Радар против подлодки: как англичане победили лучших подводных асов рейха
За время Второй мировой войны противолодочные силы антигитлеровской коалиции потопили свыше пятисот немецких боевых субмарин. Сделать это удалось благодаря использованию радаров – средства поиска надводных целей. 17 марта исполняется 80 лет первому успешному радарному обнаружению немецкой подлодки английским кораблем, закончившемуся ее уничтожением. В этот же день была поставлена точка в истории успеха двух известных подводных асов Германии – Йоахима Шепке и Отто Кречмера.
Радарная гонка
Открытие немецким физиком Г. Герцем электромагнитных волн и их способности отражаться от твердых предметов положило начало веку радиолокации. В 1897 году это подтвердил и русский ученый А. Попов во время опытов радиосвязи между кораблями на Балтике. Немецкий изобретатель К. Хюльсмайер стал первым, кто целенаправленно использовал радиоволны для обнаружения металлических объектов на расстоянии. В 1904-м он продемонстрировал возможность обнаружения корабля в густом тумане. В том же году Хюльсмайер получил ряд патентов в области радиолокации, в том числе и на свою радарную систему, которую назвал «телемобилскопом».
Почему накануне Второй мировой Британия была не готова к борьбе с немецкими субмаринами
Работы над совершенствованием радиолокационного оборудования продолжались в разных странах, как в годы Первой мировой, так и в последующий период. Стимулом служила перспектива использовать радар в военных целях. Любопытно, что Великобритания оказалась здесь аутсайдером, с запозданием начав создавать аппаратуру, способную вести наблюдение за объектами на море или в воздухе. Лишь в середине 1930-х страх перед растущими военно-воздушными силами Германии побудил англичан ускорить работы в этой области. Уже к сентябрю 1939-го они добились успехов, сумев развернуть сеть береговых радарных станций для раннего обнаружения немецких самолетов.
Кроме того, британцам удалось создать небольшие бортовые радары для самолетов и кораблей. Адмиралтейство полагало, что они помогут бороться с подлодками. Но эти приборы были еще очень примитивными и не способными точно засечь такую небольшую цель, как рубка субмарины. Кроме того, приоритет был отдан усовершенствованию бортовых радаров истребителей, тогда как развитие радиолокационных станций (РЛС) кораблей и самолетов противолодочной обороны (ПЛО) находилось в тупике.
Решение проблемы
Миниатюризацией радаров занималась исследовательская группа министерства авиации Великобритании. К концу 1939-го ей удалось создать модель бортового радара ASV для самолетов ПЛО, но тесты показали ее неэффективность. Руководивший работами Р. Уолтон-Уатт пришел к выводу, что создание мини-радаров противоречит законам физики. Потерпев неудачу, министерство обратилось за помощью к ученым Бирмингемского университета, которые смогли решить поставленную задачу.
Как отмечает американский историк К. Блэйр, физик М. Олифант вместе со своими коллегами Д. Рендаллом и Г. Бутом решили, что им необходимо создать совершенно новую электронную лампу, способную генерировать мощные высокочастотные радиоволны для обнаружения таких объектов, как самолеты и подлодки. Иначе говоря, речь шла о создании усилителя нового типа, способного фокусировать радиоволны.
Английским ученым удалось это сделать с помощью американского физика А. Халла, который до войны придумал альтернативу радиолампе, назвав свое изобретение магнетроном. В этом устройстве поток электронов управлялся магнитным полем, а не электрическим. Но Рендалл и Бут использовали в своей работе не изобретение, а лишь идею Халла, позволившую им разработать резонаторный магнетрон, открывший путь к созданию эффективного бортового радара для кораблей и самолетов.
Первые испытания нового прибора Рендалл и Бут провели 21 февраля 1940 года. Не имея понятия о выходной мощности резонаторного магнетрона, они подключили к нему автомобильные фары, надеясь получить хотя бы тусклое свечение. Но его мощность оказалось столь большой, что фары перегорели. Работу прибора смогли поддержать лишь неоновые прожекторы, позволившие ученым произвести замеры длины волны и выходную мощность, составившие 9,8 см и полкиловатта.
Благодаря своему открытию в дальнейшем ученым удалось создать новую версию бортового радара, увеличив его мощность в сто раз. В результате на испытании он смог обнаружить перископ подлодки на расстоянии свыше 12 км.
Корабельные радары
Пока английские ученые создавали совершенный радар, противолодочные силы Великобритании были вынуждены воевать, используя старые и неэффективные образцы бортовых РЛС. Причем даже этих несовершенных приборов не хватало, поскольку приоритет в поставках радаров был отдан ПВО. В итоге результат работы противолодочной авиации за 1939–1940 годы был нулевым. Днем самолеты могли загнать подлодки под воду. Но когда в июле 1940-го немецкие подводники начали ночные групповые нападения на конвои, авиапатрулирования в это время суток оказались бесполезны, так как пилоты не могли в темноте разглядеть субмарины.
