24 апреля 2024
USD 93.29 +0.04 EUR 99.56 +0.2
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Морские дроны: беспилотники против "рогатой смерти"
Military беспилотники

Морские дроны: беспилотники против "рогатой смерти"

После Второй мировой войны ведущие морские державы первостепенное внимание уделяли совершенствованию минного оружия. Для эффективной борьбы с этой угрозой потребовались новые технические решения. Так появились дроны, способные обнаруживать и обезвреживать донные и якорные мины.

Военнослужащие используют кран для перемещения подводного беспилотника SeaFox в море перед испытательным запуском

Подводный беспилотник SeaFox

©MARTIN ZIEMER/EPA-EFE/Vostock Photo

Содержание:

Полное погружение

Советский самоходный телеуправляемый подводный аппарат (СТПА) «Луч-3», предназначенный для поиска донных мин, был спроектирован и построен в 1963 году. Управление осуществлялось по кабелю. СПТА на многое был способен, но проект свернули, и в серийное производство дрон не запустили.

Советский самоходный телеуправляемый подводный аппарат "Луч-3"

Советский самоходный телеуправляемый подводный аппарат "Луч-3"

Vostock Photo

При боевом тралении на всех флотах применяют автономные суда в качестве прорывателей минных заграждений. В 1966–1980 годах на Петрозаводском заводе «Авангард» было построено 10 тральщиков проекта 1253 «Алмаз», в том числе две единицы с радиоуправлением. Без экипажей их можно было использовать для обезвреживания донных магнитных мин – закладки и подрыва шнуровых зарядов.

Морские дроны: разрушительное оружие для "вечного мира"

В 1979–1986 годах Средне-Невский судостроительный завод построил пять телеуправляемых рейдовых (речных) прорывателей минных заграждений проекта 1300 «Челнок», в 1990-м – два корабля-водителя проекта 12255 «Лазурит». Эти небольшие корабли можно было транспортировать к месту применения железнодорожным, автомобильным и водным транспортом.

На флотах стран НАТО ситуация развивалась примерно в том же направлении. Легендарным можно назвать французский СТПА PAP-104, разработанный на рубеже 1960–1970-х годов, которым оснащены тральщики проекта «Сирсе». Алгоритм применения такой: после обнаружения гидроакустической станцией миноискания на дне подозрительного объекта для его классификации с тральщика опускают дрон. Если подтверждается, что это донная мина, на нее укладывают подрывной заряд, и PAP-104 возвращается на борт корабля. Подрыв осуществляется дистанционно – по гидроакустическому каналу. Также в арсенале французского подводного «сапера» есть манипулятор-резак для перерезания минрепов якорных мин. РАР-104 может действовать на удалении до 500 м от корабля-носителя на глубинах до 300 м при волнении моря до трех баллов.

Боевое применение в Персидском заливе

Свою эффективность СТПА подтвердили во время войны в Персидском заливе 1990–1991 годов. Флот Ирака выставил около 2000 мин, включая новейшие донные мины «Манта» (Manta) итальянской разработки. На первом этапе на них подорвались американские вертолетоносец «Триполи» (флагманский корабль противоминных сил) и крейсер «Принстон». Для ликвидации минной угрозы была развернута группировка в составе 23 кораблей. Работу французских тральщиков с PAP-104 затрудняли сильные течения и ограниченная видимость, многие мины были занесены песком. Но СТПА сработали надежно: в общей сложности было обезврежено 1150 иракских мин различных типов, включая донные.

Эффективными беспилотными аппаратами, применяемыми для поиска морских мин, по праву считают норвежские REMUS (Remote Environmental Monitoring Units – устройства для удаленного мониторинга окружающей среды). Они выпускаются в четырех вариантах комплектации. Наиболее востребованный на рынке – REMUS 100. Цифры обозначают максимальную рабочую глубину – 100 м. Вес дрона – от 29 до 49 кг, скорость – до 5 узлов, время работы – 22 часа (при скорости 3 узла) или 8 часов (при скорости 5 узлов).

