23 сентября 2025
USD 84.02 +0.43 EUR 98.96 +0.08
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Монстры глубины: как разминировали Чёрное море после Второй мировой войны

Монстры глубины: как разминировали Чёрное море после Второй мировой войны

Официально военные действия на Чёрном море завершились 16 сентября 1944 года. Однако советский Черноморский флот, флоты Румынии и Болгарии еще полтора десятилетия осуществляли боевое траление, устраняя опасность для судоходства. Поставлена ли точка в давней минной войне?

морская мина

©Philip Lange/Shutterstock/Fotodom
Содержание:

Средство защиты и нападения

Первыми морские мины в период Второй мировой войны на Чёрном море начали ставить румыны, когда в июле 1940-го из-за Бессарабии обострились отношения между Москвой и Бухарестом. Менее чем за год на подходах к портам Сулина и Констанца появились пять минных заграждений из 1000 мин и почти 1800 минных защитников.

В ночь с 21 на 22 июня 1941-го самолеты Люфтваффе сбросили несколько неконтактных донных мин на входе в Северную бухту Севастополя. До 4 июля было поставлено, по советским данным, 44 мины, по германским – 91 мина. Некоторые упали на город и взорвались как обычные авиабомбы.

В ответ командование Черноморского флота ввело в действие свой план создания оборонительных минных заграждений. Уже к 21 июля у Севастополя, Одессы, Новороссийска, Батуми, в Керченском проливе выставили 7115 мин и 1404 минных защитника. Поскольку запасы истощились, в дальнейшем активность в решении задачи заметно снизилась. До конца войны советские моряки на Чёрном и Азовском морях выставили еще 2326 мин и минных защитников, доведя общий счет до 10.845.

«Вклад» немцев и румын – 2500 мин и около 7000 минных защитников. Самое масштабное применение авиационных донных мин, представлявших наибольшую опасность, зафиксировано в Керченском проливе: в период с 7 апреля по 12 мая 1942 года самолеты Люфтваффе сбросили их здесь более 360 штук.

Немалую долю внесли и союзники СССР по антигитлеровской коалиции. Английская и американская авиация сосредоточила усилия на судоходной части Дуная – от устья до Вены. На протяжении 1930 км реки с воздуха было поставлено более 3300 мин, то есть средняя плотность заграждений составила 1,6 мины на километр.

Солдаты немецкого вермахта, устанавливающие мины в Черном море

Немецкие солдаты устанавливают мины в Черном море, декабрь 1942 года

Vostock Photo

Флот несет потери

Серьезные потери в минной войне на Чёрном море понес советский флот. В конце июня 1941-го на немецких заграждениях подорвались эсминец «Быстрый», шаланда «Днепр», буксир СП-12 и 20-тонный плавучий кран.

Не меньшую угрозу представляли и свои минные заграждения. Вследствие ошибок (навигационных) и рокового стечения обстоятельств на них были потеряны: два эсминца, торпедный катер, два сторожевых катера, гидрографическое судно, три транспорта, танкер, буксир, две паровые шхуны, два сейнера и баржа. Еще один эсминец и два транспорта получили серьезные повреждения.

Пока шла война, тральные силы противоборствующих сторон обеспечивали безопасность прохода своих кораблей и судов через минные заграждения, очищали акватории военно-морских баз и портов. Например, за время обороны Севастополя наши тральщики уничтожили 69 немецких донных мин.

Первое минное заграждение: как "адские машины" защитили Санкт-Петербург во время Крымской войны

Флоты Германии и Румынии в 1941–1942 годах очищали от мин, как советских, так и собственных, воды у румынского порта Сулина, Одессы, Николаева и Очакова. Тем же самым они занимались в январе-феврале 1943-го в гаванях Севастополя и Анапы. После поражения под Сталинградом и Курском, когда фронт начал откатываться на запад, решалась уже прямо противоположная задача.

В частности, в 1943 году на подходах к Ялте, Феодосии и Новороссийску, в Азовском море и Керченском проливе, в других районах было выставлено 4776 мин и 1119 минных защитников, образовавших около полусотни заграждений. Последнюю крупную операцию немцы и румыны провели в устье Дуная летом 1944-го.

Задание от наркома

Мины на Чёрном море, на Балтике, на северных морях не позволяли в полной мере использовать порты на освобожденной территории, препятствовали судоходству. Учитывая масштабы проблемы, подготовка к ее решению началась загодя.

В марте 1944 года приказом наркома ВМФ адмирала Николая Кузнецова был создан отдел послевоенного траления Главного морского штаба. В апреле – июне в составе Черноморского флота сформировали три бригады траления. Ранее таких специализированных соединений не существовало. Зона их ответственности включала Чёрное море, кроме пролива Босфор и территориальных вод Турции, а также реку Дунай.

