"По компасу в ад": какие катастрофы случались с американскими подлодками
2 апреля 1863 года во время шторма у мыса Гаттерас затонула подлодка «Аллигатор», входившая в состав флота Союза североамериканских штатов. Тогда обошлось без жертв, но этот инцидент положил начало летописи аварий и катастроф подплава ВМС США. Насколько же велик этот список?
«По компасу в ад»
Героиней первой значимой аварии с человеческими жертвами стала «Грампус» – субмарина класса «Планджер». 10 декабря 1910 года на ней взорвался бензиновый двигатель, в результате чего погиб один член экипажа. Инцидент показал опасность таких двигательных установок на подлодках – в дальнейшем их стали оборудовать дизельными двигателями. А первым «стальным гробом» для американских подводников стала субмарина F-4, затонувшая 25 марта 1915-го недалеко от Гавайских островов из-за аварии аккумуляторной батареи. Весь экипаж, состоявший из 21 человека, погиб. Это была первая потеря управляемой подводной лодки ВМС США в море. В августе 1915-го F-4 подняли со дна, что стало первой подобной операцией для водолазов американского флота.
Еще одну субмарину ВМС США потеряли 17 декабря 1917 года на учениях у Сан-Диего (Калифорния). Маневрирование на поверхности подводных лодок F-1 и F-3 обернулось катастрофой – они столкнулись. В результате F-1 ушла на дно за считанные секунды, став могилой для 19 подводников. Выжили лишь пять человек, стоявшие вахту на мостике.
В 1920 году американский флот лишился еще двух субмарин. 12 марта на мель в заливе Магдалена (Мексика) села Н-1. Большей части ее экипажа удалось вплавь добраться до берега, но четыре человека, включая командира, утонули. Подлодку удалось снять с камней с помощью буксира, но вскоре после этого она затонула.
А 1 сентября во время испытаний в заливе Делавэр из-за аварии во время погружения погибла субмарина S-5. Этот инцидент стал одним из самых примечательных случаев выживания экипажа подлодки в чрезвычайной ситуации.
Оказавшись на 55-метровой глубине, моряки не отчаялись и продолжали бороться за жизнь. Не имея возможности откачивать воду из носового отсека, подводники продули кормовые цистерны, после чего корма лодки поднялась над поверхностью. Затем они в течение 36 ч. безуспешно пытались пробить в корпусе дыру, чтобы выбраться наружу. На их счастье корму S-5 заметил пароход «Алантус». Выстукивая морзянку по корпусу лодки, его морякам удалось выяснить, что экипаж субмарины еще жив. Запросив название подлодки и ее нацию, они затем простучали вопрос: «Куда следуете?». Ответ подводников S-5 стал поистине легендарным: «По компасу в ад».
На «Алантусе» не было радио, поэтому флажной сигнализацией он связался с другим судном. На том нашлись инструменты, чтобы сделать дыру в корме лодки, через которую смогли вылезти все 38 подводников, включая командира Чарльза Кука. Сама же S-5 затонула во время неудачной попытки отбуксировать ее в порт.
«Есть ли надежда?»
Подлодка О-5 была несчастливым кораблем. Первая авария произошла на ней 6 октября 1918 года, тогда из-за взрыва батареи погибли два ее офицера, включая командира Джорджа Тревера. Спустя пять лет, 28 октября 1923-го, О-5 столкнулась с пароходом «Абангарец» у берегов Панамы. Большая часть экипажа, 16 человек, спаслись прежде, чем субмарина затонула на глубине 12 м. Но трое членов команды оказались не столь удачливы. Особого упоминания заслуживает торпедист Генри Бро. Рискуя собственной жизнью, он в момент аварии бросился в носовой отсек, чтобы разбудить спавшего там Лоуренса Брауна. В итоге оба моряка оказались в ловушке. Задраившись в отсеке, они провели в нем 31 ч., ожидая помощи. Тем временем наверху спасатели вели работы по подъему лодки. Им удалось поднять ее нос над водой и открыть люк, выпустив подводников наружу. Позже за «героизм и преданность долгу» Бро получил Медаль Почёта – высшую военную награду США, став первым членом экипажа подводной лодки и единственным рядовым подводником, удостоенным такой чести.
Следующая катастрофа произошла 25 сентября 1925 у острова Блок (штат Род-Айленд): пароход «Сити оф Роум» протаранил и потопил подлодку S-51. Из 36 подводников удалось выжить лишь троим.
Битва в Коралловом море: как впервые авианосцы встретились в бою
А 17 декабря 1927 года у берегов Массачусетса корабль береговой охраны «Полдинг» случайно протаранил S-4, на которой погиб весь экипаж. Несколько подводников тогда пережили первоначальное затопление, но затем оказались в ловушке на борту ушедшей на дно субмарины. Во время спасательных работ водолазы смогли определить, что шесть человек еще живы, выстукивая морзянку по корпусу субмарины. Подводники простучали вопрос спасателям: «Есть ли надежда?» и получили ответ: «Надежда есть. Делается все возможное». Но плохая погода помешала спасти моряков.
После этого в истории катастроф подводных сил США наступила 12-летняя пауза, прерванная подлодкой «Скуалус». 12 мая 1939 года эта субмарина типа «Сарго» начала серию испытательных погружений после капитального ремонта. 18 попыток были удачными, но утром 23 мая, во время 19-й попытки, «Скуалус» затонула на глубине 74 м из-за отказа главного индукционного клапана. В результате затопления кормовых отсеков лодки 26 подводников погибли сразу, но 33 моряка в носовых отсеках остались живы.