Операторы беспилотных подводных аппаратов перемещаютREMUS 100 для исследовательской миссии по поиску мин

Беспилотный аппарат REMUS 100

Barney Low/Vostock Photo

Норвежские беспилотники успешно применялись в Персидском заливе при разминировании прибрежных вод Ирака в 2003 году. По некоторым данным, шесть REMUS 100 Великобритания передала Украине в 2022 году для поиска и обезвреживания мин, выставленных украинскими же ВМС в северо-западной части Черного моря.

Морские дроны: почему беспилотникам почти не нашлось применения во Второй мировой

Следует понимать, что REMUS 100 не оснащается подрывным зарядом. Его функционал – обследование заданной акватории, обнаружение мин и передача координат. Ликвидацией опасных находок занимаются водолазы.

Эту миссию могут успешно выполнять и морские беспилотники – малогабаритные уничтожители мин. Например, SeaFox C («Сифокс») фирмы Atlas Elektronik (серийно производится с 1998 года). Его вес – 43 кг. Аппарат снабжен телекамерой и кумулятивным зарядом. Управление – по кабелю с корабля-носителя на расстоянии до 1 км. SeaFox подрывается вместе с миной по команде оператора. Существует и многоразовый вариант SeaFox Cobra с отделяемой боевой частью.

«Сканда»: размер имеет значение

Аналогичные разработки поступали на вооружение отечественного ВМФ. В начале 1970-х был создан комплексный искатель-уничтожитель мин КИУ-1. Он состоял из гидроакустической станции МГ-79 и самоходного телеуправляемого ликвидатора мин СТИУМ-1. В дальнейшем был создан СТИУМ «Кетмень», ставший частью КИУ второго поколения, и начаты работы над СТИУМ третьего поколения «Маршрут». Это должно было обеспечить паритет советского ВМФ с флотами вероятного противника в минно-тральных силах. Помешал развал СССР – работы над «Маршрутом» прекратили.

В конце 1990-х государственное научно-производственное предприятие (ГНПП) «Регион» приступило к созданию комплекса с гидроакустической станцией миноискания на самоходном телеуправляемом подводном аппарате. Этот беспилотник получил на вооружение морской тральщик «Вице-адмирал Захарьин», построенный в 2009 году на Средне-Невском судостроительном заводе.

В 2002-м Центральное морское конструкторское бюро (ЦМБК) «Алмаз» возобновило приостановленный несколькими годами ранее проект базового тральщика «Александрит» в корпусе из стеклопластика. Головной корабль серии «Александр Обухов» был передан ВМФ в декабре 2016 года. За пять лет построили шесть тральщиков, а всего их должно быть около 50.

Базовый тральщик "Александр Обухов"

Базовый тральщик "Александр Обухов"

Анатолий Медведь/РИА Новости

«Александриты» отличает не только уникальный материал корпуса, но и наличие современной интегрированной системы поиска и уничтожения мин (ИСПУМ). Новинку презентовали в 2019 году на Петербургском Международном военно-морском салоне. ИСПУМ предназначен для обнаружения с помощью гидроакустической и телевизионной систем морских мин на глубинах от 10 до 300 метров. Он способен работать при волнении моря до трех баллов. Радиус действия самоходного аппарата на максимальной глубине – 500 м, скорость – 3–6 м/с.

Первоначально на тральщиках проекта «Александрит» планировали установить французские безэкипажные катера Inspector MK II. Несколько штук, несмотря на санкции, введенные после возвращения Крыма и Севастополя в состав России в 2014 году, были закуплены. Однако «французы» не подошли по размерам (девятиметровый катер можно только вести на буксире), и их заменили на отечественные беспилотники «Сканда».

Следующим этапом развития противоминных сил флотов мира станет одновременное использование надводных, подводных и воздушных дронов. Интерес представляет бельгийско-голландский проект City, который реализуется с 2021 года. Программа предусматривает строительство к 2030-му 12 кораблей-маток водоизмещением 2800 т. Они будут нести безэкипажные катера Inspector 125, оснащенные подводными дронами и легкими механическими тралами, а также БПЛА вертолетного типа Skeldar V-200. Таким образом, морские роботы-саперы возьмут на себя решение самых опасных задач.

Окончание следует.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».