25 апреля 2024
USD 93.29 +0.04 EUR 99.56 +0.2
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Под двумя флагами: необычная судьба немецкой подлодки U-570
Military Великобритания Вторая мировая война Кригсмарине подлодки

Под двумя флагами: необычная судьба немецкой подлодки U-570

Во время Второй мировой войны в Битве за Атлантику приняли участие сотни немецких субмарин. Большинство из них было потоплено противолодочными силами союзников, став «стальными гробами» для своих экипажей. Из тех, кто уцелел, своей историей выделяется подлодка U-570. Ей довелось повоевать и под немецким, и под британским флагом. Это произошло из-за капитуляции немецкого экипажа, сдавшего корабль англичанам в первом же боевом походе. Заполучив невредимую вражескую субмарину, британцы сначала тщательно ее изучили, а затем включили в состав своих подводных сил. Так бывшая немецкая лодка превратилась в субмарину Его Величества «Граф», приняв участие в войне на стороне союзников по антигитлеровской коалиции.

U-570

©Wikipedia

Одна из многих

Когда в сентябре 1939-го началась война, в составе немецких военно-морских сил, кригсмарине, было около полусотни подводных лодок, лишь половина из которых была пригодна для действий в океане. Поскольку этих сил было явно недостаточно для блокады Великобритании, Германия развернула строительство новых субмарин. Упор делался на постройку средних лодок типа VIIC. По мнению командующего подводным лодками рейха адмирала Карла Деница, они хорошо подходили для действий в Атлантике, где их можно было использовать для нападений на конвои торговых судов, сводя в «волчьи стаи».

Суперсубмарины Третьего рейха: был ли шанс на успех?

Пополнять состав кригсмарине «семерки» начали в 1940–1941 годах. U-570 была одной из первых 20 субмарин этого типа. Ее командиром стал капитан-лейтенант Ганс-Йоахим Рамлов, поднявший военно-морской флаг на своем корабле 15 мая 1941 года. Правда, с экипажем были проблемы. Из 43 подводников U-570 лишь четверо ранее служили на субмаринах и бывали в боевых походах. Остальные же, как и их командир, такого опыта не имели.

Такие проблемы с кадрами были обусловлены стремительным ростом немецкого подводного флота. Набор велся не столь тщательно, как в довоенное время, а обучение подводников шло по укороченной программе. Другой проблемой стало сокращение времени подготовки команд новых подлодок после их вступления в строй. В первой половине 1941 года кригсмарине все еще не хватало субмарин для ведения войны в Атлантике. Поэтому каждой новой подлодке на испытания и тренировки экипажа отводилось лишь три месяца. В результате вступившая в строй в мае U-570 должна была завершить программу тестов и тренировок уже в августе.

Последний месяц испытаний новой «семерки» проходил в Норвегии, куда Рамлов привел корабль в середине июля 1941-го. Во время практических занятий в одном из норвежских фьордов на лодке произошла авария. Уклоняясь от английского самолета, она повредила нос, ударившись о дно во время срочного погружения. Этот инцидент вскрыл еще одну проблему. Получив после оккупации Норвегии и Франции новые базы, немецкий флот вместе с ними получил «головную боль» в виде нехватки квалифицированных рабочих для обслуживания там кораблей. Из-за этого ремонты велись медленно и часто некачественно. К примеру, на U-570 так и не смогли отремонтировать шумопеленгаторную станцию, поскольку никто в Норвегии не знал, как это делается.

Навстречу капитуляции

Утром 24 августа 1941 года U-570 вышла в первый поход. Сразу же ее команда пала жертвой морской болезни. Подлодка перестала быть боевой единицей, так как экипаж с трудом справлялся со своими обязанностями. Но капитан прерывать поход не стал. Лодка вышла в Атлантику и начала охоту на конвои южнее Исландии. Так как ее шумопеленгаторы были неисправны, поиск целей Рамлов проводил визуально – в надводном положении. Это было ошибкой, так как его позиция находилась в радиусе действий английской авиации, базировавшейся на аэродромах в Исландии, что сыграло в судьбе U-570 роковую роль.