«Скуалус» была обнаружена на дне подлодкой «Скалпин», установившей с ней связь. После этого начались спасательные работы под руководством лейтенант-коммандера Чарльза Момсена – пионера в деле спасения людей с подлодок и изобретателя «легких Момсена» – ребризера, используемого американскими подводниками в качестве аварийного спасательного снаряжения.
Во время этой операции впервые была применена спасательная камера Макканна – устройство для вызволения экипажа с подводной лодки, которая не может всплыть на поверхность. Мотивом к его изобретению стали упомянутые выше инциденты с S-51 и S-4. Благодаря камере Макканна и грамотным действиям спасателей 33 моряка «Скуалус» остались живы, а четыре флотских водолаза были награждены Медалью Почёта.
После нескольких неудачных попыток «Скуалус» была поднята, отремонтирована и переименована в «Сейлфиш» и уже под этим именем прославилась во время Второй мировой войны. Но память о катастрофе была так сильна, что командир лодки обещал высадить на берег любого члена экипажа, кто хоть раз произнесет ее старое название. Это привело к тому, что подводники начали шутливо именовать субмарину – «Скуалфиш».
Последней предвоенной катастрофой стала гибель подлодки O-9, затонувшей 19 июня 1941 года у Портсмута во время глубоководного погружения. Все 33 члена экипажа погибли. Тогда водолазы поставили рекорды выносливости, обнаружив подводную лодку на глубине 140 м, прежде чем дальнейшие усилия по ее спасению были признаны слишком опасными.
От Второй мировой до наших дней
Во время Второй мировой США потеряли 52 подлодки, из которых по меньшей мере шесть погибли из-за аварий или посадки на мель. К примеру, 12 июня 1943-го R-12 затонула по неизвестной причине во время учений у Флориды. Пятеро членов экипажа на мостике спаслись, но остальные 42 человека погибли. Также неизвестно, что случилось с S-28, погибшей 4 июля 1944 года с 42 подводниками на борту, во время учений у Гавайев. Ее обломки были обнаружены лишь в 2017 году.
Операция "Паукеншлаг": как "литавры" Деница разбудили Америку
Другой причиной небоевых потерь служил «дружественный огонь». 24 января 1942 года американский корабль ПЛО в темноте принял S-26 за немецкую субмарину, протаранил и потопил ее. Спаслись лишь три подводника, 46 погибли. 15 октября 1943 года пропала без вести подлодка «Дорадо», которая, возможно, была атакована и потоплена американским самолетом. А 4 октября 1944-го в Тихом океане в своем 15-м походе погибла «Сиволф», вероятно, потопленная по ошибке американским же эсминцем. На ее борту находились 83 члена экипажа и 17 армейских пассажиров.
После войны список катастроф продолжила субмарина «Кочино». 25 августа 1949 года, когда лодка находилась в Норвежском море, на ней произошел пожар. Экипаж 14 ч. боролся с огнем, но взрыв батарей свел на нет его усилия. Подлодка «Таск» сняла команду «Кочино» прежде, чем та затонула. При этом шесть членов экипажа «Таск» погибли: их смыло в море. На «Кочино» же погиб один человек.
28 мая 1959-го стало последним днем подлодки «Стиклебэк». Во время учений у Перл-Харбора ее протаранил эсминец, после чего субмарина затонула. В этот раз обошлось без жертв, экипаж успели спасти.
Рейд Дулиттла: как американцы расквитались с Японией за Перл-Харбор
После этого настала череда катастроф в атомном подводном флоте США. Первым случаем стал пожар на лодке «Сарго» 14 июня 1960 года, унесший жизнь одного подводника. После этого американцы потеряли две атомных субмарины «Трешер» и «Скорпион».
«Трешер» затонула 10 апреля 1963 года восточнее Бостона во время проведения послеремонтных глубоководных испытаний. На ней погибли 112 членов экипажа и 17 гражданских работников верфи. Флотская комиссия предположила, что произошел разрыв сварного шва в системе трубопроводов с соленой водой, что привело к затоплению и остановке реактора. В результате лодка не смогла удержаться на нужной глубине и затем всплыть. Но точная причина, приведшая к ее потере, неизвестна и по сей день.
«Скорпион» была потеряна 22 мая 1968-го в Северной Атлантике. Все 99 членов экипажа погибли. Существует много версий причин ее гибели – от неисправного устройства для удаления мусора до атаки советской подводной лодки. Выводы официальной комиссии, расследовавшей катастрофу, ясности не добавляют: «причина потери "Скорпиона" не может быть установлена из имеющихся в настоящее время доказательств». Единственное, в чем уверены эксперты: вероятность потопления «Скорпиона» другой подлодкой равна нулю.
После этих катастроф в ВМС США произошли еще два инцидента с гибелью подводников. 24 апреля 1988 года в результате пожара на лодке «Бонфиш» у берегов Флориды погибли три члена экипажа. Ее повреждения были настолько серьезными, что лодку списали. А 8 января 2005 атомная субмарина «Сан-Франциско» на большой скорости врезалась в подводную гору к югу от Гуама. В результате удара один член экипажа погиб и 98 получили ранения и травмы различной тяжести.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".