"Волчья стая" против конвоя: первый успех "серых волков" в Атлантике
Не лучше обстояли дела и у кораблей ПЛО. Первым РЛС, полученным английским флотом в 1939-м, стал радар типа 79, работавший на 7,5-метровой волне. Вскоре его модернизировали до типа 279. Антенны этих радаров делились на приемную и передающую – обе находилась на вершине фок-мачты и вращались вместе. Хотя тип 279 разрабатывался для обнаружения морских целей, на практике его использовали в корабельной ПВО. Такая же судьба постигла и другие метровые радары, установленные на больших надводных кораблях.
Исключением стал радар типа 286, работавший на 1,5-метровой волне. Именно он стал первым бортовым РЛС эсминцев, предназначенным для поиска подлодок. Увы, но для этой цели тип 286 подходил плохо. Во-первых, этот радар имел небольшую неподвижную антенну, а во-вторых, ее работе мешало волнение на море. Волны могли отражать луч радара, что было проблемой всех корабельных РЛС, работавших в метровом диапазоне. Она исчезла лишь с появлением дециметровых и сантиметровых корабельных радаров.
Тем не менее именно тип 286 вошел в историю, став первым радаром, засекшим субмарину, которая затем была уничтожена. Произошло это 17 марта 1941 года, когда английские эсминцы потопили U-100 подводного аса Й. Шепке во время нападения «волчьей стаи» на конвой НХ-112.
Конец «золотого трио»
Хотя в начале войны англичане не могли толком защищать свое судоходство, немцам не суждено было этим воспользоваться. Германии не хватало субмарин для широкомасштабных действий, поэтому ее подводники сначала брали качеством, а не количеством. В немецком подплаве достаточно быстро сформировалась плеяда асов. Именно они обеспечили успехи «волчьих стай» во второй половине 1940-го, когда немецкие подводники добивались успехов, не неся потерь.
Среди подводных асов ярко выделялись Г. Прин, О. Кречмер и Й. Шепке, на счету у которых было более сотни потопленных судов общим тоннажем свыше полумиллиона брт. За свои успехи эти командиры получили прозвище «золотое трио».
Гюнтер Прин и пропаганда: как в Третьем рейхе создали культ личности подводного аса
Но удача не могла вечно сопутствовать этой троице. После серии болезненных ударов по конвоям осенью 1940-го англичане приняли ряд мер для их защиты. В том числе стали включать в эскортные группы корабли, оборудованные радаром типа 286. В итоге «золотое время» для «волчьих стай» закончилось. Первым погиб Прин. Его U-47 перестала выходить на связь 7 марта 1941 года после атаки конвоя ON-293. Что случилось с героем рейда в Скапа-Флоу, неизвестно по сей день. А 17 марта настал черед U-99 Кречмера и U-100 Шепке.
В тот день одной из лодок был обнаружен конвой НХ-112, после чего на ее сигнал подошли другие субмарины, включая U-99 и U-100. Сначала «волчьей стае» сопутствовал успех – Кречмеру удалось торпедировать шесть судов. Но вскоре фортуна отвернулась от немецких подводников.
В отличие от своего коллеги, Шепке во время атаки НХ-112 не преуспел. Эсминцы загнали U-100 под воду, а затем ей вслед полетели глубинные бомбы. Шепке пришлось всплыть, но скрыться от англичан в темноте он не смог. С помощью радара его лодку обнаружил эсминец «Вэнок», после чего протаранил ее и потопил. После этого настала очередь Кречмера. Правда, точку в его карьере поставил не радар, а гидролокатор. Уклоняясь от английских кораблей, U-99 погрузилась, после чего была обнаружена «асдиком» эсминца «Уокер» и повреждена глубинными бомбами. Кречмеру удалось всплыть. Не имея возможности ускользнуть от преследователей, он затопил свою субмарину, будучи затем пленен англичанами вместе со своей командой.
Так завершилась история первой радарной победы над немецкой подлодкой в битве за Атлантику. Правда, можно предположить, что обнаружение «Вэноком» лодки Шепке с помощью РЛС типа 286 – случайность, поскольку такие радары были более полезны эскортным группам для наблюдения за судами в ордере конвоя, чем в поиске лодок. Ситуация улучшилась лишь к сентябрю 1941-го, когда Адмиралтейство смогло дать английским силам ПЛО 27 эскортных кораблей, оборудованных радаром типа 271, созданным на основе открытия Рэнделла и Бута. С этого момента в каждой эскортной группе, сопровождавшей конвои, был один корабль с такой бортовой РЛС.
Хотя это нововведение осложнило жизнь «волчьим стаям», но не гарантировало конвоям безопасности. Как и прежде, поставки новых радаров для противолодочников все еще не были в приоритете. Поэтому англичане смогли насытить ими свою ПЛО лишь во второй половине войны, в том числе и с помощью союзников – американцев. Это привело к победе в борьбе с немецкими подлодками в Атлантике, но не избавило Великобританию и США от потерь судов в период, когда их эскортные группы и морская авиация имели небольшие возможности в радиолокации.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".