киева по наращиванию своей «армии дронов», число подобных атак будет расти.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".