Перед полуднем 27 августа U-570 всплыла, не проверив в перископ, нет ли в небе самолетов. В результате лодку заметил и атаковал бомбардировщик из 269-й эскадрильи Королевских ВВС. Хотя «семерка» попыталась погрузиться, английские летчики успели сбросить на нее глубинные бомбы. Их взрывы потрясли неопытный, измученный морской болезнью экипаж. Немцы запаниковали, решив, что их лодка тонет, а ее батарея уже выделяет хлорный газ из-за попадания воды. Хотя это было неправдой, подводники бросили свои посты и помчались в центральный отсек, ища там спасения. Рамлов попытался увести лодку на глубину, но электромоторы не работали из-за перегоревших предохранителей. Заменить их было некому, так как электрики убежали из кормового отсека.

Взрывами U-570 выбросило на поверхность, но серьезных повреждений она не получила. Подлодка могла бы погрузиться снова без особого риска, так как круживший над ней самолет израсходовал бомбы. Опытный командир так бы и поступил. Но у Рамлова все вышло из-под контроля. Поверив крикам о хлоре и воде в отсеках, он приказал своим людям покинуть корабль, подготовив его к затоплению. Но из этих двух приказов выполнен был только первый. Когда англичане увидели вылезавших на палубу немцев, то решили, что экипаж субмарины хочет дать последний бой. Но каково же было удивление пилотов, когда подводники начали махать белой рубашкой – U-570 сдалась.

Замечательный трофей

Бомбардировщик радировал начальству о произошедшем. К месту происшествия были немедленно высланы все находившиеся в том районе корабли и самолеты. Они имели строгий приказ – любой ценой не дать немцам затопить лодку. Поэтому первый подошедший к U-570 британский траулер сигнализировал подводникам, что если они затопят свой корабль, то будут расстреляны в воде. Однако Рамлов не собирался отправлять субмарину на дно. Конечно, в темноте он мог сбежать от англичан, запустив дизели. Но такой вариант Рамлов даже не рассматривал. Командир «семерки» и его экипаж решили, что сопротивление бесполезно и война для них закончилась. Они сдались и желали только одного – чтобы их спасли.

Почему накануне Второй мировой Британия была не готова к борьбе с немецкими субмаринами

С подходом других кораблей, англичане начали операцию по транспортировке U-570 в Исландию. Они сняли немецкую команду с лодки и отправили на нее абордажную партию. Осмотрев субмарину, ее члены не обнаружили признаков затопления и признали «семерку» пригодной к буксировке. Несмотря на бурное море, англичанам удалось подать на субмарину тросы, и корабли потянули ее к исландскому побережью. С большим трудом им удалось выбросить U-570 на мель у рыбацкой деревни Эйрарбакки утром 29 августа. Так как о захвате подлодки в Исландии знали много людей, скрывать происшедшее было бессмысленно. Лондон не только объявил о захвате вражеской субмарины, но и приложил все усилия, чтобы эта новость получила максимальное освещение в газетах и на радио.

Вскоре в Рейкьявик прибыли английские специалисты для исследования трофея. Спустившись внутрь, они обнаружили, что пол отсеков залит неприятной смесью из протухшей пищи, нефти и морской воды. Некоторые приборы были разбиты, но никаких признаков затопления лодки и хлорного газа не было. За исключением небольших повреждений она выглядела целой и вполне функциональной. Англичане пришли к выводу: немцы выдумали уточку хлора, чтобы их быстрее спасли. U-570 перегнали из Исландии в Великобританию, где лодку тщательно изучили. Американцев и англичан впечатлили толщина ее прочного корпуса, качество немецкой сварки, отличные шумопеленгаторы, а также «мечта командира подлодки» – вращавшийся в рубке перископ с сиденьем для капитана.

