5 мая 2024
USD 91.69 -0.36 EUR 98.56 -0.08
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Армия дронов Киева – реальность или пропагандистский миф?
Military беспилотники БПЛА дроны Украина

Армия дронов Киева – реальность или пропагандистский миф?

Киев обещает в текущем году создать и выставить против российской армии целую армию дронов. Недавно военным руководством Украины была утверждена специальная доктрина применения беспилотных систем, а президент Владимир Зеленский подписал указ о выделении «беспилотных сил» в отдельный род войск. «Профиль» выяснил, какие беспилотники есть в распоряжении ВСУ и в чем заключается главная опасность дронов противника.

Украинский солдат запускает FlyEye WB Electronics SA

©Efrem Lukatsky/AP/TASS

Содержание:

Беспилотный калейдоскоп

Если верить украинским СМИ, в прошлом году силовые структуры страны получили от своих производителей более 100 тыс. боевых беспилотников всех типов, плюс были заключены контракты на поставку еще 300 тыс. аппаратов 67 различных моделей. В мае 2023-го министр цифровой трансформации Украины Михаил Федоров рапортовал о подготовке 10 тыс. операторов беспилотных систем (БпС), в конце года украинские медиа сообщили, что их подготовлено около 20 тыс., кроме того, сформированы и действуют более 60 рот ударных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).

Как самодельные FPV-дроны стали самым большим кошмаром для людей и техники в зоне СВО

Сегодня ВСУ располагают беспилотными системами (собственными и иностранными), способными действовать в воздухе, на земле и на море. Парк БПЛА включает аппараты всех классов – от тяжелых средневысотных машин типа турецких «Байрактаров» до сверхлегких разведывательных вертолетиков Black Hornet Nano от норвежской фирмы Prox Dynamics.

Отличительной чертой беспилотной войны является то, что в ней нет постоянных «героев» – нет образцов, способных длительное время доминировать на поле боя и даже просто сохранять эффективность на протяжении долгого времени. Любая система мгновенно устаревает, как только подбираются эффективные средства противодействия ей. А происходит это довольно быстро. Мы помним, как в первые месяцы СВО турецким «Байрактарам» удалось нанести удары по незащищенным российским колоннам. Но когда в войска поступили современные комплексы ПВО ближнего действия – «Панцирь», «Бук-3», «Тор», – запасы этих беспилотников у ВСУ резко сократились, а оставшиеся в наличии были спрятаны в защищенных ангарах. Затем много и громко обсуждались поршневые беспилотники-камикадзе «Бобер» украинской разработки – они смогли долететь до Москвы, а также поразить несколько военных и хозяйственных объектов в разных регионах России. Но вот российские средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ) стали давить сигнал GPS, по которому наводятся «Бобры», и их звезда также быстро закатилась.

Однако самая жаркая борьба между средствами защиты и нападения развернулась в сегменте малых БПЛА – здесь новые решения появляются чуть ли не каждый месяц. Конкуренция ведется уже не между конкретными образцами, а между алгоритмами производства и снабжения войск.


«Стриж», «Бобер» и «Баба Яга»

Реактивные беспилотники-камикадзе Ту-141 «Стриж» являются переделками советских разведывательных БПЛА конца 1970-х. Производились Харьковским авиастроительным заводом с 1979 по 1989 год. Длина – 14,3 м, размах крыльев – 3,9 м, максимальная дальность полета – до 1 тыс. км. Использовались для атак на военные аэродромы в Рязанской и Саратовской областях в декабре 2022-го.

БПЛА-камикадзе самолетного типа «Бобер» производится концерном «Укроборонпром», выполнен по схеме «утка», когда рули высоты находятся не в хвостовой части, а в носовой, – данная схема значительно повышает вертикальную маневренность аппарата. Длина – 2,5 м, размах крыльев – 3,5 м. Поршневой бензиновый двигатель и большой запас топлива позволяют «Бобру» пролетать тысячу километров. Наведение осуществляется по GPS. Максимальная боевая нагрузка – 75 кг, при полной заправке может снижаться до нескольких килограммов. Стоимость одного самолета – порядка $100 тыс.