Послевоенное траление хотели провести в три этапа. На первом – очистить гавани, рейды, фарватеры, связывающие военно-морские базы и порты. На втором – провести поверхностное (на глубину 30 м) контактное траление районов постановок якорных мин. На третьем – осуществить глубоководное (придонное) траление якорных мин, поставленных с углублением более 30 м.

Искать и уничтожать донные неконтактные мины вне фарватеров изначально не планировали. Руководствовались тем соображением, что по прошествии пяти лет, то есть после 1945 года, такие мины якобы не могут сработать: аккумуляторы через 10–15 лет полностью разрядятся.

Между тем именно донные неконтактные мины представляли особую опасность. Они имели магнитные, акустические или комбинированные взрыватели, на них устанавливали приборы срочности (время активации с момента постановки) и приборы кратности (взрыв после прохождения определенного количества кораблей).

На Чёрном море ощущался дефицит тральщиков, многие корабли находились в плохом техническом состоянии. К тому же отечественные неконтактные тралы не отличались надежностью. Поэтому к разминированию акваторий баз и портов привлекали водолазов. Ситуация несколько улучшилась в октябре 1944-го, когда флот получил британские электромагнитные тралы.

К 1953 году траление на Чёрном и Азовском морях в основном было закончено. По оценкам специалистов, в период войны и в ходе послевоенного траления было уничтожено 3518 мин. Не так много, учитывая, что воюющие стороны выставили примерно 20.000 мин и минных защитников.

Линейный корабль Новороссийск в Севастополе, начало 1950-х годов

Линейный корабль "Новороссийск" в Севастополе, начало 1950-х годов

Wikimedia Commons/Public Domain

Тайна гибели «Новороссийска»

К сожалению, полностью решить задачи разминирования не удавалось. Пример – Севастополь и Балаклава, где траление возложили на первую бригаду тральщиков Черноморского флота. С помощью электромагнитных тралов было уничтожено 40 донных мин, две обезвредили водолазы, одну взорвали глубинными бомбами. Но затем на вроде бы безопасных участках подорвались тральщик и буксир.

Самая масштабная катастрофа произошла в ночь с 28 на 29 октября 1955 года: на внутреннем рейде Севастополя взорвался и затонул линкор «Новороссийск». По официальному заключению, сработала неконтактная донная мина времен войны.

Это противоречит выводам «Отчета по результатам разминирования неконтактных донных мин, произведенных на ЧФ в 1952 году». Из документа следует, при разоружении 15 донных мин их электробатареи показали при нагрузке напряжение, равное нулю, и не могли обеспечить воспламенение детонатора для подрыва.

Морские дроны: беспилотники против "рогатой смерти"

Была и альтернативная версия, мол, катастрофа – дело рук итальянских боевых пловцов, которые спасли честь своей страны. Основания для ее возникновения есть: линкор достался СССР в качестве трофея при разделе итальянского флота, в котором он носил имя «Джулио Чезаре».

Как бы то ни было, но после гибели корабля севастопольскую гавань еще раз обследовали водолазы. Они прошли по дну буквально рука об руку с интервалом в один метр. И обнаружили 32 донные мины типа RMH и LMH, причем одну – на расстоянии всего 300 м от якорной бочки, где стоял «Новороссийск».

Нельзя исключать, что на дне бухты могла лежать мина, способная сработать. Зимой 2004-го дайверы-любители вытащили на берег в черте города «ржавую смерть» времен Великой Отечественной. Опасную находку изучили саперы. Вывод шокировал: напряжение батареи спустя 60 лет оказалось достаточным для приведения в действие взрывателя.

Подрыв подводной якорной мины, произведенный саперами МЧС на диком пляже

Подрыв подводной якорной мины, произведенный саперами на пляже в Крыму, 2009 год

ИТАР-ТАСС/ Алексей Павлишак

Полной уверенности, что все мины в Чёрном море обезврежены, нет. 8 июня 2017 года в Севастополе в 320 м от берега на глубине 17 м обнаружили очередную донную мину. Сотрудники МЧС и флотские минеры провели сложнейшую операцию по ее уничтожению.

В 2019-м морскую якорную мину нашли у мыса Тонкий в Геленджикской бухте. Она лежала на глубине трех метров поблизости от причала. Корпус полностью проржавел, и саперы, не рискнув перемещать, подорвали ее на месте.

Можно предположить, что потенциально опасен и Дунай. Известно, что к 1948 году военные моряки СССР, Югославии, Румынии и Болгарии протралили реку от Вены до устья. Уничтожили 459 донных неконтактных мин примерно из 3300, поставленных американскими и английскими летчиками. Вопрос, где остальные и насколько они безопасны для судоходства, остался открытым.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".