Во время допроса в Лондоне экипаж U-570 выдал дополнительные сведения о лодке. Немцы предпочли сотрудничать с англичанами, хотя это и было чревато для них неприятными последствиями. Подводники были уверены, что, когда вермахт высадится в Англии, они попадут под трибунал за сдачу корабля. Но, хотя Британия так и не была оккупирована, ответить за капитуляцию им все же пришлось. Когда англичане отправили офицеров U-570 в лагерь для военнопленных, там их ждал «суд чести» командиров других немецких субмарин во главе с подводным асом Отто Кречмером. На нем Рамлова и его старпома признали виновными. Последний, желая искупить вину, бежал из лагеря, чтобы уничтожить «семерку», но был убит во время побега.

«Немка» под британским флагом

Уинстон Черчилль хотел по максимуму использовать капитуляцию U-570 в политических играх. Как писал американский историк Клэй Блэйр, британский премьер намеревался послать ее на ремонт в США, чтобы продемонстрировать американцам свой успех. Затем у него возникла идея отдать захваченную «семерку» югославским подводникам. Однако Адмиралтейство настояло, что трофей нужно сделать частью британских подводных сил. 5 октября 1941 года U-570 вошла в состав флота Великобритании как субмарина Его Величества «Граф». Ее первым командиром стал заслуженный подводник – лейтенант Эдвард Норман, уже отметившийся на Средиземном море потоплением итальянского крейсера «Армандо Диас».

Цена ошибки: при разгроме арктического конвоя «Марина Раскова» был поставлен рекорд по числу жертв

В течение года английский экипаж готовил бывшую немецкую лодку к боевым действиям. В первый поход под британским флагом она вышла 8 октября 1942-го под командованием лейтенанта Питера Мэрриота, когда Адмиралтейство отправило «семерку» в Бискайский залив охотиться на немецкие субмарины. 21 октября она совершила первую в своей истории торпедную атаку. Мишенью для «Граф» стала однотипная ей U-333. И хотя Мэрриот посчитал цель «возможно потопленной», U-333 уцелела, увернувшись от его смертоносных «сигар».

Второй раз английская «семерка» поучаствовала в бою в канун 1943 года. В это время союзники возобновили движение конвоев в северные порты СССР. Лодка Мэрриота вместе с другими субмаринами прикрывала конвой JW-51, державший курс в Мурманск. Немецкая эскадра крейсеров и эсминцев пыталась уничтожить суда конвоя. Сражение между ней и эскортом JW-51 вошло в историю как «Новогодний бой». Потерпев поражение, немецкие корабли ушли в Норвегию. Мэрриот атаковал их на пути отхода, но успеха не добился. Его субмарина неудачно выпустила торпеды по немецким охотникам на подлодки, приняв их за «два эсминца». Этот эпизод стал последним в боевой карьере «Граф».

Конец корабля, конец капитана

После возвращения из Арктики «семерка» больше не участвовала в боевых действиях. На время союзники сделали из субмарины «кинозвезду», снимая ее в роли немецкой подводной лодки в пропагандистских фильмах о Битве за Атлантику. Однако этот период длился недолго. Вскоре Британское адмиралтейство решило, что субмарину проще списать, чем тратить время и силы на ее ремонт. В феврале 1944-го «немка» была отправлена на слом на одну из шотландских верфей. Но тут в судьбу лодки вмешался сам Нептун, решивший, что ее конец не должен быть столь бесславным. Во время буксировки «семерки» в Шотландию на море начался сильнейший шторм, выбросивший лодку на мель у острова Айлей, ставшего для нее последним пристанищем. Ее разрушенный морем и ветрами корпус находится и ныне там.

Так завершилась необычная история подводной лодки, которой во время Второй мировой довелось служить под двумя флагами. Судьба ее капитана сложилась тоже непросто. Англичане держали его вместе с пленными пилотами люфтваффе, поскольку «суд чести» Кречмера сделал командира U-570 изгоем среди подводников. Вернувшись в Германию после войны, Рамлов жил со своей семьей в городке Рейнфельден, на швейцарской границе, стараясь не привлекать к себе внимания. Он умер в 1967 году, презираемый своими бывшими коллегами, не простившими ему сдачу корабля противнику.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».