25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Морские дроны: разрушительное оружие для "вечного мира"
Military беспилотники первая мировая война

Морские дроны: разрушительное оружие для "вечного мира"

Современную войну на море невозможно представить без беспилотных аппаратов. Дроны – воздушные, надводные и подводные – способны наносить удары, вести разведку, защищать военно-морские базы. Об истории создания, развития и применения этого оружия – рассказ «Профиля».

FL катер проекта германского инженера Вильгельма фон Сименса

Беспилотный катер FL фирмы Siemens-Schuckert

©Vostock Photo

Содержание:

Изобретение Николы Теслы

Радиоуправляемая модель беспилотника Николы Теслы, 1898 г.

Радиоуправляемая модель беспилотника Николы Теслы, 1898 год

Wikimedia Commons

Предтечей всех современных морских дронов можно считать телеуправляемый кораблик (длина около 1,8 м) известного ученого Николы Теслы (1856–1943). Презентация первого в мире беспилотника состоялась в 1898 году на выставке в «Мэдисон-Сквер-Гарден» в Нью-Йорке. В патенте «Описание метода и аппарата по управлению механизма движущихся судов или транспортных средств» отмечена возможность боевого применения. Для этого корабль следовало снарядить взрывчаткой.

Примечательно, что Никола Тесла позиционировал изобретение как инструмент предотвращения вооруженных конфликтов. «Гарантированная и безграничная разрушительность моего изобретения позволит установить и поддерживать вечный мир среди народов», указал он в патенте. Остается сожалеть, что мечта ученого оказалась недостижимой.

В первом десятилетии XX века по проектам германского инженера Вильгельма фон Сименса были построены управляемые по радио и проводам катера. С началом Первой мировой войны работы в этом направлении активизировались. Инициатором создания боевых морских дронов – как сказали бы сейчас, дронов-камикадзе – выступила фирма Siemens-Schuckert, использовавшая довоенные наработки.

В сентябре 1915 года кайзеровский флот разместил заказ на катера FL (Fernlenkboot – лодка с дистанционным управлением). Всего в строй вступили 17 надводных беспилотников. Они имели водоизмещение 6 тонн, несли 230 кг взрывчатки, развивали скорость 28–30 узлов. Дроны управлялись с берега, сигналы передавались по кабелю (длина – 20 км, вес – 800 кг). Подрыв взрывчатки осуществлялся либо контактным взрывателем, либо по сигналу оператора, либо происходила самоликвидация – при обрыве кабеля.

FL выходят на цель

Для наведения FL на побережье Северного моря и на Балтике построили специальные вышки высотой 30 м, с которых обеспечивалась видимость до 25 км. В дальнейшем в качестве корректировщиков использовали самолеты и дирижабли. Это позволило увеличить радиус действия телеуправляемых катеров до 50 км. К осени 1917-го на катерах FL-8, FL-14, FL-16 установили аппаратуру радиоуправления, что позволило увеличить дальность действия катеров до 100 км. И все же успехи ударных надводных беспилотников кайзеровского флота были весьма скромными.

Первая результативная операция с участием телеуправляемых катеров датирована 1 марта 1917 года. FL-7 был наведен на мол в передовом пункте базирования британского флота на бельгийском побережье. Взрыв полностью разрушил сооружение на протяжении 50 м.

Морские дроны: почему беспилотникам почти не нашлось применения во Второй мировой

У побережья Фландрии приоритетными целями беспилотников считались британские мониторы, обстреливавшие германских позиции. 6 сентября 1917 года во время атаки был потерян FL-8. 28 октября немцы взяли реванш. В районе бельгийского порта Остенде FL-12 атаковал монитор «Эребус», следовавший в охранении 15 кораблей. Катер нанес удар в правый борт корабля. Взрывом был разрушен противоторпедный буль, сдетонировал боезапас в кормовом погребе. Несмотря на серьезные повреждения, монитор остался на плаву и после двухнедельного ремонта вернулся в строй.

Немцы применили морской беспилотник и против русских кораблей. 3 ноября 1917 года в Рижском заливе FL-4 попытались вывести в атаку на эсминец Балтфлота. Безуспешно: катер был потоплен артиллерийским огнем.

Из-за низкой результативности и неустойчивой работы систем радиоуправления девять FL переоборудовали в обычные сторожевые катера, вооружив 37-миллиметровыми пушками. Таким образом, первый опыт использования морских ударных беспилотников в войне на море нельзя назвать в полной мере успешным.

Как линкоры превращали в роботов

Самыми крупными морскими дронами можно считать корабли-мишени. В 1920-м в США в строй вступил первый из них: линкор (бывший эскадренный броненосец) «Айова», построенный в 1896 году, был переоборудован в корабль-цель СВ-4. Длина линкора составляла 110 м, ширина – 22 м, осадка – 7,3 м, полное водоизмещение – 11528 т. Система дистанционного управления машинами и рулем, разработанная фирмой «Дженерал Электрик», позволяла кораблю выполнять пять простейших радиокоманд, менять курс, скорость. Это дало возможность максимально приблизить учебные артиллерийские стрельбы и авиационное бомбометание к условиям реального боя. Экипаж выводил СВ-4 в район учений, переходил на другие корабли, после чего управление мишенью осуществляли по радио.

Линкор "Айова" в качестве радиоуправляемой мишени у берегов Панамы, 1923 год

Линкор "Айова" в качестве радиоуправляемой мишени у берегов Панамы, 1923 год

U.S. Naval History and Heritage Command Photograph/Wikimedia Commons

В дальнейшем американцы переоборудовали в радиоуправляемый корабль-цель линкор «Юта» (в составе ВМС – с 1911 года, длина – 159 м, ширина – 26,9 м, осадка – 8,6 м, полное водоизмещение – 23400 т). Любопытный факт: огромный корабль благополучно пережил множество артиллерийских учений, после начала Второй мировой войны использовался для подготовки расчетов зенитных орудий. Погиб 7 декабря 1941 года во время нападения авиации японцев на Перл-Харбор.

Аналогичные «Юте» и «Айове» телеуправляемые мишени в разные годы использовали флоты Великобритании, Германии, Италии и Японии. СССР в 1946 году получил закованный в броню немецкий дрон по репарациям. Речь о бывшем эскадренном броненосце «Гессен», построенном в начале XX столетия. В середине 1930-х этот устаревший линкор переоборудовали в корабль-цель: вместо паровых машин установили турбины, а угольные котлы заменили на котлы на жидком топливе. Система радиоуправления «Сименс» могла выполнять 200 команд, включая постановку дымовой завесы и даже имитацию ответного огня. В качестве корабля управления использовался миноносец «Блиц».

Корабль-мишень "Гессен"

Корабль-мишень "Гессен"

Wikimedia Commons

После смены военно-морского флага «Гессен» переименовали в «Цель», а «Блиц» – в «Выстрел». Оба корабля вошли в состав Балтийского флота. В отличие от немецкого периода службы, во время учений на борту «Цели» оставалась часть экипажа. Моряки за опасные условия службы получали двойной оклад, усиленный паек, выслуга лет шла из расчета год за два. В строю «Цели» и «Выстрел» оставались до конца 1950-х годов.

В настоящее время надобности в дронах-монстрах нет. Их заменяют радиоуправляемые катера, физические поля которых современными методами можно имитировать под любой тип корабля. Это широко используется при учебных пусках противокорабельных ракет с различными системами самонаведения.

Продолжение следует.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».