«Баба Яга» – обобщенное название беспилотных бомбардировщиков на базе сельскохозяйственных дронов, как правило, гексокоптеров. Управляются с помощью глобальной спутниковой системы Starlink. Несут боевую нагрузку до 50 кг. Скорость – около 40 км/ч, высота полета – около 30 м, в полете издают громкий звук. Используются в основном как ночные бомбардировщики.

Беспилотный аппарат Ту-141 "Стриж"
©Shutterstock/Fotodom


Война нестандартов

Принято считать, что унификация и стандартизация в военном деле – это не просто хорошо, а жизненно необходимо. Унификация облегчает военное производство, логистику, обучение личного состава и т. д. Простейший пример: любой автоматный магазин под патрон калибра 5,45 мм подойдет к любой модели автомата Калашникова под тот же патрон – от первого образца АК-74 до последней модификации АК-12. Только представьте, какой бы ад начался, если бы каждая модель автомата (АК-74, АКС-74У, АК-105, АК-12) требовала уникальных магазинов, собственных боеприпасов или специальной смазки.

Разгоняющие туман: беспилотники в зоне СВО показали, какими будут войны будущего

С боевыми дронами все с точностью до наоборот. Практика боевого применения беспилотников показала, что стандартизация (набор определенных частот, протоколов и даже узлов) делает их уязвимыми к средствам РЭБ. Первыми это ощутили на себе операторы коммерческих дронов, используемых для разведки или переделанных в импровизированные бомбардировщики. Поскольку диапазоны коммерческих частот всем известны, то такие БПЛА удавалось нейтрализовывать относительно легко. Самый массовый и «навороченный» коммерческий дрон – Mavic от компании DJI – оказался и самым уязвимым, ибо DJI выпустила устройство под названием AeroScope, помогающее обезвреживать собственные беспилотники. AeroScope может в реальном времени обнаруживать канал связи между пультом оператора и БПЛА, определять местоположение оператора и дрона, отслеживать полетный маршрут последнего и даже определять его серийный номер.

На втором году боевых действий противоборствующие стороны пришли к выводу, что вместо применения чужих готовых решений выгоднее создавать собственные, уникальные. Тем более что цифровизация всех областей жизни и стремительное развитие индустрии коммерческих БПЛА сделали данный сегмент сверхдоступным. Любой желающий сегодня может собрать и даже сконструировать дрон. На интернет-ресурсах приобретаются компоненты – моторы, пульты управления, камеры, контроллеры полетов; какие-то элементы можно сделать самостоятельно, написать свое, уникальное программное обеспечение, настроить систему управления на нужные частоты.

«У нас штабелями лежат дроны противника, там найти повторяющиеся – это целая проблема. Они все имеют разные радиоканалы, разные системы управления, разные системы сброса», – заявлял в своем интервью директор Центра комплексных беспилотных решений Дмитрий Кузякин. Эти же слова повторил «Профилю» один из участников боевых действий, заметив, что такое разнообразие крайне затрудняет борьбу с беспилотниками: имеющиеся «глушилки» и «дронобойки» часто оказываются неэффективными. Ведь не существует универсальной системы РЭБ, способной «ловить все, что летает». Антидроновые ружья и стационарные системы, которые ставятся на автомобили и бронетехнику, могут подавлять сигнал GPS, давить его либо перехватывать управление на определенных частотах. В случае удачи вражеский дрон садится либо теряет управление и улетает в произвольном направлении. Но это работает лишь в том случае, когда частоты и протоколы управления известны заранее или удается их подобрать.

Таблица Классификация беспилотных летательных аппаратов ВСУ
©"Профиль"

На практике, как только бойцы начинают перехватывать тот или иной тип вражеских дронов, появляются новые аппараты, работающие на другой частоте или на другом протоколе. Протоколом в программировании называется набор правил, определяющих обмен данными между программами. Применительно к БпС на одной частоте могут использоваться разные протоколы, и это затрудняет перехват управления. А еще меняются системы пилотирования, полетные контроллеры и т. д. В результате средства РЭБ, которые успешно работали вчера, сегодня становятся неэффективными.

Какие беспилотники наилучшим образом проявили себя во время СВО

И напротив, попытка стандартизировать производство, наладить массовый выпуск однотипных беспилотников приводит к тому, что противник довольно быстро учится их сажать. К сожалению, у нашей стороны есть в этом плане негативный опыт. В прошлом году российские военные чиновники пытались наладить массовое производство удачной модели FPV-квадрокоптера. Была выбрана компания-производитель, выделено финансирование, и уже пошли рапорты о тысячах дронов, которые получает армия. Но масштабирование производства привело к падению качества, а главное, противник через какое-то время стал эффективно «глушить» эти БПЛА, и тысячи дронов, уже поставленных военным, утратили актуальность.

Эксперты говорят, что победу в «беспилотной гонке» одержит тот, кто сможет наладить максимально гибкое производство, позволяющее, во-первых, оперативно менять характеристики БПЛА (частоты управления, протоколы) и, во-вторых, предлагать не «прокрустово ложе» в виде одного решения для всего фронта, а набор решений, адаптированных под конкретные подразделения. Задача, мягко говоря, нетривиальная. Корреспонденту «Профиля» известны случаи, когда волонтерские группы поставляли в части беспилотники собственной разработки и те лежали без дела либо бились в считаные дни, поскольку никто не умел работать с данным конкретным оборудованием.


Плавающие бомбы

Особой гордостью ВСУ считают безэкипажные катера – Sea Baby, MAGURA (Maritime Autonomous Guard Unmanned Robotic Apparatus), «Мамай». С их помощью Украина провела атаку на Крымский мост, а также атаковала ряд кораблей Черноморского флота.

Беспилотные катера довольно легко обнаруживаются акустическими системами для отслеживания подводных лодок, разработанными еще в советское время. Украинские надводные дроны оснащены водометными движителями наподобие водных мотоциклов, работа которых слышна на большом расстоянии. По утверждению российских военных, большая часть безэкипажных катеров неприятеля уничтожается в открытом море.

Беспилотный катер Magura V5
©Daniyar Sarsenov/Ministry of Digital Transformation of Ukraine via AP/TASS


Ответите лично

Надо признать, что украинская сторона нашла способ совместить несовместимое. Власти предложили всем желающим заняться производством дронов и их поставкой в войска, а государство, в свою очередь, взялось оплатить то, что сделано. Был брошен клич: все, кто умеет, начинайте собирать дроны, кто не умеет – учитесь; была разработана и внедрена специальная система дистанционной подготовки на основе обучающих видео. Некоторые отечественные наблюдатели поначалу отнеслись к этой затее с иронией, мол, «армию дронов» будут клепать всякие самоделкины у себя в гаражах. Ирония оказалась напрасной: распространение информации и технологий действительно позволяет за несколько месяцев научить человека «паять дроны», а специалиста-айтишника – писать под них специальное ПО. Разумеется, сделать что-то путное получается не у всех.

Что такое барражирующие боеприпасы, и почему их все чаще используют в боевых действиях

Согласно украинским источникам, уже в 2023 году в стране действовало не менее 200 небольших компаний, артелей, инициативных групп, занимающихся сборкой БПЛА (в основном FPV-дронов). А на рынке появилось огромное количество наработок как по железу, так и по «софту». Часто компании предлагали решения, отталкиваясь от имеющихся в наличии оборудования и материалов. Например, привычный карбон при изготовлении рам может заменяться алюминием, фанерой или комбинацией фанеры и алюминия – не все ли равно, если дрону лететь в один конец.

При этом каждая компания или группа производителей завязана на одно или несколько конкретных подразделений – поддерживает с ними постоянную связь и несет перед ними ответственность. Контакт с клиентом позволяет вносить оперативные изменения в конструкцию аппарата, менять частоты, программную прошивку. И все это без набора бюрократических процедур. Конечно, это работа в «серой зоне», и санкции за брак или срыв поставок могут носить неформальный или незаконный характер.

В сухом остатке мы имеем ситуацию, когда новое средство ведения войны потребовало не только технических, но новых управленческих и производственно-логистических решений. Кто быстрее найдет и освоит их, тот получит преимущество в этом противостоянии.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».